Консультация для родителей: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"
консультация по логопедии (старшая группа)

Наталья Сергеевна Гайворонская

Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_iyun.docx260.58 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования»

Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые  обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.

Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании.

В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:

http://img1.labirint.ru/books/444383/scrn_big_1.jpg1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.

2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.

http://donthatethegeek.com/wp-content/uploads/2017/03/legobuild2.jpg3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.

4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.

5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.

Основные принципы использования LEGO-технологий:

  • доступность и наглядность материала;
  • систематичность и последовательность обучения и воспитания;
  • работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.
  • личностно ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)

В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

http://www.farlandgroup.com/wp-content/uploads/2014/03/build-collaborate-engage.jpgСледует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы.

Этапы развития способностей к конструированию:

1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.

2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.

3. Самостоятельно конструировать.

4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.

5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.

6. Определять назначение получившегося изделия.

Важно отметить и то, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:

  • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
  • Концентрацию внимания.
  • Мелкую моторику.
  • Умение следовать образцу.
  • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек.
  • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий.

http://vselego.ru/upload/resize_cache/iblock/95b/1820_1580_1b19f5aea8d2e4482e73ce2847b82f40c/95b5fd5ed57018221eaa4e08924a5a73.jpgТаким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования геокешинга».

Каждый родитель часто задумывается и задает на внутреннем уровне себе вопросы «Чем увлечь ребенка в выходные или свободное время? Какие новые игры купить или придумать?» Ведь хочетс...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"

В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий,  этапы развития способностей к конструированию....

консультация для родителей " Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр"

 Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникати...

Консультация для родителей: "Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»Вопросы развития правильной речи...

Консультация для родителей. " Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр"

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в конкретных ситуациях, овладал основными коммуникативными способностями...