Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
статья по логопедии
Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается с материала неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.
Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается с материала неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Этапы работы:
- Узнавание неречевых звуков. Дети учатся узнавать и различать бытовые шумы, звуки улицы, природы, музыкальных инструментов, голоса животных.
- Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
- Различение слов, близких по своему звуковому составу.
- Дифференциация слогов. Детей учат различать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
- Дифференциация фонем. Дети учатся различать фонемы родного языка, начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова.
Некоторые игры, которые помогают развивать фонематическое восприятие у дошкольников:
- «Что ты слышишь?». Детям предлагают посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и другие. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
- «Угадай по звуку». Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и другие, затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
- «Угадай, что звучит». Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен.
- «Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С.
- «Выбери правильно». Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...
Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР...
Презентация "Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"
Этапы работы по формированию фонематического восприятияI этап - узнавание неречевых звуков;II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;III этап - различ...
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

