Обобщение и распространение собственного педагогического опыта по теме: "Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи"
статья по логопедии

Власова Галина Васильевна

В даной статье обобщён опыт работы  по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Данный материал предназначен для логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                   К14

детский сад №17 «Рождественский»

Обобщение и распространение

собственного педагогического опыта

по теме: «Развитие речевого дыхания

 у дошкольников с нарушениями речи»

                                                                                                                   Выступление подготовлено

                                                                                                          учителем – логопедом

I квалификационной категории

                                                                                            Власовой Г.В.

г. Петровск

2025 г.

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи является важной проблемой. Правильное дыхание - это основа не только для формирования правильного звукопроизношения, но и плавной, связной речи. Недостатки в речевом дыхании приводят к нарушениям звукопроизношения, в том числе таким, как дизартрия, ринолалия, к заиканию, к трудностям в формировании голоса и интонации.

Можно выделить следующие проблемы, связанные с развитием речевого дыхания у дошкольников:

  1. Неправильный тип дыхания: вместо правильного грудобрюшного дыхания дети используют грудное или брюшное дыхание.
  2. Нарушение продолжительности вдоха и выдоха: при речевом дыхании вдох должен быть коротким, а выдох – более продолжительным. У детей встречается слишком короткий вдох или слишком длинный выдох.
  3. Недостаточная координация дыхания и речи: у дошкольников наблюдается нарушение координации между дыханием и произнесением звуков, что приводит к нарушениям плавности речи и её связности.
  4. Нарушение силы выдоха приводит к невнятной речи, а при слишком сильном выдохе – к напряжённой речи.
  5. Нарушение ритма дыхания приводит к нарушениям ритма речи (тахилалия, брадилалия), к заиканию.

Для работы над темой по самообразованию была проанализирована литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Максаков А.О. Развитие вне- и речевого дыхания //Дошкольное воспитание, 1992 №1.

В ДОУ есть дети с заиканием и дизартрией. Поэтому развитие речевого дыхания является одной из задач при коррекции речи. При работе по развитию речевого дыхания упражнения подбираются индивидуально для каждого ребёнка с учётом особенностей его речевого нарушения.

Что входит в работу по развитию речевого дыхания? На первоначальном этапе коррекционной работы проводится:

  1. Статическая дыхательная гимнастика.

Для воспитания внеречевого дыхания учат быстрому вдоху и плавному, медленному выдоху без фонации. Выдох дифференцируется по силе (от слабого к сильному). Начинают с упражнений на сдувание с руки ватки и снежинок из папиросной бумаги, и заканчивают надуванием воздушного шарика, дутьём в дудочку, губную гармошку, чтобы извлечь звук. Сюда же входят упражнения, направленные на дифференциацию носового и ротового вдоха – выдоха в различных вариациях.

  1. Динамическая дыхательная гимнастика подготавливает дыхательный аппарат к речевому дыханию, т.е. способствует расширению ёмкости лёгких. Динамические дыхательные движения проводят в сочетании с движениями туловища, рук и ног. Сюда входят активизирующие и релаксационные упражнения. Примеры упражнений:
  • Подражание полёту птиц.
  • Медленные покачивания, потряхивания, вращения головой, руками, ногами.

Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения, например, руки в стороны – вдох, опустить руки вниз – выдох.

  1. Фонационная дыхательная гимнастика: длительно на одном выдохе утрированно воспроизводят различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний (один гласный звук, два гласных звука, …, пять гласных звуков на одном выдохе).
  2. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения проводятся в целью тренировки речевого дыхания при выполнении движений.
  3. Координация речи с точными выразительными движениями и жестами. Это упражнения по методике «Расскажи стихи руками».

В этом году на занятиях с детьми с заиканием и дизартрией использовали упражнения статической и динамической гимнастики, упражнения фонационной дыхательной гимнастики и логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

Были подготовлены консультации «Как формируется речь», «Работа с ребёнком с дизартрией. Мимическая гимнастика. Развитие голоса. Коррекция речевого дыхания». Данный материал опубликован на личном мини-сайте (https://nsportal.ru/vlasova-galina-vasilevna), а также конспект открытого занятия по теме «Дифференциация звуков Ж – З в слогах, словах» у ребёнка с заиканием».

Таким образом, развитие речевого дыхания позволяет:

  • Обеспечить плавность и связность речи ребёнка.
  • Произносить чётко звуки речи.
  • Формировать правильный темп и ритм речи.
  • Формировать голос и интонацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсных мероприятиях и обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Участие  в конкурсных мероприятиях и обобщение и распространение собственного педагогического опыта....

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Докумен ты для портфолио педагога. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

Таблица по результативности  учебно-методической деятельности музыкального руководителя. Справка-таблица  о  распространении опыта повышения качества образования и воспитания дошкольник...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта...

Информация по обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

Информация по обобщению и распространению собственного педагогического опыта....