Особенности речевых нарушений (в том числе и искажений в восприятии и воспроизведении звукослоговых структур русского языка) детей-инофонов и билингвов.
статья по логопедии (старшая группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Особенности речевых нарушений (в том числе и искажений в восприятии и воспроизведении звукослоговых структур русского языка) детей-инофонов и билингвов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевых нарушений (в том числе и искажений в восприятии и воспроизведении звукослоговых структур русского языка) детей-инофонов и билингвов.

Несмотря на то, что словарный запас ребенка-билингва в каждом языке может быть ниже среднего, его суммарный словарный запас (в обоих языках) будет как минимум таким же, как у ребенка-монолингва. Дети-билингвы могут сказать свои первые слова немного позже, чем монолингвы, н тем не менее в рамках нормального возрастного диапазона (в возрасте 8-15 месяцев). И когда дети-билингвы начинают строить короткие предложения, они развивают грамматику по тем же принципам и в тех же временных рамках, что и дети, изучающие один язык. _Речевое развитие подрастающего ребенка-билингва может отличаться от речевого развития его одноязычных ровесников, но это естественный этап становления речи двуязычного ребенка. Такие особенности не должны быть поводом для беспокойства или рассматриваться как фактор риска для нарушений и задержки речи. Например, дети-билингвы могут смешивать в предложении слова из двух языков; словарный запас и грамматика детей-билингвов не идентичны на обоих языках, а зависят от уровня владения языком. Один язык может доминировать над другим, и это, как правило, общепринятый язык их окружения, язык, на котором дети чаще говорят и который чаще слышат.

Со временем, получая достаточный объем общения на “слабом языке”, ребенок может нагнать сверстников по уровню речевого развития. Если рассматривать языковые системы двуязычного ребенка в отдельности, то в детском саду и в начальной школе словарный запас его одноязычных сверстников богаче, но если же объединить лексиконы двух языков, исключая переводные эквиваленты (слова в лексиконе двух языков, передающие одно и то же понятие), то можно установить, что лексикон детей-билингвов не уступает лексикону монолингвов, а иногда и превосходит его. […]

Проблема слоговой структуры слова в системе русского языка является одной из наиболее сложной и противоречивой. В системе русского языка 3 составляющих: фонетика, лексика и грамматика. Слоговая структура среди них занимает особое место. С одной стороны слоговая структура – часть произносительной стороны, фонетики, с другой – связь между искажением слогового состава слова и его лексическим смыслом. То есть слоговой состав малознакомого слова может подвергаться искажениям. Так же слоговую структуру можно отнести к третьей составляющей – грамматике.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с проблемами речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Овладение произношением слоговой структурой слова для детей с общим недоразвитием речи представляет большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Развитие речи в дошкольном возрасте: особенности, речевые нарушения и их коррекия

Речь является одним из показателей развития ребенка.Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное разви...

Консультация «Особенности речевых нарушений у детей".

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладен...

«Особенности речевых нарушений у детей"

        Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способно...