Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"
консультация (старшая группа)
В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий, этапы развития способностей к конструированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 425.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством
LEGO-конструирования»
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой любой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации ребенка с обществом, обеспечивает определенную успешность в учебной деятельности в школе.
Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать окружающую предметную среду.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в коррекционно-педагогическом процессе. Хочется отметить, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи.
LEGO -конструирование направлено на развитие следующих процессов у детей:
–психическое развитие: формирование творческого воображения, пространственного, логического и проектного мышления, памяти;
–развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, навыков коммуникативного общения;
–физиологическое развитие: развитие мелкой моторики движений, координации рук и глаз;
–личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, навыки продуктивного сотрудничества.
Во время выполнения практических заданий с конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Тренируя пальцы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Приведу несколько игр с использованием LEGO-конструктора, которые применяю в своей практической деятельности.
Игра «Сосчитай и назови»
Цель: учить детей различным грамматическим конструкциям: согласование существительных с числительными, употребление существительных единственного и множественного числа. Закреплять элементарные навыки счета.
Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.
Ход игры. Взрослый:
– Поиграем в игру, у меня одна лего-елка, а скажи, как будет много?
Например: один кубик, а много будет – кубиков.
одна пластина – много пластин,
одна арка – много арок,
одна балка – много балок,
одна шестирёнка – много шестирёнок и т.д.
– У меня одна елка, сколько елок у вас?
– Сколько ёлок у Кати?(5)
– Катя, посчитай все елки. (Одна елка, две елки, три елки, четыре елки, пять елок)
– Катя, подари одну ёлку Лизе. Сколько ёлок стало у Лизы?
– Посчитай, сколько всего у тебя елок?
Игра «Башня»
Цель: учить детей употреблять в речи простые и сложные предлоги (на, под, между, из-под, за, из-за и др.), развивать пространственные представления, конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.
Материал: детали Лего-конструктора.
Ход игры. Взрослый:
– У вас на столе кирпичики разного цвета.
– Поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (предлог на).
– Под красным кирпичиком находится желтый. (предлог под).
– Поставьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком (предлог между).
– Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, под красным лежит желтый кирпичик, между красным и зеленым лежит синий кирпичик.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, память, умение выделять лишний признак, объясняя свой выбор, учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.
Ход игры. Взрослый: посмотрите и скажите, какая деталь (или постройка) лишняя.
Игра «Где птичка?»
Цель: активизировать словарный запас, побуждать детей использовать в речи предлоги: на, около, за, перед, развивать пространственные представления, мелкую моторику рук.
Материал: дерево и птичка, построенные из конструктора «Лего».
Ход игры: ребенок располагает птицу на дереве и составляет предложения с предлогами в зависимости от местоположения птицы.
Например: Птица сидит на ветке.
Птица слетела с ветки.
Птица залетела за дерево.
Птица летит около дерева.
Птица летит перед деревом и т.д.
Игра «Цветные детали»
Цель: активизировать словарный запас, развитие внимания, сенсорных представлений, мелкой моторики рук.
Материал: корзинки разных цветов, детали Лего-конструктора.
Ход игры: детям предлагается конструктор разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового цвета в разные корзинки, составляя при этом предложения.
Например: Это красная пластина. Я положу ее в корзинку красного цвета.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти, связной речи, умения описывать предметы.
Материал: детали Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора.
Ход игры: на столе расположены лего-предметы в определенной последовательности.
Взрослый: посмотрите внимательно на предметы. Запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение: описать предмет, которого не стало. Рассказать о месте, где он стоял. На какой звук начиналось название этого предмета? В названии каких предметов есть этот звук?
Игра «Опиши деталь»
Цель: закреплять умения детей выделять признаки предмета, активизировать словарный запас, учить составлять рассказ-описание о предметах, закреплять понятия о величине, форме и цвете.
Материал: детали Лего-конструктора.
Ход игры: перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Педагог показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь.
Вопросы: Какая она? Какого цвета? Какой формы? На что похожа?
Например: «Это пластина. Она прямоугольная, красная, пластмассовая…»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель: активизировать словарный запас, развитие у детей связной речи, воображения, конструкторских способностей у детей.
Материал: различные постройки из Лего-конструктора, дополненные элементами и игрушками из других тематических наборов.
Ход игры: дети выкладывают из деталей-Лего различные постройки. Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа с использованием построек, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
Игра «Расскажи сказку»
Цель: активизировать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение составлять рассказ в логической последовательности, используя три структурные части повествования (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей, развивать конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.
Материал: основной набор Лего-конструктора, различные постройки из Лего-конструктора, дополненные элементами и игрушками из других тематических наборов.
Ход игры: дети выкладывают из деталей-Лего различные постройки и придумывают описательный рассказ по своей постройке.
«Вспомни и собери» (работа в команде)
Цель: развитие памяти, внимания, сенсорных представлений, конструкторских способностей детей, мелкой моторики рук, умения отвечать на заданные вопросы полным предложением.
Материал: готовая постройка и детали Лего-конструктора.
Ход игры: Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомните и постройте такую же.
-Какого цвета у вас первый ряд?
-На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?
-Сколько окошек у дома?
-Какой геометрической фигуры крыша у дома?
Игра «Собери животное»
Цель: активизация словарного запаса, учить детей составлять описательный рассказ, развивать конструкторские способности детей,
Материал: детали Лего-конструктора, схемы построек.
Ход игры: детям предлагается придумать и построить животное, составить о нём описательный рассказ.
Игра «Дом. Мебель»
Цель: учить детей строить различные предметы мебели по схемам и по представлению, закреплять умение употреблять в речи простые и сложные предлоги (на, под, между, из-под, за, из-за и др.). Активизировать словарный запас, развивать связную речь, пространственные представления, конструкторские способности детей, мелкую моторику рук.
Материал: детали Лего-конструктора, схемы построек.
Ход игры: дети придумывают различные виды мебели, способы её сборки. Затем эти поделки обыгрываются в разных заданиях и ситуациях.
Например, ребёнок выполняет инструкцию педагога: «Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом» и т.д.
Игра «Выложи схему слова»
Цель: формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, учить выкладывать схему слова из деталей Лего-конструктора; закреплять представление о понятиях «слово», «звук», «буква», развивать мелкую моторику рук.
Материал: квадратные элементы Лего-конструктора красного, синего, зеленого цвета, плата для выкладывания звуковой схемы слова.
Ход игры: перед детьми лежат платы и детали Лего-конструктора. Дети выкладывают схему слова, обозначая гласные звуки деталями конструктора «Лего» красного цвета, согласные твердые деталями синего цвета, согласные мягкие деталями зеленого цвета.
Игра «Построй букву и назови слово»
Цель: развивать фонематические представления, учить детей звуковому анализу и синтезу слов, формировать образ букв, автоматизировать определенный звук в речи, закреплять умение называть как можно больше слов на определенный звук, умение строить по предложенным схемам, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
Материал: детали Лего-конструктора, схемы букв.
Ход игры: дети по предложенным схемам строят предложенные буквы из деталей конструктора «Лего» и называют как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.
Игра «Подбери картинку к букве»
Цель: развивать фонематические представления, учить детей подбирать картинку к построенной букве, определяя первый звук в названии картинки. Закреплять представление о понятиях «слово», «звук», «буква», развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
Материал: детали Лего-конструктора, различные картинки.
Ход игры: дети самостоятельно строят предложенные буквы из деталей конструктора «Лего» и подбирают к ним соответствующие картинки.
Сделав постройку или мини-проект, дети не просто описывают и рассказывают о назначении своих моделей, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, придумывают сюжет к своей постройке, воспроизводят действия персонажей с их озвучиванием. В совместной деятельности дети интересуются тем, что и как делают другие, обмениваются деталями или даже объединяют свои модели для общей большой конструкции, а также получают или дают совет о способах крепления – это и развивает коммуникативные навыки. Совершая самостоятельные действия с элементами конструктора, описывая и сравнивая их, у детей формируется взаимосвязанный комплекс семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций.
LEGO-конструирование можно считать одним из эффективных средств развивающего обучения с детьми дошкольного возраста. Оно способствует развитию не только исследовательской активности детей, приобщает дошкольников к формированию первоначальных технических навыков, но и влияет, на социально-коммуникативное, физическое, речевое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.
В процессе применения дидактических игр с использованием LEGO-конструктора у детей с речевыми нарушениями формируются представления о форме предметов, размере, цвете, количестве; развивается лексико-грамматический строй, связная речь, фонетико-фонематические представления,
тренируются тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, оказывая тем самым, стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/19/picture-298847-1379611316.jpg)
Самообразование на тему: «Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
Отчет по теме самообразования для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/02/picture-937660-1501642595.jpg)
самообразование на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности"
План со самообразованию на тему "Развитие диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством театральной деятельности" + отчет по самообразованию + презентация к отчету....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1193892-1574994170.jpg)
План по самообразованию на тему: «Развитие могологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений».
Целью работы является: Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пересказа литературных произведений, повышение уровня речевой активности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1209782-1579658897.jpg)
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1209782-1579658897.jpg)
Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/01/picture-1306335-1612169406.jpg)
АПО "Повышение познавательной активности детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO - конструирования"
Актуальный педагогический опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/30/picture-1273534-1601457442.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»
Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...