«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС через кинезиологические упражнения».
статья по логопедии

Нардекова Светлана Анатольевна

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Одной из форм такой работы являются комплексы кинезиологических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей с РАС через кинезиологические упражнения».

В последнее время увеличилось количество детей с различными нарушениями, физического и психического плана. У детей с РАС отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Постоянно растущее число детей с  РАС ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Принимая во внимание исследования отечественных и зарубежных ученых о том, что существует связь между физическим и интеллектуальным развитием, мы отводим большую роль в своей работе движениям, направленным на улучшение межполушарного взаимодействия. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Одной из форм такой работы являются комплексы кинезиологических упражнений.

Регулярные занятия с использованием кинезиологических упражнений позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, благодаря чему полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Так что же такое кинезиология? Название «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение». Имеется в виду мышечное движение. Греческое происхождение имеет и слово «логос» (logos), т.е. «наука». Получается, что «кинезиология» – это наука о движении, о движении мышц.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Кинезиология — это наука, которой уже более двухсот лет. Она изучает развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане.

Кинезиологические упражнения — это определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей с ОВЗ, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики и поведения и т. д. Дети, которые систематически выполняют такого рода движения, лучше концентрируются, становятся более сообразительными, энергичными, у них улучшаются речевые и двигательные навыки, они начинают контролировать негативное поведение, раздражительность, возбудимость и низкую произвольность.

При регулярном выполнении этих упражнений нервные пути в мозолистом теле восстанавливаются. Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При нарушении в мозолистом теле искажается познавательная деятельность ребенка.

В процессе коррекционной работы нами используются:

• интегративные движения, типа мозговой гимнастики, направленные на расширение взаимосвязей между полушариями, на активизацию и гармонизацию процессов головного мозга;

• задания, игры и упражнения, направленные на улучшение координации движений, на развитие моторики правой и левой рук;

• упражнения, направленные на формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции, позволяющие развивать внимание;

• глазодвигательные упражнения, позволяющие развивать межполушарное взаимодействие, активизирующие кровообращение, способствующие развитию зрительного восприятия;

• дыхательные упражнения, которые развивают умение произвольно контролировать дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью и движениями.

Цели кинезиологической коррекции:

• Развитие межполушарного взаимодействия

• Синхронизация работы полушарий

• Развитие мелкой моторики

• Развитие способностей

• Развитие памяти, внимания

• Развитие речи

• Развитие мышления

Существуют различные виды кинезиологических   упражнений для детей РАС:

 — Растяжки

 — Дыхательные упражнения

— Телесные упражнения

 — Глазодвигательные упражнения

 — Упражнения на развитие мелкой моторики

— Массаж ушных раковин

— Релаксирующие упражнения

Каждый вид выполняет свою роль и по-особому воздействует на организм.

Растяжки способствуют нормализации гипотонуса и гипертонуса. Любое отклонение от оптимального тонуса негативно сказывается на развитие ребенка.  У ребенка с гипотонусом наблюдается эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий, замедленное переключение нервных процессов. Гиперактивные не умеют расслабляться. Все реакции на внешние стимулы быстро возникают и быстро угасают. Поэтому очень важно научить такого ребенка регулировать силу мышечного тонуса. (показ растяжки «Сорви яблоко», «Половинки»).

Дыхательные упражнения отвечают за развитие произвольности и самоконтроля, а также способствуют улучшению ритмики организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно полезны они для детей с синдромом дефицитом внимания и гиперактивности.  Игра с предметами: «Кораблик». «Листочек». «Пушинка». Вдох – носом, выдох – ртом.

Телесные упражнения направлены на снятие мышечных зажимов, неконтролируемых навязчивых движений и способствуют развитию прочных межполушарных связей.

Глазодвигательные упражнения служат для развития координации движения глаз и языка, создают условия для расширения восприятия и улучшения поля зрения за счет формирования межполушарных связей. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. (упражнения «Маятник», «Смотрим за предметом», «Восьмерка»)

Упражнения на развитие мелкой моторики развивает межполушарное взаимодействие, стимулируют речевые зоны головного мозга, отвечают за формирование тонкой мускулатуры рук и способствуют созреванию речевых центров. (упражнения: «Колечко»— поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д,

«Шарики-фонарики»- поочередно сжимать и разжимать кисти рук;

 «Кулак-ребро-ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе)

Массаж ушных раковин или артикуляционный массаж регулирует мыслительную деятельность, он служит для развития внимания, повышения работоспособности.  (упражнения «Здравствуйте глазки…»).

Упражнения для релаксации направлены на снятие напряжения и служат для расслабления, нормализуют тонус мышц - гипер- и гипотонус.

В дошкольных образовательных учреждениях кинезиологические упражнения используются в различных видах деятельности.

Так на занятиях по развитию речи активно применяются разнообразные пальчиковые игры, направленные на повышение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.

Во время изобразительной деятельности детям предлагается рисовать другой рукой или обеими в зеркальном отображении, обводить контур в одном, а затем в другом направлении.

На занятиях познавательного цикла детям предлагаются папки с зеркальным отображением предметов. Им предлагается по очереди обвести каждую деталь одной рукой, затем другой , потом двумя, выложить камешки по контуру. Желательно, если эти движения будут иметь стихотворное или музыкальное сопровождение.

На занятиях физической культурой дети выполняют упражнения, которые направлены на координацию между конечностями, головой и глазами.

Данная гимнастика решает целый ряд задач:

 — улучшает мелкую и крупную моторику;

 — снижает утомляемость;

 — стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;

— уменьшает утомляемость;

— увеличивает продуктивную работоспособность;

 — благоприятно сказывается на процессе письма;

Для детей с РАС необходимо выполнение комплекса упражнений в спокойной обстановке. Желательно, чтобы данные занятия были индивидуальными, так как важна точность выполнения.  Выполнять кинезиологические упражнения желательно каждый день, но без принуждения. Выполнять  можно на улице, дома, в детском саду и т. д. Постепенно задания усложняются. Это будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательно нужно следить за качеством выполнения упражнений. Лучше сделать меньше, но качественно. Для сохранения интереса детей упражнения можно комбинировать и менять местами. Достаточно включить в одну тренировку 5–6 качественно выполненных задания.

Мы хотим предложить перечень кинезиологических упражнений, которые можно использовать как самостоятельно, так и вместо физминуток. Часть упражнений невербальные, а часть требует словесного подкрепления. Часть – уже известные, а часть – авторские разработки. Самое главное то, что эти упражнения вызывают у детей интерес и радость.

Нейропсихологические игры:

  • «Попробуй, повтори», разработанная Мухаматулиной Е., Михеевой Н.
  • Межполушарные доски
  • Дыхательные упражнения, разработанные  Воробьевой Т.А., Воробьевой П.А.
  • Комплексы нейродинамической гимнастики, разработанные Трясоруковой Т.П
  • Упражнения с мячиком Су-джок
  • Упражнения с игольчатым мячиком
  • И другие.

Итак, значение упражнений на развитие межполушарного взаимодействия для детей с РАС трудно переоценить. Такие тренировки позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Список использованной литературы

1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.

2. Безруких М. В. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры. - М., 1999.

4. Любимова В. «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект». - Санкт - Петербург, 2005.

5. Межполушароне взаимодействие: хрестоматия под ред. Семенович А. В., Ковязиной М. С. – М.: Генезис, 2018.

6. Таштандинова Ю. П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 523-526. — URL https://moluch.ru/archive/128/35542/

7. Шанина Т. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Практикум для родителей и воспитателей «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей»

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. При несфо...

Сборник кинезиологических упражнений на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет...

Выступлениена РМО: Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

      Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует наука около 2000 лет. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно...

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста кинезиологическими упражнениями»

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста кинезиологическими упражнениями...