Конспект индивидуального занятия по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Юлия А.

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_r.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия
по постановке звука [Р] (для ребенка 5–7 лет)

Цель занятия:

  1. Формирование правильного артикуляционного уклада для звука [Р].
  2. Развитие сильной направленной воздушной струи.
  3. Активизация кончика языка.

Оборудование:
Зеркало, шпатель, ватные шарики, картинки с символами упражнений, игрушка "тигрёнок" (для игры), ароматизированный валик (для тактильной стимуляции).

Ход занятия:

1. Организационный момент (2 мин):

  • Эмоциональный настрой:
    «Сегодня мы с тобой разбудим спящего тигрёнка! Но для этого нужно выполнить волшебные упражнения для язычка».
  • Дыхательная разминка:
    «Задуй свечи» (глубокий вдох носом → длинный выдох ртом).

2. Артикуляционная гимнастика (7 мин):

Цель: Подготовка речевого аппарата.

Упражнение

Методика выполнения

Дозировка

«Барабанщик»

Постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами: «Д-д-д-д!»

10–15 раз

«Маляр»

«Покрасить нёбо» языком (вперед-назад)

5–7 раз

«Грибок»

Присосать язык к нёбу → удержать

5 сек. × 3 раза

«Пулемёт»

Быстро произносить: «Т-т-т-т...» (на одном выдохе)

3 подхода

«Заведи мотор»

Дуть на кончик языка, произнося [Д] (дддддррр!)

3–5 раз

Прием: Использование шпателя для подъема кончика языка («подтолкни качели!»).

3. Постановка звука [Р] (основной этап, 10 мин):

Варианты методов (выбрать эффективный для ребенка):

  • От «ЗАВЕДИ МОТОР»:
    Ребенок дует на поднятый язык при [Д]:
    «Дышим на замерзшие руки: ддддд... Теперь сильно подуй — дррррр!».
  • Механическая помощь:
    Шпателем ритмично покачивать кончик языка при произнесении [З] («зззз») → получить вибрацию [Р].
  • От «ГРИБОК»:
    Удерживая язык прижатым к нёбу, с силой подуть на его кончик + добавить голос.

Ключевые подсказки:

  • «Кончик языка — как парус! Пусть ветер (воздух) его дрожит».
  • «Покажи тигрёнку, как рычит лев: Р-Р-Р!» (использовать игрушку).

4. Закрепление изолированного звука (5 мин):

  • Игра «Эхо»:
    Логопед:
    «Р___» (длительно) → Ребенок повторяет.
  • «Звуковые дорожки»:
    Рисовать пальцем спираль на столе, произнося [Р] (чем больше круг — тем громче).
  • Тактильная стимуляция:
    Легко провести ароматизированным валиком по кончику языка → активировать рецепторы.

5. Физминутка (3 мин):

«Тигр-рычит»:

  • «Тигр потянулся» (руки вверх → на носочках).
  • «Тигр рычит» (присесть → рык [Р-Р-Р!]).
  • «Тигр качает хвостом» (вращение тазом → «ррр» на выдохе).

6. Первичная автоматизация в слогах (5 мин):

  • Прямые слоги (с гласными А, О, У):
    РА-РА-РА, РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ (хлопая ритм).
  • Обратные слоги:
    АР-АР-АР (как лев), ОР-ОР-ОР (как трактор).
  • Игра «Повтори за мной»:
    Логопед стучит карандашом по столу (3 раза) → ребенок произносит:
    РА-РА-РА.

7. Итог занятия (3 мин):

  • Рефлексия:
    «Тигрёнок проснулся от твоего рыка! Какой звук мы его разбудили?».
  • Похвала:
    Вручить наклейку «Я умею рычать!».
  • Домашнее задание:
    «Делай «Грибок» и «Барабанщик» 2 раза в день. Рычи как тигр 5 раз утром/вечером».

Критерии успеха:

  • Ребенок произносит изолированный [Р] с помощью шпателя/самостоятельно.
  • Удерживает правильный артикуляционный уклад (кончик языка поднят, боковые края прижаты к зубам).

Примечания:

  1. Если звук не поставлен — повторить этапы 2–3 на следующем занятии.
  2. При боковом произношении — усилить упражнения на «Боковые качели» (язык за зубами вправо-влево).
  3. Длительность: 25–30 минут.

Диагностические маркеры для логопеда:

  • Причина отсутствия [Р]: слабая воздушная струя / гипотонус языка / укороченная подъязычная связка.
  • Способы коррекции:
    Слабая струя → игры с ватными шариками («Забей гол в ворота!»).
    Гипотонус → массаж языка зубной щёткой.
    Уздечка → консультация стоматолога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Л.

Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

конспект индивидуального занятия по постановке звука (К).

ЦЕЛИ:Образовательная:1.Дать понятие о механизме образования звука (к).Коррекционная:1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.2.Уточнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный ...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука "л"

Формирование правильного произношения извука "Л", акустического и произносительного образа звука....

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш...

конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука "С"

Конспект индивидуального занятия по постановке звука "С"...