мастер-класс "Постановка звука [Л]" (опыт работы)
методическая разработка по логопедии

Прохорова Наталья Павловна

В ходе мастер-класса учитель-логопед делится опытом постановки и первоначального закрепления правильного произношения звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_l_tekst.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Мастер-класс по теме: «Коррекция звука [Л]»

составила: Прохорова Н. П.

учитель-логопед МАДОУ «Д/С № 26»

высшая квалификационная категория

г. Сатка,

2021 г.

Слайд № 1

Аннотация (краткое содержание мастер-класса):

Мастер-класс для учителей-логопедов по устранению искаженного произношения звука [л] (лабдацизма) и первоначальному закреплению навыков правильного его произношения у детей дошкольного возраста.

Цель мастер-класса: повышение педагогического мастерства учителя-логопеда в вопросах коррекции звукопроизношения.

Задачи:

1. Передать свой опыт  путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм логопедического воздействия при постановке звука [л].

2. Оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития.

3. Провести рефлексию собственного профессионального педагогического мастерства вместе с участниками мастер-класса.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, ноутбук. Индивидуальные зеркала; пластилин розового, красного и белого цвета; влажные салфетки; 2 пиктограммы «лицо» без рта; символы гласных звуков; пиктограммы звуков Л, В; «светофоры» для определения места звука в слове; картинки «ёлка», «белка»; схема предложения; картинки слов со звуком [л] в разных позициях.

Содержание:

Слайд № 2 (задачи мастер-класса)

      Я предлагаю вам принять участие в мастер-классе, научиться некоторым приёмам коррекции звука [л] или сравнить  свои умения с моим опытом.

      Я работаю логопедом более 20 лет и практически все годы – на логопункте. Это значит, моя основная деятельность – коррекция звукопроизношения (постановка и автоматизация звуков). За время трудовой деятельности у меня выработались некоторые способы и приёмы коррекции нарушенного произношения разных групп звуков. Наиболее частотными  в логопедической практике являются нарушения произношения сонорных звуков, в частности, звука [л] – ламбдацизм и параламбдацизм. Губной параламбдацизм (замена звука [л] на [в] или [у]) представляет трудность для  автоматизации из-за акустического сходства этих звуков при недостаточной фонематической  дифференциации.

Слайд № 3 (картинки со звуками [л] и [в])

      Я не буду останавливаться на содержании подготовительного этапа работы над коррекцией произношения, вся работа строится по стандартной методике.  (артикуляционная и дыхательная гимнастика, развитие общих речевых навыков, слухового внимания, фонематического восприятия и т.д.)

     

   Процесс коррекции звука [л] я начинаю с дифференциации звуков [л] и [в].

    Начинаю с ознакомления с органами артикуляции и образованием звуков, в их числе и звуком [в].

Предлагаю ребёнку послушать слова и повторить те, в названиях которых слышится звук [В].

(После этого предлагаются картинки участникам).

Затем называю слова со звуком [Л] и предлагаю ребёнку сказать, слышится ли в них звук [В]? (Нет, другой звук). На этом этапе не прошу повторить слова, так как ребёнок скажет неправильно. Подвожу итог, что в этих словах слышится звук [Л]. Его мы и будем учиться правильно говорить.

Слайд № 4 (схема акустико-артикуляционной характеристики звука)

     Начинаю с анализа артикуляции звуков. Для зрительного подкрепления использую моделирование положения органов артикуляции с помощью пластилина.

- Возьмите зеркала. Произнесите звук «ВВВВВВВВ», расскажите о положении губ, зубов и языка.

Слайд № 5 (показ артикуляции)

А теперь сделаем схему артикуляции: возьмите красный (или розовый)  пластилин, скатайте две «колбаски», это губы. Из белых кусочков пластилина делаем зубы – верхние и нижние. Из кусочка красного пластилина – язык.

Соотносим звук с графическим изображением – «На что похож звук [В]? Где его можно услышать? (звук ветра, ветер гудит в трубе, в ветвях деревьев и т.п.). Пиктограмма из пособия Т. А. Ткаченко.

То же – с артикуляцией звука [Л]. Пиктограмма – пароход (имитация гудка парохода). Буквы как зрительный символ звуков можно также вылепить из пластилина или  …. .

    Затем предлагаю поиграть в игру «Правильно – неправильно». Для этого используются картинки с предметами со звуком [Л]. «Я буду называть картинки, а ты внимательно слушать и говорить «Да или нет». Считай, сколько раз я назову слово правильно».

«Это вампа?, это гампа?, это лампа?, это уампа?, это лампа?, это вампа?, это лямпа? и т.д. И так до тех пор, пока ребёнок не начнёт правильно различать правильное и неправильное произношение. (достаточно в среднем 3 – 4 картинок).

Да, эти слова начинаются со звука [Л].

Слайд № 6 (приемы постановки звука Л).

      В этот момент некоторые дети начинают спорить со мной, доказывая, что они правильно говорят! В этом случае предлагаю записать на диктофон то, как ребёнок проговаривает слова и послушать. Произносить звук нужно утрированно, громким голосом. После прослушивания все соглашаются с тем, что действительно надо учиться произносить звук – «Ну, вот этот, который я говорю так!» и демонстрируют.

      Звук [Л] ставлю традиционным способом, но лучше удаётся сначала в межзубном положении, так как зазубное иногда получается смягчённым.

        А вот вводить звук в слоги начинаю только с обратного слога.  В этом мне помогает моделирование с  символами гласных звуков и буквами. Составляем слоги – «пароход поплыл».

Слайд № 7 (слоговые ряды)

Можно повторить 3 – 4 раза. Затем оставляю слог [АЛ], провожу звуковой анализ. Добавляю слева к букве А букву М, составляем слово, объясняем его значение, затем буквы В - , Б-, З-, составляем слова и объясняем их.

Слайд № 8 («Светофор»)

Обязательно проводим звуковой анализ – определяем место звука [л] в слове (по «светофору» или звуковой дорожке и т.п.). Далее образовываем и называем другие слова со слогом –АЛ, проводим словарную работу.

Слайд № 9 (игра)

Для закрепления играем в игру «Что исчезло?», «Что возникло?» с 5-6 иллюстрациями отработанных слов. Аналогично – с другими слогами и словами с ними.

- Какие игровые упражнения можно применить на данном речевом материале?

       Для закрепления произношения звука во фразе предлагаю ребёнку поиграть в игру «Договори словечко» - чистоговорки типа:

Ал-ал-ал – Павел взял пенал,

Ил-ил-ил- Михаил гол забил,

Ол-ол-ол- стол поставили на пол,

Ол-ол-ол- дятел сел на ствол и т.п.

(Имена мальчиков, заканчивающиеся на [–л]: Павел, Михаил, Данил (Даниил), Кирилл).

На данном этапе ребёнку нужно контролировать своё произношение, говорить медленно, утрированно, поэтому для автоматизации предлагаю только короткие фразы и чистоговорки, поговорки типа:

«Ослик был ужасно зол:

Он узнал, что он осёл».

- Объясните, пожалуйста, смысл этой поговорки. Как бы вы объяснили это ребёнку-дошкольнику?

Слайд № 10 (ослик)

Контролируем проговаривание с помощью сопровождения речи движением пальцев: на каждый звук соединять подушечки большого пальца поочерёдно с остальными, начиная с указательного.

     Ещё один вариант закрепления произношения звука [л] в обратном слоге – глаголы мужского рода в форме единственного числа в прошедшем времени.

Мне нравится речевое упражнение из пособия И. Л. Лебедевой «Трудный звук, ты наш друг» «Про Емелю»:

Слайд № 11 (иллюстрация к сказке «По щучьему велению»)

Разминка

Целую неделю

Без дел сидел Емеля.

Всё зевал да зевал,

Рот широко разевал.

Вдруг… не ведал, не гадал,

Как зубами звук поймал.

А звук-то был не простой – волшебный звук [л]!

- Отпусти меня, Емеля, я любое твоё желание исполню!

- Хочу, чтобы все батюшкины поручения сами собой выполнялись!

- Так тому и быть, ты только в конце каждой батюшкиной просьбы звук [л] добавляй.

Приказал батюшка: «Рыбы налови!» Емеля тут же звук [л] пропел, получилось «налови-л». И в тот же миг в ведре две огромные рыбины хвостами забили. А у батюшки уж новые поручения готовы. Поможем Емеле чудеса творить?

Батюшка наказывает:

Воду с речки наноси - …(л).

Тесто в кадке замеси - …(л)

За грибами в лес сходи - …(л).

В стадо тёлку проводи - …(л).

Кашу манную свари - …(л).

Колыбельку смастери - …(л).

Дров побольше напили - …(л).

И капусты насоли - …(л).

Жарче печку натопи - …(л).

В лавке пряников купи - …(л).

Травку свежую скоси - …(л).

Братца к лекарю свози - …(л).

Чудеса, да и только!

Затем припоминаем все Емелины чудеса.

В доме у Емели был ещё один волшебный предмет. Вот послушай:

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лёг под стул.

После словарной работы это четверостишие заучивается.

Слайд № 12 (картинки с сочетанием «…л+ка»)

      После того, как отработано произношение звука [л] в обратном слоге на конце слова, переходим к закреплению в позиции после гласного перед согласным в середине слова. Для этого припоминаем стихотворение «Веник», Что подметал веник? (Пол).

По «светофору» определяем место звука в слове, составляем слоговую схему, затем добавляем слог «-ка», получается слово «полка». Так же по схеме – другие слова такого типа. (участники выполняют по инструкции ведущего).

- Выберите слова, с которыми можно провести словарную работу, т.е., объяснить смысл слова (футболка, фиалка, пилка, скакалка, посылка, …).

- Объясните смысл слова «чёлка» - почему так названы волосы на лбу?

      С этим речевым материалом можно придумать разные игровые задания: найти слова, похожие по звучанию, рифмующиеся; посчитать их; сделать слоговой анализ т.д.

Слайд № 13 («У ёлки иголки колки»)

       Составляем предложение со словами «ёлка», «иголка», «колкие», его схему, переставляем слова местами, проговариваем.

Заучиваем чистоговорку «У ёлки иголки колки».

Дети получают домашнее задание.

   Следующий этап – проговаривание слов со звуком [л] в сочетании между гласными в середине слова.

Для этого начинаем с составления предложений со словами «белка» и «ёлка». - Возьмите картинки. Посадите белку НА ёлку, белку ПОД ёлку, белку ВОЗЛЕ ёлки» и т.п., комментируя свои действия. Затем обращаем внимание на белку.

Слайд № 14 (белки)

 «Если это белка, то какого цвета она должна быть?» (Белая)

Иногда для привлечения внимания ребёнка к созвучию названий предметов и названий цветов спектра начинаю с объяснения значений этих слов.

Слайд № 15 (предметы, названные по цвету)

А белка бывает белой? А что или кто бывает белым?  Обязательно добиваться проговаривания сочетания «белЫЙ снег», «белАЯ футболка», «белОЕ облако» и т.п.

Слайд № 16 («Белая сказка»)

……. (можно воспользоваться иллюстрацией  из пособия Н. В. Нищевой «Белая сказка»). Заканчиваем  заучиванием стихотворения И. Токмаковой

                           «Белый снег, белый мел,

                            Белый заяц тоже бел.

                            А вот белка не бела,

                           Белой даже не была.»

      После отработки в позиции между гласными, можно автоматизировать звук [л] в начале слова, затем в стечениях согласных и в любой позиции.

Слайд № 17 (пособия для автоматизации)

Для автоматизации применяем весь арсенал методических и дидактических пособий, интерактивные игры, нетрадиционные способы и технологии.

Хотелось бы обратить внимание на один из принципов автоматизации звука: количество слов не имеет значения: все слова не выучишь и не проговоришь. Имеет значение количество повторений и качество проговаривания!

Хочу представить один из нетрадиционных способов автоматизации звуков [л] и [р] в связной речи – мультфильм по мотивам стихотворения Б. Заходера «Сказочка».

Слайд № 18 (мультфильм).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования,  особое внимание уделяем обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.  Целью работы является...