Обобщение и распространение собственного педагогического опыта по теме: "Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи"
статья по логопедии
В даной статье обобщён опыт работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Данный материал предназначен для логопедов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение К14
детский сад №17 «Рождественский»
Обобщение и распространение
собственного педагогического опыта
по теме: «Развитие речевого дыхания
у дошкольников с нарушениями речи»
Выступление подготовлено
учителем – логопедом
I квалификационной категории
Власовой Г.В.
г. Петровск
2025 г.
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи является важной проблемой. Правильное дыхание - это основа не только для формирования правильного звукопроизношения, но и плавной, связной речи. Недостатки в речевом дыхании приводят к нарушениям звукопроизношения, в том числе таким, как дизартрия, ринолалия, к заиканию, к трудностям в формировании голоса и интонации.
Можно выделить следующие проблемы, связанные с развитием речевого дыхания у дошкольников:
- Неправильный тип дыхания: вместо правильного грудобрюшного дыхания дети используют грудное или брюшное дыхание.
- Нарушение продолжительности вдоха и выдоха: при речевом дыхании вдох должен быть коротким, а выдох – более продолжительным. У детей встречается слишком короткий вдох или слишком длинный выдох.
- Недостаточная координация дыхания и речи: у дошкольников наблюдается нарушение координации между дыханием и произнесением звуков, что приводит к нарушениям плавности речи и её связности.
- Нарушение силы выдоха приводит к невнятной речи, а при слишком сильном выдохе – к напряжённой речи.
- Нарушение ритма дыхания приводит к нарушениям ритма речи (тахилалия, брадилалия), к заиканию.
Для работы над темой по самообразованию была проанализирована литература:
- Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1984.
- Максаков А.О. Развитие вне- и речевого дыхания //Дошкольное воспитание, 1992 №1.
В ДОУ есть дети с заиканием и дизартрией. Поэтому развитие речевого дыхания является одной из задач при коррекции речи. При работе по развитию речевого дыхания упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка с учётом особенностей его речевого нарушения.
Что входит в работу по развитию речевого дыхания? На первоначальном этапе коррекционной работы проводится:
- Статическая дыхательная гимнастика.
Для воспитания внеречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному, медленному выдоху без фонации. Выдох дифференцируется по силе (от слабого к сильному). Начинают с упражнений на сдувание с руки ватки и снежинок из папиросной бумаги, и заканчивают надуванием воздушного шарика, дутьём в дудочку, губную гармошку, чтобы извлечь звук. Сюда же входят упражнения, направленные на дифференциацию носового и ротового вдоха – выдоха в различных вариациях.
- Динамическая дыхательная гимнастика подготавливает дыхательный аппарат к речевому дыханию, т.е. способствует расширению ёмкости лёгких. Динамические дыхательные движения проводят в сочетании с движениями туловища, рук и ног. Сюда входят активизирующие и релаксационные упражнения. Примеры упражнений:
- Подражание полёту птиц.
- Медленные покачивания, потряхивания, вращения головой, руками, ногами.
Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения, например, руки в стороны – вдох, опустить руки вниз – выдох.
- Фонационная дыхательная гимнастика: длительно на одном выдохе утрированно воспроизводят различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний (один гласный звук, два гласных звука, …, пять гласных звуков на одном выдохе).
- Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения проводятся в целью тренировки речевого дыхания при выполнении движений.
- Координация речи с точными выразительными движениями и жестами. Это упражнения по методике «Расскажи стихи руками».
В этом году на занятиях с детьми с заиканием и дизартрией использовали упражнения статической и динамической гимнастики, упражнения фонационной дыхательной гимнастики и логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
Были подготовлены консультации «Как формируется речь», «Работа с ребёнком с дизартрией. Мимическая гимнастика. Развитие голоса. Коррекция речевого дыхания». Данный материал опубликован на личном мини-сайте (https://nsportal.ru/vlasova-galina-vasilevna), а также конспект открытого занятия по теме «Дифференциация звуков Ж – З в слогах, словах» у ребёнка с заиканием».
Таким образом, развитие речевого дыхания позволяет:
- Обеспечить плавность и связность речи ребёнка.
- Произносить чётко звуки речи.
- Формировать правильный темп и ритм речи.
- Формировать голос и интонацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в конкурсных мероприятиях и обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Участие в конкурсных мероприятиях и обобщение и распространение собственного педагогического опыта....

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Докумен ты для портфолио педагога. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Таблица по результативности учебно-методической деятельности музыкального руководителя. Справка-таблица о распространении опыта повышения качества образования и воспитания дошкольник...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта...

Информация по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Информация по обобщению и распространению собственного педагогического опыта....
