Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Кропова Ольга Александровна

 

Взаимодействие учителя-логопеда  и педагога-психолога

  в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе. 

 

  О.А. Кропова, учитель-логопед,  С.В.Костенькова, педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 ст.Каневская Краснодарский край

 

 Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество детского сада и  семьи является необходимым условием успешности воздействии на ребенка.
       Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью индивидуальной и  коллективной форм работы. Мы используем в своей практике разнообразные  формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, практикумы, совместныепраздники.
        Широко используем наглядно-информационные методы: записи на магнитофон и видеокамеру бесед с детьми, показ видеофрагментов различных видов деятельности детей, фотографии, стендовую информацию в картинках, папки-передвижки, памятки, консультации.
      Многие родители не знакомы с  психофизическими возможностями своих детей, которые в свою очередь позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, различными умениями и навыками, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. Поэтому возникла необходимость в разработке и проведении психологического практикума для родителей  «Год перед школой».


        План работы психологического практикума

для родителей «Год перед школой»

Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.
Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми:

  1. Познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка;
  2. Показать возможность использования слова, как игрового средства общения с ребенком.

 

N

тема

цель

1

Мой ребенок. Какой он?

Помочь родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его узнать, здраво оценить возможности ребенка

2

Формируем восприятие, наблюдательность.

Помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.

3

Развиваем память

Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала

4

Развиваем внимание

Объяснить родителям понятие, что значит «внимательно заниматься». И как можно ребенка научить этому.

5

Формируем мышление

Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения.

6

Развиваем воображение

Познакомить родителей с играми, упражнениям, психологическими этюдами, способствующими развитию у детей воображения

7

Развиваем произвольное поведение

Дать определение «произвольного поведения» и показать родителям способы формирования его у детей.

8

Развиваем графические умения

Дать родителям советы, как готовить руку ребенка к письму.

Занятия проводятся раз в 2 недели, продолжительностью 30 минут.

Планируемый результат: Успешность обучения ребенка в школе.

 

На занятиях практикума совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи. Представляем вашему вниманию несколько занятий практикума с элементами тренинга.

 

Тема «Формируем восприятие, наблюдательность» 
Цель: помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.

Ход занятия.

  1. Мини-лекция.  Значение формирования восприятия у ребенка.
  2. Игры.

Сенсорные способности

Развивающие игры

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Восприятие целостного предмета

«Разрезные картинки» 
«Дорисуй узор по образцу»

 

Игры на общее и различное

 

«Чем похожи,  чем отличаются?» 
«Чем похожи?»
«Найди и расскажи»

Восприятие сложных явлений

«Определи настроение» 
«Найди одинаковые выражения»

 

Восприятие времени

«Что бывает чаще?»

 

Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств

«Что бывает самым?»

Д/и«Аукцион»
«Угадай, чей голосок»

 

Тема: «Развиваем память»
Цель: Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала 
Ход занятия.

  1. Мини-лекция.  Виды памяти.  Произвольная память. Особенности развития памяти у девочек и у мальчиков.
  2. Игры.

Виды памяти и приёмы

Развивающие игры

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Прием «повторение»

«Купи в магазине»

«Стихи и перевертыши»

Прием «Смысловое соотнесение»

«Пары картинок»

«Картинка помогает слову»

Образная память

«Запомни предметы»

«Что изменилось?», «Чего не стало?»

Словесно-логическая память

«Запомни картинки»

«Запомни рассказ»

Оперативная память

«Каких картинок больше» 
«Складывай и запоминай»

 

Кратковременная память

«Запомни цифры»

«Послушайте, запомните, повторите», «Какое новое слово появилось?»

Долговременная память

 

«Кто больше вспомнит слов?»

 

Тема «Формируем  мышление» 
Цель:  Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения 
Ход занятия.

  1. Мини-лекция.  Виды мышления. 
  2. Игры.

Приемы и способности

Развивающие игры

Педагог-психолог

Учитель - логопед

Прием «сравнение»

«Найди вырезанные кусочки»

 

Прием «обобщение»

 

«Найди общее»
«Что лишнее?»

Прием «систематизации»

«Продолжи ряд предметов» 
«Заполни матрицу»

«Что к чему подходит?»

 

Прием «смысловое соотнесение»

«Что подходит?»

«Бывает – не бывает»

Мысленное преобразование образа

«Головоломка с палочками»

 

Ориентация в пространстве

«Где спрятана игрушка?»

 

Планирование действий  в уме.

«Найди все тропинки»

 

 

 

Совместная работа психолога и логопеда с родителями определяет  эффективность подготовки ребенка к обучению. Адаптация детей к школе проходит более  успешно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...

Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников по проблеме "Постепенная подготовка к обучению в школе"

Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка и его родителей. Как зараннее продумать и распределить возможности, ресурсы и необходимые дейсвтия, что бы подготовка к обучению в школе был...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по вопросам педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников

Ни  у  кого  не  вызывает  сомнения  то, что  детей  надо  учить  чтению, счету, письму. Но  не  менее  важно  учить  детей...