«Использование ИКТ при взаимодействии учителя- логопеда с педагогами ДОУ, с родителями».
статья по логопедии на тему

Трофимова Анна Алексеевна

 

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

  Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических  знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Особенно это важно в логопедической группе, так как помощь семьи в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у близких родственников есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения.

 Новые современные возможности помогают  в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет  сделать работу более успешной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_pri_vzaimodeystvii_uchitelya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад по теме:

«Использование ИКТ при взаимодействии учителя- логопеда с педагогами ДОУ, с родителями».

Подготовила: учитель- логопед

 МАДОУ № 1  города Коврова Трофимова Анна Алексеевна

Использование ИКТ при взаимодействии учителя- логопеда с педагогами ДОУ, с родителями.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

  Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических  знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Особенно это важно в логопедической группе, так как помощь семьи в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у близких родственников есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения.

 Новые современные возможности помогают  в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет  сделать работу более успешной.

Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:

  1. ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
  2. и отсутствие возможностей для своевременного предоставления необходимой информации родителям.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

 Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной  форм работы.

Рассмотрим подробнее возможности использования наглядных средств   вовлечения родителей в образовательное пространство логопедической группы.

         Изучив особенности человеческого восприятия, педагоги и психологи сделали вывод, что наиболее качественное усвоение нового материала достигается при сочетании словесного изложения и использования средств наглядности, которые дают возможность визуально представить предъявляемую информацию.

Выделяем пять преимуществ использования визуальных средств:

1.     Привлекают и удерживают внимание.

2.     Иллюстрируют и усиливают устную речь.

3.     Сводят к минимуму непонимание.

4.     Усиливают запоминание. Конфуций: «Я слышу – и забываю. Я вижу – и вспоминаю. Я делаю – и постигаю».

5.     Повышают профессиональную компетентность педагога.

На первых этапах, когда родители не имеют представления о том, как нужно заниматься с детьми дома, эффективным средством знакомства с особенностями работы логопеда является мультимедийная презентация, для создания которой  используется программа MS Power Point.

О.Б. Воронкова [2, с.153] подробно освещает методический и практический аспект работы в Power Point. «Компьютерная презентация – это файл…Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и печатать на бумаге или прозрачной плёнке. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны». Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как может включать самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, диаграммы, графики, тексты, картины, портреты, видео и аудиофрагменты, элементы анимации.

Цель использования мультимедийной презентации – в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми логопедическими терминами, дать понятие об основных направлениях коррекционной работы.

Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребёнке, развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребёнок – родитель – педагог», предлагаем оборудовать в ДОУ семейнуюмедиатеку.

Термины «медиа», «медиатека» впервые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе в 1991 году. «Медиа» - это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио и видеокассетах. Молодым родителям (особенно папам)  будет интереснее познакомиться с актуальными вопросами по воспитанию детей используя медиапособия, а также   образовательные порталы и сайты в Интернете. Наша задача -  создание таких  мультимедиапособий,  знакомство родителей с  адресами порталов.

Не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям  легче удержать в памяти весь её объем, и  они могут вернуться к материалам неоднократно.  И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные,  с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание  даже не у самых активных родителей.

Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц.

Рубрика «Игротека» знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными:

- на расширение словарного запаса дошкольника;

- закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно;

- воспитание навыков словообразования;

- закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учётом следующих требований:

- упражнения должны учитывать принцип ведущей деятельности (игры);

-  закреплять изученный на логопедических занятиях материал;

- должны предваряться подробными инструкциями;

- родители должны понимать и цель каждого упражнения;

- задания по новому материалу не включаются.

Для удобства работы мы постепенно перешли на использование карточек с заданиями, в которых сконцентрирован материал по текущей лексической теме. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.

         Рубрика «Советы логопеда» содержит конкретные рекомендации:

        как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха и т.д.;

        как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребёнка, создавать положительную мотивацию к занятиям и т.д.);

        как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;

        как развивать мелкую моторику рук. Мы рассказываем о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.

Рубрика «Тематические консультации» включает в себя справочные материалы врачей-специалистов: отоларинголога, невропатолога, психоневролога, ортодонта, которые были разработаны на основе публикаций в журналах.

Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предлагает  рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д.

Нам были  выпущены    информационные буклеты Следующей серии:

 «Шпаргалка для родителей». Буклет – это издание, отпечатанное на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы его можно читать и рассматривать не разрезая, а раскрывать ширмообразно. Буклеты для родителей – прекрасное средство информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников (в том числе о достижениях конкретного учреждения), также презентации (освещение) родителями собственных семейных ресурсов в развитии личности ребёнка.

Итак, за последнее время заметно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности,  активизируем родителей в вопросах коррекции речи  и воспитания  ребёнка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при решении коррекционных задач в ДОУ

В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда, где предлагаются методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи ...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.

Взаимодействие учителя-логопеда  и педагога-психолога  в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе.    О.А. Кропова, учитель-логопед,  С.В.Кос...

Календарно-перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и родителями

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в ней, обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.В настоящее время взаимодей...

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....