Развитие речи в дошкольном возрасте: особенности, речевые нарушения и их коррекия
консультация по логопедии

Болотова Алина Юрьевна

Речь является одним из показателей развития ребенка.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное развитие фонетики, лексики и грамматического строя языка. На данном этапе происходит развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. И  чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_doshkolnom_vozraste.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в дошкольном возрасте: особенности, речевые нарушения

и их коррекция.

Речь является одним из показателей развития ребенка.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок активно начинает пользоваться разговорной речью, на данном этапе происходит активное развитие фонетики, лексики и грамматического строя языка. На данном этапе происходит развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. И  чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Ребенок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в разных его формах.

Речевое развитие детей рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха, звукового анализа, словаря, грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, навыков и умений связной речи.

1. Особенности развития речи детей 1- 3 лет.

К концу года ребенка можно уже говорить о речевом развитии, поскольку формируются основы понимания.

В возрасте 2 – 3 лет наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать, причем запоминает и анализирует информацию. На протяжении 2-го и 3-го года жизни ребенка происходит значительное накопление активного и пассивного словаря, вместе с расширением которого происходит и усвоение звуков речи.

К 3м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально- выразительных средств. Ребенок называет свое имя, пол, возраст; понимает значение простых предлогов.Он понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.

2. Особенности развития речи детей 3- 4 лет.

 Развитие речи у детей 3 – 4лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3 годам почти усваивает свой родной язык.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.

 Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие сказки, рассказы, запоминает стихи и с удовольствием их рассказывает.

В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов.

3. Особенности развития речи детей 4 – 5 лет.

На пятом году жизни у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков, они способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще несформированным.

Одновременно с обогащением словаря ребенка интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии.

Речь становится более связной и последовательной.

Ребенок в этом возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает буквы.

  1. Особенности развития речи детей 5- 6 лет.

К 5 годам дошкольники обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире.

На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка, правильное произношение становится нормой. Ребенок способен сам обнаружить речевые дефекты произношения других детей и некоторые недостатки своей речи.

В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слов и звуков.

На шестом году жизни развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки.

Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и конце).

5. Особенности развития речи детей 6 – 7 лет.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение у ребенка вполне сформировано, и работа идет по улучшению дикции, умению правильно пользоваться звуками в потоке речи.

У старших дошкольников 6 – 7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо – произносительные дифференцировки.

Ребенок может связно и последовательно пересказывать или рассказывать. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку к рассказу, новый сюжет, сочиняют загадки, инсценируют отрывки из произведений.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста

Важную роль в прохождении этапов речевого развития ребенка играют родители, которые разговаривают с ним, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают ребенка отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей. В таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед — специалист по ранней детской коммуникации.

К причинам, которые вызывают речевые нарушения относят:

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

  • Инфекционные заболевания матери во время беременности
  • Работа на вредном производстве
  • Алкоголь и наркотические вещества.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

  • По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба
  • Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.
  • Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом.
  • Малая масса тела новорожденного.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

  • Травмы и ушибы головного мозга.
  • Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.
  • Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития.

Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов» а в 3 года не говорит фразы — это серьезный повод для беспокойства.

Можно выделить некоторые дефекты речи:

Задержка речевого развития —чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга,, но при этом ребенок хорошо слышит.

Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре.

Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.

Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми?

• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями;

• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;

• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;

• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего прострaнcтва, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие.

Таким образом, развитие речи это один из важнейших этапов обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. И работа по развитию речи должна быть комплексной, она должна решать задачи, связанные со всеми сторонами речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Проблема речевого и интеллектуального развития дошкольников существовала всегда. Но в настоящее время эта проблема является одной из самых важных, так как в последние годы отмечается увеличение количе...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...

Проблемные ситуации для развития речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов, так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием ...