МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ- СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Квашнина Ольга Валерьевна

Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность коррекционных занятий логопеда.  В результате использования упражнений на балансировочной доске Бильгоу у детей с ТНР отмечается улучшение понимания, внимания, поведения, зрительно-моторной координации, мануальных и графо-моторных функций, повышение общего уровня интеллекта, когнитивной сферы, речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozzhechkovaya_stimulyatsiya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

МОЗЖЕЧКОВАЯ СТИМУЛЯЦИЯ- СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА.

Квашнина О.В. (Новокузнецк)

Речевые нарушения остаются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей. Дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности- дефицит внимания, низкий уровень развития самоконтроля, низкий уровень познавательной активности, быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность, особенности зрительно-пространственного восприятия, низкий уровень мотивации к обучению. Это приводит к поиску путей, повышения эффективности коррекционной работы логопеда. Мы в своей работе с детьми с Тяжелыми Нарушениями Речи (Дизартрия, Общее Недоразвитие Речи II-III уровень, Общее Недоразвитие Речи III.) адаптируем и применяем игры и упражнения из программа Learning Breakthrough- это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине XX века.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! В последние десятилетия ученые пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, РЕЧЕВОМУ и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

В основе этой программы  лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру. Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда, одновременно пытаясь удержать равновесие. Для каждого ребенка подбираются индивидуальные игры и упражнения, при этом учитывается возраст ребенка, его физические, познавательные и РЕЧЕВЫЕ возможности и особенности.

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Ребенок стоит или сидит на поверхности доски, которая в свою очередь, укреплена на круглой основе, что и заставляет его балансировать в положении стоя (или сидя на первоначальном этапе) В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Стоя (сидя)  на балансировочной доске ребенок  выполняет двигательные упражнения одновременно с заданиями, подобранными логопедом на развитие мелкой моторики, автоматизацию звукопроизношения, развитие и активизацию словаря, лексико-грамматических категорий, формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза, развитию связной речи, в соответствии с планом коррекционно-образовательной работы.

Варианты упражнений:

  • Залезть и слезть с доски, с разных сторон: сзади, спереди, сбоку одновременно называя пять предметов изучаемой лексической темы (Игрушки, Одежда Дикие или Домашние животные и т.п.).
  • Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие и изменять существительные единственного числа на множественное (Логопед: Стол- Ребенок: столы и т.п.).
  • Ребенок в положении сидя на доске. Выполнять упражнения для рук- имитация плавания с проговариванием чистоговорки на автоматизируемый звук. (Ла-ла-ла Мила в лодочке плыла. Ло-ло-ло в лодке есть весло и т.п.)
  • Ребенок в положении сидя на доске. Выполняются круговые вращения руками с подбором слов на заданный звук или слог (Логопед: звук [С] Ребенок: Сапог, собака, сова и т.п.)

Упражнения разновесными с мешочками (мячом).

Эти игры так же сопровождаются подобранными заданиями на автоматизацию звукопроизношения, развитие и активизацию словаря, лексико-грамматических категорий, формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Разного веса мешочки с крупой (или мяч) кидаются ребенку:

  • Можно принимать (ловить) мешочки от логопеда одной рукой или двумя, поочередно или одновременно, образовывая притяжательные или относительные прилагательные. (Логопед: У лисы хвост…? Ребенок: Лисий. Логопед: Варенье из малины…? Ребенок: Малиновое и т.п. );
  • Использовать мишень на полу (Бросать мешочки на картинки со звуком [Р] ), мишень на стене;
  • Подкидывать вверх каждой из рук, называя гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э) звонкие твердые согласные (М, Н, В, Г и т.п.); глухие твердые согласные(Ф, П, Х, Ш и т.п.)

Упражнения с мячом-маятником.

  • Отбивать подвешенный мяч левой, правой, двумя руками, образовывая приставочные глаголы (Логопед: Бабочка к цветку…? Ребенок: Прилетела. Логопед: Бабочка вокруг цветка…? Ребенок: Облетела, Логопед: Бабочка от цветка …? Ребенок: Улетела);
  • Отбивать подвешенный мяч от наклонной доски, называя первый звук в слове (Логопед: Дом- Ребенок: [Д], Логопед: Кит- Ребенок:[К*] и т.п.);
  • Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой, называя последний звук в слове (Логопед: Мак- Ребенок: [М] Логопед: Рыба- Ребенок:[А] и т.п.);
  • Кинуть подвешенный мяч на резиночке- хлопнуть в ладоши, столько раз сколько слогов в слове(Логопед: Кот, Ребенок хлопает один раз, Логопед: Кино- Ребенок хлопает два раза и т. п.);

В результате использования упражнений на балансировочной доске Бильгоу у детей с ТНР отмечается улучшение понимания, внимания, поведения, зрительно-моторной координации, мануальных и графо-моторных функций, повышение общего уровня интеллекта, когнитивной сферы, речевого развития.

Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий, не только логопеда, но и психолога, дефектолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...

Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...