Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога
в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе.
О.А. Кропова, учитель-логопед, С.В.Костенькова, педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 ст.Каневская Краснодарский край
Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество детского сада и семьи является необходимым условием успешности воздействии на ребенка.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью индивидуальной и коллективной форм работы. Мы используем в своей практике разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, практикумы, совместныепраздники.
Широко используем наглядно-информационные методы: записи на магнитофон и видеокамеру бесед с детьми, показ видеофрагментов различных видов деятельности детей, фотографии, стендовую информацию в картинках, папки-передвижки, памятки, консультации.
Многие родители не знакомы с психофизическими возможностями своих детей, которые в свою очередь позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, различными умениями и навыками, нормами поведения, необходимыми при обучении в школе. Поэтому возникла необходимость в разработке и проведении психологического практикума для родителей «Год перед школой».
План работы психологического практикума
для родителей «Год перед школой»
Цель: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.
Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми:
- Познакомить с играми, развивающими познавательную сферу ребенка;
- Показать возможность использования слова, как игрового средства общения с ребенком.
N | тема | цель |
1 | Мой ребенок. Какой он? | Помочь родителям внимательнее присмотреться к своему ребенку, лучше его узнать, здраво оценить возможности ребенка |
2 | Формируем восприятие, наблюдательность. | Помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир. |
3 | Развиваем память | Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала |
4 | Развиваем внимание | Объяснить родителям понятие, что значит «внимательно заниматься». И как можно ребенка научить этому. |
5 | Формируем мышление | Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения. |
6 | Развиваем воображение | Познакомить родителей с играми, упражнениям, психологическими этюдами, способствующими развитию у детей воображения |
7 | Развиваем произвольное поведение | Дать определение «произвольного поведения» и показать родителям способы формирования его у детей. |
8 | Развиваем графические умения | Дать родителям советы, как готовить руку ребенка к письму. |
Занятия проводятся раз в 2 недели, продолжительностью 30 минут.
Планируемый результат: Успешность обучения ребенка в школе.
На занятиях практикума совместно с родителями обсуждаются проблемы предшкольной подготовки, даются практические советы и рекомендации, предлагаются различные игры и упражнения для развития психических процессов и речи. Представляем вашему вниманию несколько занятий практикума с элементами тренинга.
Тема «Формируем восприятие, наблюдательность»
Цель: помочь родителям подобрать игры для детей, которые направлены на воспитание умения внимательно всматриваться в окружающий ребенка мир.
Ход занятия.
- Мини-лекция. Значение формирования восприятия у ребенка.
- Игры.
Сенсорные способности | Развивающие игры | |
Педагог-психолог | Учитель - логопед | |
Восприятие целостного предмета | «Разрезные картинки» |
|
Игры на общее и различное |
| «Чем похожи, чем отличаются?» |
Восприятие сложных явлений | «Определи настроение» |
|
Восприятие времени | «Что бывает чаще?» |
|
Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств | «Что бывает самым?» | Д/и«Аукцион» |
Тема: «Развиваем память»
Цель: Обучить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала
Ход занятия.
- Мини-лекция. Виды памяти. Произвольная память. Особенности развития памяти у девочек и у мальчиков.
- Игры.
Виды памяти и приёмы | Развивающие игры | |
Педагог-психолог | Учитель - логопед | |
Прием «повторение» | «Купи в магазине» | «Стихи и перевертыши» |
Прием «Смысловое соотнесение» | «Пары картинок» | «Картинка помогает слову» |
Образная память | «Запомни предметы» | «Что изменилось?», «Чего не стало?» |
Словесно-логическая память | «Запомни картинки» | «Запомни рассказ» |
Оперативная память | «Каких картинок больше» |
|
Кратковременная память | «Запомни цифры» | «Послушайте, запомните, повторите», «Какое новое слово появилось?» |
Долговременная память |
| «Кто больше вспомнит слов?» |
Тема «Формируем мышление»
Цель: Проиграть с родителями в игры, направленных на развитие логики, умение обобщать, рассуждать и делать умозаключения
Ход занятия.
- Мини-лекция. Виды мышления.
- Игры.
Приемы и способности | Развивающие игры | |
Педагог-психолог | Учитель - логопед | |
Прием «сравнение» | «Найди вырезанные кусочки» |
|
Прием «обобщение» |
| «Найди общее» |
Прием «систематизации» | «Продолжи ряд предметов» | «Что к чему подходит?»
|
Прием «смысловое соотнесение» | «Что подходит?» | «Бывает – не бывает» |
Мысленное преобразование образа | «Головоломка с палочками» |
|
Ориентация в пространстве | «Где спрятана игрушка?» |
|
Планирование действий в уме. | «Найди все тропинки» |
|
Совместная работа психолога и логопеда с родителями определяет эффективность подготовки ребенка к обучению. Адаптация детей к школе проходит более успешно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"
Основная цель проекта: оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения; формиро...
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста» Конспект непосредственно – образовательной деятельности «В мире волшебных звуков»
Мастер - класс «Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошк...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ
Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...
Методическая разработка по консультированию родителей воспитанников по проблеме "Постепенная подготовка к обучению в школе"
Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка и его родителей. Как зараннее продумать и распределить возможности, ресурсы и необходимые дейсвтия, что бы подготовка к обучению в школе был...
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по вопросам педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников
Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но не менее важно учить детей...