Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Никитенко Анна Ильинична

Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается с материала неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

Работа по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается с материала неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Этапы работы:

  1. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся узнавать и различать бытовые шумы, звуки улицы, природы, музыкальных инструментов, голоса животных. 
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
  3. Различение слов, близких по своему звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов. Детей учат различать слоги, различающиеся несколькими или одним звуком на материале слогов различной структуры.
  5. Дифференциация фонем. Дети учатся различать фонемы родного языка, начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова.

Некоторые игры, которые помогают развивать фонематическое восприятие у дошкольников:

  1. «Что ты слышишь?». Детям предлагают посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и другие. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
  2. «Угадай по звуку». Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и другие, затем то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
  3. «Угадай, что звучит». Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен.
  4. «Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С.
  5. «Выбери правильно». Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Для более успешного преодоления фонетико-фонематического нарушения необходимо развитие фонематического слуха и восприятия. Почему необходимо уделять большое внимание формированию этих процессов?...

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР...

Презентация "Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста"

Этапы работы по формированию фонематического восприятияI этап - узнавание неречевых звуков;II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;III этап - различ...

Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Использование игр в работе по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...