Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе для детей с ОНР
рабочая программа по логопедии
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 331 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №
Рассмотрена и принята Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующий МДОУ
МДОУ №___________
Протокол от _______№_____ Приказ №______________
Рабочая программа
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда
в старшей группе №6 для детей с ОНР
на 2023-2024 учебный год
2023 г.
Рабочая программа учителя-логопеда в группах для детей с ОНР
и тяжелыми нарушениями речи
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Содержание:
Пояснительная записка.
1.Раздел I
1.1. Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
1.2. Характеристика речевых расстройств детей старшей группы для детей с ОНР
1.3. Характеристика воспитанников старшей группы №6 для детей с тяжелыми нарушениями речи ДСП Детский сад «Звезда».
2. Раздел II. Организация образовательной деятельности
2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности
2.2. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
2.3. Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов детского сада.
2.4. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя.
2.5. План работы учителя-логопеда с родителями.
Раздел 3: Содержание коррекционно - педагогической работы
3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда
3.2. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда
в старшей группе №6.
3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе №6.
3.4. Календарно-тематический план фронтальных занятий логопеда в старшей группе
3.5. Содержание образовательной области «Речевое развитие».
3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
3.7. Методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (далее-ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС).
Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 31 мая.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Основной базой рабочей программы являются:
- Образовательная программа детского сада;
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищева. –СПб, 2014 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.
М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.;
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под ред. Т.Б.Филичевой., Г.В.Чиркиной. - М., 2009г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (МинобрнаукиРоссии) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.10 .2011г. № 2562;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.30.49-13 №26 от 15.05.2013 г.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.
Раздел I
- Планируемые результаты. Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
Речевое развитие Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
Познавательное развитие Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.
Физическое развитие
Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.
1.2. Характеристика речевых расстройств детей старшей группы для детей с ОНР
Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).
Характеристика детей со II уровнем развития речи
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить моко» — дай пить молоко; «баска атать нйка» — бабушка читает книжку; «дадай гать» — давать играть; «во изй асаня мясик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «ти ёза» — три ежа, «мога каф» — много кукол, «синя када-сы» — синие карандаши, «лёт бадйка» — льет водичку, «тасин петакбк» — красный петушок и т. д.
В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» — сидит на стуле, «щит а той» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «алйл» — налил, полил, вылил, «ги-бы суп» — грибной суп, «дайка хвот» — заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тшбфи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки).
Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. («юка» — рука, локоть, плечо, пальцы, «стуй» — стул, сиденье, спинка; «мис- ка» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «лиска» — лисенок, «мйнъка вбйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандйс» — карандаш, «аквая» — аквариум, «виписёд» — велосипед, «мисанёй» — милиционер, «хадйка» — холодильник.
Характеристика детей с III уровнем развития речи
Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;, Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бейка мотлит и не узнана» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы дым тойбы, потамутш хбйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие; из трех-пяти слогов («акваиюм» — аквариум, «татал-лист» — тракторист, «вадапавод» — водопровод, «зади-гайка» — зажигалка).
Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с ясика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбка лезйт под стула» — коробка лежит под стулом, «нет колйчная палка» — нет коричневой палки, «пйсит ламастел, касит лучком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лбжит от тдя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «ключит свет» «виноградник» — «он садит», «печник» — «пё-чка» и т. п.)- Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — домник», «палки для лыж — палныеъ), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («тракторйл — тракторист, чйтик — читатель, абрикбснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенбй, свицой»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горохвый, «меховой — мёхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «палътш, «кофнички» — кофточки, «мебель» — «разные стблы», «посуда» — «миски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк»)и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра») «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).
Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневйк» — снеговик, «хихийст» — хоккеист), антиципации («астббус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвёдь» — медведь), усечение слогов («мисанёл» — милиционер, «вапра-вдт» — водопровод), перестановка слогов («вбкрик» — коврик, «восблики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корабылъ» — корабль, «ты-раёа» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
1.3. Характеристика воспитанников старшей группы №6 для детей с тяжелыми нарушениями речи ДСП Детский сад «Звезда»
В группу зачислено 20 детей. По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи, с чем ее делят на 2 группы:
2 уровень речевого развития имеют: 2 человека
3 уровень речевого развития имеют: 18 человек
Детей с задержкой психического развития – 3 человека
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей группы № 6 носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Неосложненные формы ОНР характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Речевой дефект этих детей, так же как и у всех детей с ОНР проявляется в первую очередь нарушениями речи, тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется статочной произвольностью и целенаправленностью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а так переключения.
Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологически расстройств, отрицательно влияющих на речевую деятельность ребенка и успешность его обучения.
Для детей с ЗПР характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Раздел II Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности
2.1. Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности
Нормативный срок освоения программы - один учебный год.
В коррекционно-развивающей работе применяется концентрическая система изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
На занятиях, обеспечивая принцип вариативности обучения, предусматриваются следующие виды помощи со стороны учителя:
-стимулирующая
-направляющая
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.
Количество занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с общим недоразвитием речи.
Обучение в логопедической группе принято разделять на 3 периода.
1 период – сентябрь - ноябрь, 2 период- декабрь - февраль, 3 период - март - май.
Фронтальные логопедические занятия реализуются с 15 сентября и до 15 мая. Длительность фронтальных занятий в старшей группе – 25 минут.
Периодичность фронтальных занятий - 2 раза в неделю, распределены они следующим образом:
- занятие по развитию фонетических средств языка и подготовки к обучению грамоте,
2 – по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника и в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий.
Длительность индивидуальных занятий – 10-15 минут. Индивидуальные занятия с ребенком проводятся 2-3 раза в неделю (количество зависит от сложности речевого дефекта). На каждого ребенка планируется индивидуальный маршрут.
На стадии автоматизации звуков логопед может объединять детей в подгруппы из 2-3 человек, а так же раз в неделю для закрепления пройденного материала по общему речевому развитию.
Названия занятий, указанные в учебном плане носят условный характер и могут быть видоизменены. На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.
При разработке планирования отдаётся предпочтение темам из ближайшего окружения. Вся деятельность носит комбинированный характер, что оправдывается недостаточной эмоционально-волевой регуляцией поведения детей и необходимостью частой сменой видов деятельности для соблюдения охранительного режима при взаимодействии с детьми.
Большая часть всех организационных форм логопедической работы проводится, согласно ФГОС, в виде коммуникативных игр, речевой гимнастики, логопедических тренингов, дидактических игр и др.
2.2. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса
в группе для детей с общим недоразвитием речи
4
Педагогический коллектив группы представлен воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
2.3. Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов детского сада
Месяц | Инструктор по физическому воспитанию | Музыкальный руководитель | Педагог- психолог | Учитель-дефектолог |
Сентябрь | Совместное обследование детей | |||
Октябрь | Ориентирование в пространстве. Закрепление понятий: лево, право, верх, низ, правый угол, левый угол. | Формирование представлений о звуках.. Различение речевых и неречевых звуков, высоких и низких, длинных и коротких звуков | Углубленное психологическое обследование детей. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации | Анкетирование родителей с целью получения информации о развитии детей |
Ноябрь | Удерживание равновесия | Работа над ритмом,выразитель- ностью речи. | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
| Оформление стендов, папок –передвижек для родителей с рекомендациями |
Декабрь | Развитие общей моторики | Подготовка к новогоднему ут-реннику | Повышение психологической культуры родителей и педагогов Классификация предметов. Развитие фонематического слуха. | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации |
Январь | Развитие общей и мелкой моторики | Совместное инсценирование содержания песен | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия | Активизация отработанной лексики |
Февраль | Развитие общей и мелкой моторики | Развитие музыкального слуха (игра на музыкальных инструментах) | Развитие внимания, памяти | Классификация предметов. |
Март | Формирование потребности в движении | Подготовка к утреннику «8 марта» | Развитие активного словаря | Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации |
Апрель | Развитие координации движений. | Пение распевок (на 1 звук) | Повышение уровня самооценки | Участие в ПМПК |
Май | Развитие двигательных способностей | Логоритмические упражнения | Формирование навыков взаимо- действия между детьми | Развитие активного словаря |
2.4. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
-Формирование правильного произношения.
-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
-Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены:
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Учитель-логопед | Воспитатель |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе. |
2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2.Обследование общего развития детей, состоя состояния их знаний и навыков по программе, предшествующей возрастной группы |
3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. | 3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы. |
4.Обсуждение результатов обследования | 4.Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом. |
5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. |
7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7.Уточнение имеющегося словаря детей, раширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).
|
9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей. |
10.Развитие фонематического восприятия детей. | 10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда. |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. | 11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях. |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. | 12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. |
13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.
| 13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях. играх и |
После занятия с группой и индивидуально учитель–логопед записывает задание для воспитателя, касаемо тех детей, которые недостаточно хорошо усвоили материал и нуждаются в его дублировании или закреплении. Задания по итогам индивидуальных занятий заключается в дальнейшей автоматизации речевого материала отработанного с логопедом. Учитель- логопед ведёт тетрадь по его взаимодействию с воспитателями.
2.5. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п 1 | тема 2 | содержание работы 3 | дата проведения 4 | Ответственный 5 |
1. | Ознакомительные беседы Родительское собрание. Ширма-консультация Ведение индивидуальных тетрадей с рекомендациями учителя-логопеда родителям. | Установить доверительные отношения между семьей и логопедом. Познакомить родителей с «Индивидуальным планом-маршрутом» ребёнка. Обсудить план совместной работы в течение года. «Тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?» | сентябрь | учитель-логопед |
2. | Уроки для родителей: -Дыхание и речь. Звукопроизношение. Общие артикуляционные упражнения.
Развитие мелкой моторики рук. Ширма-консультация Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | Познакомить родителей с работой над дыханием и звукопроизношением, отметить важность этой работы, дать рекомендации. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, дать рекомендации по выполнению, отметить значимость артикуляционных упражнений. Показать взаимосвязь развития речи и мелкой моторики, дать рекомендации, оказать помощь в проведении пальчиковой гимнастики. «Советы родителям по развитию речи детей», «Дружу-дружу со звуками». | октябрь | учитель-логопед |
3. | Родительские пятиминутки. Совместная работа с родителями Ширма-консультация Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. Детско-родительский проект «Моя весёлая азбука» «Тревожат ли вас речевые проблемы ребёнка?» «Зачем и как учить стихи?» | ноябрь | учитель-логопед |
4. | Родительское собрание Ширма-консультация Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | «Итоги работы за I квартал» «Проблемы при постановке свистящих звуков и методы их преодоления». «Готов ли ребёнок читать?» Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. | декабрь | учитель-логопед |
5. | Ширма-консультация Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | «Игры и игровые упражнения по формированию глагольного лексикона у детей с ОНР». «Пальцы помогают говорить». Согласование с родителями требований к речи детей. | январь | учитель-логопед |
6. | Ширма-консультация Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | «Игры для развития речи и мышления дошкольников. Рекомендации родителям». «Фонематический слух – основа правильной речи». Консультирование родителей по обучению чтению. | февраль | учитель-логопед |
7. | Ширма-консультация Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | Игры со звуковыми символами «Как расширить словарный запас ребёнка». Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. | март | учитель-логопед |
8. | Ширма-консультация Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | «Учимся говорить выразительно». «Причины ошибок на письме» «Подготовка руки к письму» Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. | апрель | учитель-логопед |
9. | Индивидуальные беседы Ведение индивидуальных тетрадей с рекомедация-ми учителя-логопеда родителям. | Ознакомление родителей с результатами логопедической работы с ребёнком. | май | учитель-логопед |
РАЗДЕЛ 3: Содержание коррекционно - педагогической работы
3.1. Циклограмма учёта рабочего времени учителя-логопеда
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
8.00- 12.35 – индивидуальные занятия с детьми. | 8.00- 12.35 – индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.25 НОД | 8.00- 12.35 – индивидуальные занятия с детьми. | 8.00- 12.35 – индивидуальные занятия с детьми. 9.00-9.25 НОД | 8.00- 12.35 – индивидуальные занятия с детьми. | |
9.35-12.00 – индивидуальные занятия с детьми | 9.35-12.00 – индивидуальные занятия с детьми | ||||
12.35-13.00 Консультации для воспитателей Участие в режимных моментах | |||||
Перерыв между фронтальным и индивидуальным занятием не менее 10 мин.
Индивидуальные занятия изначально планируются под нужды конкретного воспитанника в соответствии с индивидуальным маршрутом и в случае болезни уплотняются за счёт объединения занятий
3.2. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда
в старшей группе №5.
Периоды | Количество учебных часов непосредственно образовательной деятельности (фронтальных занятий) | Количество индивидуальных занятий | ||
При 2-разовом посещении | При 3 -разовом посещении | |||
I Сентябрь - ноябрь | 22 | 11 учебных недель | ||
не менее 22 | не менее 33 | |||
II Декабрь - февраль | 22 | 11 учебных недель | ||
не менее 22 | не менее 33 | |||
III Март - май | 22 | 11 учебных недель | ||
не менее 22 | не менее 33 | |||
Итого | 66 | 33 учебные недели | ||
не менее 66 | не менее 99 | |||
3.3. Календарно- тематическое планирование непосредственной образовательной
деятельности учителя-логопеда в старшей группе №5.
№ п\п | Неделя | Дата | Лексическая тема |
Сентябрь | |||
1 | 1 неделя | 02.09.-06.09.19 | Диагностика Диагностика «Наш детский сад» |
2 | 2 неделя | 09.09-13.09.19 | |
3 | 3 неделя | 16.09 – 20.09.19 | |
4 | 4 неделя | 23.09 – 27.09.19 | «Игрушки» |
Октябрь | |||
5 | 1 неделя | 30.09– 4.10.19 | «Фрукты» |
6 | 2 неделя | 07.10 – 11. 10.19 | «Овощи» |
7 | 3 неделя | 14.10 – 18.10.19 | «Овощи-фрукты» |
8 | 4 неделя | 21.10 – 25.10.19 | «Осень» |
9 | 5 неделя | 28.10--01.11.19 | «Перелетные птицы» |
Ноябрь Праздничные дни 04.11.19 | |||
10 | 1 неделя | 4.11-8.11.19 | «Русские народные сказки» |
11 | 2 неделя | 11.11 -15.11.19 | «Одежда. Обувь» |
12 | 3 неделя | 18.11 – 22.11.19 | «Дом. Мебель» |
13 | 4 неделя | 25.11 – 29.11.19 | «Посуда» |
Декабрь | |||
14 | 1 неделя | 02.12 – 06.12.19 | «Продукты» |
15 | 2 неделя | 09.12 -13.12.19 | «Зима» |
16 | 3 неделя | 16.12 - 20.12.19 | «Зимующие птицы» |
17 | 4 неделя | 23.12 – 27.12.19 | «Новогодний праздник» |
Январь Праздничные дни 01.01 - 12.01.20 | |||
18 | 3 неделя | 13.01 – 17.01.20 | «Зима» повторение |
19 | 4 неделя | 20.01 – 24.01.20 | «Человек. Наше тело» |
20 | 5 неделя | 27.01– 31.01.20 | «Домашние животные и птицы» |
Февраль Праздничные дни 24.02.20 | |||
21 | 1 неделя | 03.02 - 07.02. 20 | «Дикие животные» |
22 | 2 неделя | 10.02 - 14.02.20 | «Животные жарких стран» |
23 | 3 неделя | 17.02 - 21.02.20 | «Животные Севера» |
24 | 4 неделя | 24.02-.28.02.20 | «Защитники Отечества Военные профессии. » |
Март Праздничные дни 09.03.20 | |||
25 | 1 неделя | 02.03 – 06.03.20 | «Мамин праздник. Семья » |
26 | 2 неделя | 09.03 – 13.03.20 | «Профессии. Инструменты» |
27 | 3 неделя | 16.03– 20.03.20 | «Транспорт» |
28 | 4 неделя | 23.03 – 27.03.20 | «Весна» |
Апрель | |||
29 | 1 неделя | 30.03 – 03.04.20 | «Времена года » |
30 | 2 неделя | 06.04 -10.04.20 | «Космос» |
31 | 3 неделя | 13.04 – 17.04.20 | «Насекомые» |
32 | 4неделя | 20.04 - 24.04.20 | «Дикие животные и перелетные птицы весной» |
33 | 5 неделя | 27.04 – 01.05.20 | «Город.Россия» |
Май Праздничные дни 01.05 -05.05. 20, 09.05.-11.05.20 | |||
34 | 2 неделя | 04.05 – 08.05.20 | «9 мая -День Победы» |
35 | 3 неделя | 11.05 – 15.05.20 | «Лето» |
36 37 | 4 неделя 5 неделя | 18.05 – 22.05.20 25.05-29. 05.20 | «Диагностика.» «Диагностика» |
3.4 Календарно-тематический план фронтальных занятий логопеда в старшей группе
Месяц неделя | Тема занятия | Дата занятия |
Сентябрь 3 неделя | «Детский сад» | 17.09.19 |
«Формирование понятия о неречевых и речевых звуках» | 19.09.19 | |
Сентябрь 4 неделя | «Игрушки» | 24.09.19 |
«Звуки и буквы» | 26.09.19 | |
Октябрь 1 неделя | «Фрукты» | 01.10.19 |
Тема: «Звук А» | 03.10.19 | |
Октябрь 2 неделя | «Овощи» | 08.10.19 |
«Звук и буква А» | 10.10.19 | |
Октябрь 3 неделя | «Овощи-фрукты» | 15.10.19 |
«Звук и буква А» | 17.10.19 | |
Октябрь 4 неделя | «Осень» | 22.10.19 |
«Звук У» | 24.10.19 | |
Октябрь 5 неделя | «Перелётные птицы» | 29.10.19 |
«Звук и буква У» | 31.10.19 | |
Ноябрь 1 неделя | «Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | 05.11.19 |
«Звук и буква У» | 07.11.19 | |
Ноябрь 2 неделя | «Обувь. Одежда» | 12.11.19 |
«Звуки и буквы А,У» | 14.11.19 | |
Ноябрь 3 неделя | «Дом. Мебель» | 19.11.19 |
Тема: «Звук О» | 21.11.19 | |
Ноябрь 4 неделя | «Посуда» | 26.11.19 |
«Звук и буква О» | 28.11.19 | |
Декабрь 1 неделя | «Продукты» | 03.12.19 |
«Звуки А, У, О» | 05.12.19 | |
Декабрь 2 неделя | «Зима» | 10.12.19 |
Тема: «Звук и буква И» | 12.12.19 | |
Декабрь 3 неделя | «Зимующие птицы» | 17.12.19 |
«Звук и буква И» | 19.12.19 | |
Декабрь 4 неделя | «Новый год» | 24.12.19 |
«Звуки А, У, О, И» | 26.12.19 | |
Январь 3 неделя | «Зима» | 14.01.20 |
«Звук и буква Ы» | 16.01.20 | |
Январь 4 неделя | «Части тела» | 21.01.20 |
«Звук и буква Ы» | 23.01.20 | |
Январь 5 неделя | «Домашние животные» | 28.01.20 |
«Звуки А, У, О, И, Ы» | 30.01.20 | |
Февраль 1 неделя | «Дикие животные» | 04.02.20 |
«Звук и буква Э» | 06.02.20 | |
Февраль 2 неделя | «Животные жарких стран» | 11.02.20 |
«Гласные звуки и буквы» | 13.02.20 | |
Февраль 3 неделя | «Животные холодных стран» | 18.02.20 |
«Звуки М - Мь» | 20.02.20 | |
Февраль 4 неделя | «Защитники Отечества» | 25.02.20 |
«Звуки М-Мь. Буква М» | 27.02.20 | |
Март 1 неделя | «Мамин праздник. Семья» | 03.03.20 |
. Тема: «Звуки Н-Нь» | 05.03.20 | |
Март 2 неделя | «Профессии» | 10.03.20 |
«Звуки Н-Нь. Буква Н» | 12.03.20 | |
Март 3 неделя Март 4 неделя | «Транспорт» | 17.03.20 |
«Звуки М-Н, Мь-Нь» | 19.03.20 | |
«Весна» | 24.03.20 | |
«Звуки М-Н, Мь-Нь» | 26.03.20 |
Апрель 1 неделя | «Времена года» | 31.03.20 |
«Звуки П-Пь» | 02.04.20 | |
Апрель 2 неделя | «Космос» | 07.04.20 |
«Звуки П-Пь. Буква П» | 09.04.20 | |
Апрель 3 неделя | «Насекомые» | 14.04.20 |
«Звуки Т-Ть» | 16.04.20 | |
Апрель 4 неделя | «Дикие животные весной» | 21.04.20 |
. «Звуки Т-Ть. Буква Т» | 23.04.20 | |
Апрель 5 неделя | «Город. Россия» | 28.04.20 |
«Звуки К-Кь» | 30.04.20 | |
Май 2 неделя | «9 Мая – День Победы» | 12.05..20 |
«Звуки К-Кь» | 14.05.20 | |
Май 3 неделя | «Лето» | 19.05.20 |
«Звуки и буквы П-Т-К» | 21.05.20 | |
Май 4 -5 неделя | Диагностика |
3.5. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Cовершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой — звонкий, твердый — мягкий.
Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
3.6. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Мониторинг логопедической работы обеспечивает комплексный и дифференцированный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения программы средней группы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений в коррекции нарушений речевого развития детей.
Логопедическое обследование в старшей группе проводится 2 раза, с 1-15 сентября - входное, в 15-30 мая– итоговое. Обследование происходит по следующим параметрам: обследование звукопроизношения, артикуляционной моторики, строения артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя и связной речи.
3.7. Методическое обеспечение рабочей программы .
- Белоусова Л.Е. «Научиться пересказывать? Это просто!» - СПб, 2009.
- Большева Т.В. Учимся по сказке (развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники). Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001 г.
- Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи. -М. 2002.
- Дедюхина Г.В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком» М. 2004г.
- Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно», С.-П. 2006г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. – М., 2008.
- Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», М. 2007г.
- Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб.. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007
- Филичева Т.Б., Соболева А.Р. «Развитие речи дошкольника» Екатеринбург, 1996г.
- Яцель О.С. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» М, 2005 г.
Картотека дидактических игр
- Логопедическое лото
- «Что перепутал художник?»
- «Делим слова на слоги»
- «Чей? Чья? Чьи? Чьё?» (притяжательные прилагательные)
- Слоговое домино
- «Кого везут в зоопарк?» (притяжательные прилагательные)
- «Расшифруй слова» (ребусы)
- «На лесной полянке» (согласование числительных и существительных)
- Речевое лото «Предлоги»
- «Ералаш» (разрезные картинки)
- «Слова-антонимы)
- «Радуга»
- «Один – много»
- «Поможем клоуну Роме»
- «Цветная сказка»
- «Разноцветные листья»
- «За грибами»
- «В огороде у козы Лизы»
- «Весёлый повар»
- «Катины подарки»
- «Маленькие художники»
- «Чьи предметы?»
- «Аквариум»
- «Назови ласково»
- «Из чего?»
- «Подбери признак»
- «Длинные слова»
- «Цветные гномики»
- Лото «Какой?»
- «Изучаем предлоги»
- Звуковое лото
- «Учимся логически мыслить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Программа для старшей и подготовительной группы детей дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР III УРОВНЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ННастоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ОНР ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на один год...
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей 6 - 7 лет.
Основная цель – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, коррекция нарушений разв...

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей группы компенсирующей группы....
















