Как формируется речь. Распространение опыта по самообразованию
консультация по логопедии
Данный материал является итоговым материалом работы по самообразованию. Он представлен в виде консультации для родителей и педагогов. В материале консультации указаны этапы формирования речи у детей в норме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Как формируется речь
Консультация логопеда для педагогов и родителей
Первый крик ребёнка должен быть ясным, чистым, не хриплым. Криком малыш сигнализирует о дискомфортном состоянии. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель.
Возраст от 2 до 5 месяцев называется периодом гуления. Если ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Появление гуления связано с эмоциональным общением с взрослым. Поэтому с малышом нужно разговаривать.
В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Ребёнок с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивает голову.
В 4 месяца при эмоциональном общении со взрослым у ребёнка отмечается «комплекс оживления». Малыш радостно сучит ножками и машет ручками, гулит и смеётся в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Поэтому очень важно говорить с малышом чётко и правильно, не сюсюкая. Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка отоларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
С 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да», и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особое значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10 -15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко-ко», «би-би», «ав-ав», «пи-пи» и т.д.
К 1,5-2 годам в речи ребёнка должны появиться короткие предложения: «Мама, дай сок», «Миша, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Практически все согласные звуки ребёнок произносит смягчённо.
К 3 годам из речи ребёнка уходит физиологическое смягчение. Ребёнок правильно произносит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]), строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения («Папа купил мне нового мишку», «Мы не ходили утром гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использует в речи сложноподчинённые предложения («Я люблю рисовать карандашами, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Часто желание родителей научить ребёнка овладеть сложным звуком приводит к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам ребёнок правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок.
В 6 лет нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребёнка.
К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.
Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

сборники ДОУ по распространению опыта педагогов по проектной деятельности
В сборники включены проекты по здоровьесбережению для детей разных возрастов....
Перспективный план по распространению опыта
Перспективный план по распространению опыта по теме самообразования "Проектная деятельность, как средство раазвития познавательных способностей дошкольников"...
Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ
Практический материал для работы с детьми...
Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...
Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"
В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Распространение опыта работы над проектом «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»
Описание проекта:Тематика Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)Название проекта «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи ...
