Конспект индивидуального занятия по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Р
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
по постановке звука [Р] (для ребенка 5–7 лет)
Цель занятия:
- Формирование правильного артикуляционного уклада для звука [Р].
- Развитие сильной направленной воздушной струи.
- Активизация кончика языка.
Оборудование:
Зеркало, шпатель, ватные шарики, картинки с символами упражнений, игрушка "тигрёнок" (для игры), ароматизированный валик (для тактильной стимуляции).
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 мин):
- Эмоциональный настрой:
«Сегодня мы с тобой разбудим спящего тигрёнка! Но для этого нужно выполнить волшебные упражнения для язычка». - Дыхательная разминка:
«Задуй свечи» (глубокий вдох носом → длинный выдох ртом).
2. Артикуляционная гимнастика (7 мин):
Цель: Подготовка речевого аппарата.
Упражнение | Методика выполнения | Дозировка |
«Барабанщик» | Постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами: «Д-д-д-д!» | 10–15 раз |
«Маляр» | «Покрасить нёбо» языком (вперед-назад) | 5–7 раз |
«Грибок» | Присосать язык к нёбу → удержать | 5 сек. × 3 раза |
«Пулемёт» | Быстро произносить: «Т-т-т-т...» (на одном выдохе) | 3 подхода |
«Заведи мотор» | Дуть на кончик языка, произнося [Д] (дддддррр!) | 3–5 раз |
Прием: Использование шпателя для подъема кончика языка («подтолкни качели!»).
3. Постановка звука [Р] (основной этап, 10 мин):
Варианты методов (выбрать эффективный для ребенка):
- От «ЗАВЕДИ МОТОР»:
Ребенок дует на поднятый язык при [Д]: «Дышим на замерзшие руки: ддддд... Теперь сильно подуй — дррррр!». - Механическая помощь:
Шпателем ритмично покачивать кончик языка при произнесении [З] («зззз») → получить вибрацию [Р]. - От «ГРИБОК»:
Удерживая язык прижатым к нёбу, с силой подуть на его кончик + добавить голос.
Ключевые подсказки:
- «Кончик языка — как парус! Пусть ветер (воздух) его дрожит».
- «Покажи тигрёнку, как рычит лев: Р-Р-Р!» (использовать игрушку).
4. Закрепление изолированного звука (5 мин):
- Игра «Эхо»:
Логопед: «Р___» (длительно) → Ребенок повторяет. - «Звуковые дорожки»:
Рисовать пальцем спираль на столе, произнося [Р] (чем больше круг — тем громче). - Тактильная стимуляция:
Легко провести ароматизированным валиком по кончику языка → активировать рецепторы.
5. Физминутка (3 мин):
«Тигр-рычит»:
- «Тигр потянулся» (руки вверх → на носочках).
- «Тигр рычит» (присесть → рык [Р-Р-Р!]).
- «Тигр качает хвостом» (вращение тазом → «ррр» на выдохе).
6. Первичная автоматизация в слогах (5 мин):
- Прямые слоги (с гласными А, О, У):
РА-РА-РА, РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ (хлопая ритм). - Обратные слоги:
АР-АР-АР (как лев), ОР-ОР-ОР (как трактор). - Игра «Повтори за мной»:
Логопед стучит карандашом по столу (3 раза) → ребенок произносит: РА-РА-РА.
7. Итог занятия (3 мин):
- Рефлексия:
«Тигрёнок проснулся от твоего рыка! Какой звук мы его разбудили?». - Похвала:
Вручить наклейку «Я умею рычать!». - Домашнее задание:
«Делай «Грибок» и «Барабанщик» 2 раза в день. Рычи как тигр 5 раз утром/вечером».
Критерии успеха:
- Ребенок произносит изолированный [Р] с помощью шпателя/самостоятельно.
- Удерживает правильный артикуляционный уклад (кончик языка поднят, боковые края прижаты к зубам).
Примечания:
- Если звук не поставлен — повторить этапы 2–3 на следующем занятии.
- При боковом произношении — усилить упражнения на «Боковые качели» (язык за зубами вправо-влево).
- Длительность: 25–30 минут.
Диагностические маркеры для логопеда:
- Причина отсутствия [Р]: слабая воздушная струя / гипотонус языка / укороченная подъязычная связка.
- Способы коррекции:
Слабая струя → игры с ватными шариками («Забей гол в ворота!»).
Гипотонус → массаж языка зубной щёткой.
Уздечка → консультация стоматолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Л.
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»
Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

конспект индивидуального занятия по постановке звука (К).
ЦЕЛИ:Образовательная:1.Дать понятие о механизме образования звука (к).Коррекционная:1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.2.Уточнение движений органов артикуляции на данный артикуляционный ...
Конспект индивидуального занятия по постановке звука "л"
Формирование правильного произношения извука "Л", акустического и произносительного образа звука....

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш...

конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш
конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука "С"
Конспект индивидуального занятия по постановке звука "С"...