Консультация для учителей-логопедов "ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Насифуллина Ирина Викторовна

В данном материале сделан обзор популярных  компьютерных логопедических игр и программ. Автор рассказывает о своей авторской разработке "Веселые шипящие". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Насифуллина Ирина Викторовна

г. Санкт-Петербург, ГБДОУ детский сад №43 компенсирующего вида Приморского района, учитель-логопед

Применение наглядных пособий, демонстрационных и раздаточных материалов, картинок, опорных схем, моделей, дидактических игр, информационных компьютерных технологий значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда по коррекции речи дошкольников.

Компьютерные задания – это дополнительный, рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают положительный эмоциональный настрой и мотивируют ребенка и педагога, тем самым ускоряют процесс достижения положительных результатов в работе. Кроме того, использование компьютера способствует развитию и совершенствованию креативных качеств педагога – его профессиональной и личностной самореализации, уровня его компетентности. Дети очень тонко чувствуют переход своего педагога в новое качество. Желание взрослого разнообразить их деятельность, сделать занятия более интересными и познавательными способствует развитию личностных качеств детей и их коммуникации.

Для занятий необходимо большое количество наглядного материала, которое нужно изготавливать, и для его хранения нет места. Использование же компьютерных заданий с систематизированным иллюстративным, развивающим и, главное, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время учителя-логопеда

Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями. Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут, а для детей 7 лет 15 минут. Таким образом, использование компьютерных технологий занимает лишь часть образовательной деятельности.

В этой статье я хочу предложить некоторые компьютерные игры, которые предназначены для развития речи детей дошкольного возраста.

  1. «Развитие речи. Учимся говорить правильно. Компьютерная программа». Данная программа в легкой ненавязчивой форме помогает научить ребенка, верно, ориентироваться в звуках окружающего мира, Правильно говорить и внимательно слушать, познакомит с основами письменной речи. Ребенок поймет связь звука и буквы, приобретет навыки чтения. Увлекательные задания расширяют кругозор, расширяют словарный запас дошкольника, развивают зрительную и слуховую память. Программа состоит из 4 разделов:

-Неречевые звуки (Ознакомление со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы, со звуками природы например со звуками леса).

-Звукоподражание (ознакомление со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков речи).

-Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

  1. Логопедическая коррекционная программа. Л. Р. Лизунова «Игры для Тигры». Она включает диск с программой и методические рекомендации по работе с программой. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». Программа содержит различные по сложности или по объему варианты заданий.
  2. Программа «БОС-здоровье» А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи. «БОС-Здоровье» используется не только для профилактических оздоровительных целей, а также эффективно ее применение и для коррекции речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание. Эта программа и служит для оптимизации и повышение эффективности коррекционных занятий, а также в качестве дополнительного курса к основной программе, при работе с детьми, имеющие различные нарушения речи. Рабочая программа «БОС-здоровье» ориентирована на детей компенсирующей направленности от 4 до 7 лет и рассчитана на два года обучения.

Состоит из следующих разделов: «Азбука», «Круг, квадрат, треугольник», «Широкий-узкий», «Большой-маленький. Длинный-короткий», «Один-ни одного. Мало-много», «Высокий-низкий. Тонкий-толстый. Широкий-узкий. Для работы программы необходим микрофон и датчики обратной связи.

  1. Интерактивные игры серии издательства «Учитель»: «Познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет» Омельченко Л.В. содержит интерактивные тренажеры, способствующие развитию познавательной сферы, памяти, связной речи и коммуникативных умений у старших дошкольников. А так же позволяет рационально и эффективно проводить индивидуальную и групповую работу, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность детей, формировать у них словарный запас, навык словообразования.

5. «Интерактивные речевые игры» автор Л. Аскульская. Диск содержит два раздела: развитие устной речи и развитие письменной речи.
Плюсы пособия - содержит достаточно много уже готовых интерактивных игр (разделы написаны в описании), все игры озвучены! Предлагаемые логопедические тренажёры содержат следующие разделы:
-Развитие фонематических процессов;
-Развитие лексики и грамматики;
-Формирование орфографической зоркости;
-Развитие памяти и внимания.
Игры содержат большое количество заданий с использованием графических объектов, звуков и букв, которые способствуют формированию навыка выполнения фонематического анализа, чтения и письма.
6. Интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет» Авторы Сельверстовы Сергей и Юлия.

Игры представлены в виде презентаций, что я считаю плюсом - есть возможность редактировать игры как угодно, т.е. подбирать необходимые картинки, фон и т.п. индивидуально под ребенка, занятие и другие факторы (конечно, не для ленивых) и использовать в работе, как на компьютере, так и на интерактивной доске. Но с другой стороны по сравнению с уже существующими интерактивными играми, этот диск проигрывает по параметрам красочность, озвученность, привлекательность для детей. Но еще раз повторю, что он очень удобен для тех, кто хочет и умеет сделать " под себя", остальные же могут использовать и в предложенном варианте. Игры представлены по темам (которые заявлены в описании, повторять не буду) и перечень игры примерно одинаков: четвертый лишний, кроссворд, один-много, мнемозагадки, найди тень, назови ласково, найди предмет, собери слово.
Следует отметить, что компьютерная техника быстро устаревает и нуждается в модернизации, возникают трудности с программным обеспечением. Принимая во внимание подобные трудности лучше использовать стандартные программы для создания собственных компьютерных заданий. Очень удобной мне представляется программа Power Point. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты. Для последовательного восприятия информации существует настройка анимации. При желании можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. Данная программа очень удобна для совместной деятельности педагога и дошкольников. (О. Б. Воронкова Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов на Дону 2007 г.)

С использованием программы Power Point я разработала электронное пособие «Веселые шипящие» логопедические игры по автоматизации звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Презентация состоит из 74 слайдов, многие из которых озвучены. Презентация начинается с домашней страницы, на которой расположены буквы Ш, Ж, Ч, Щ соединенные гиперссылкой с началами презентаций на каждый из представленных звуков. В конце каждой части расположен значок домика, нажав на который можно вернуться на домашнюю страницу. Задания располагаются с постепенным усложнением.

Знакомство со звуком начинается с характеристики звука. Затем дается образец написания буквы, обозначающей этот звук.

Далее идут задания на изолированное произнесение звука и задания на чтение в слогах, словах с буквой, обозначающей этот звук.

Далее предлагаются задания на произношение звука в словах; развития фонематического анализа и синтеза; на развитие навыков словообразования. Далее звук отрабатывается в предложениях, скороговорках, стихотворениях, логопедических распевках. Все задания достаточно увлекательны и благодаря этому дети воспринимают занятие как игру и с удовольствием учатся говорить.

Электронное пособие помимо автоматизации дефектно произносимых звуков помогает развить внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение, закрепить навыки чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...

Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...

Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательно...

Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда

Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда...