Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"
статья (развитие речи, старшая группа) по теме

Арманшина Татьяна Сергазыевна

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении у детей навыка звукобуквенного анализа, недоразвитием фонематического и речевого слуха, не умение  ориентироваться в звуковой структуре слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc630 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО ТЕМЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель:

Арманшина Т.С.

Арманшина Татьяна Сергазыевна

Образование: высшее педагогическое

в 2009 г. окончила Троицкий педагогический колледж по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста, руководитель изобразительной деятельности»

в  2013 г. окончила Магнитогорский педагогический университет по специальности «Логопедия».

                                            Педагогический стаж: 5 лет

                                             Место работы: МАДОУ д/с «Березка» п. Зеленоборск

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………….

2.

3.

Список литературы………………………………………………………

4.

Приложение………………………………………………………………

Введение.

  Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система дошкольного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Ведь именно речевой слух и фонематическое восприятие создают основу для овладения грамотой, а, значит, способствуют более успешному обучению в школе. Теория и практика воспитательной работы полностью доказывает нам тот факт, что именно от развития фонематических процессов зависит становление речи в целом. В научно-исследовательских трудах, связанных с изучением звукобуквенного анализа, говорится о том, что восприятие речи и овладение ее звуковой стороной непосредственно связаны со уровнем развития фонематического слуха. Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания. Рассмотрим вкратце эти понятия. Физический слух – это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух - это способность ребёнка точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи.  Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Как известно, количество букв алфавита не соответствует количеству звуков русского языка, исходя из этого, в букве выражается не каждый отдельный звук, а лишь основные звуки. Именно поэтому овладение звукобуквенным анализом предполагает определенный уровень фонематического развития. Таким образом, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов, в основе которого лежит развитие фонематического слуха и восприятия. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в  слоговой структуре слова. Д.Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут  открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связной с ней орфографии. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте  дошкольника  являются: сформированное  фонематическое  восприятие,  правильное  произношение   всех звуков родного языка,  а  так  же  наличие  элементарных  навыков  звукового анализа. Все названные    процессы    взаимосвязаны   и  взаимообусловлены. Чрезвычайно важным является тот факт, что ребенок старшего дошкольного возраста может довольно легко освоить действия звукового анализа слова до и без ознакомления с буквами. Опыты Н.А. Хохловой, Р.Е.Левиной  показали, что «у детей старшего дошкольного возраста относительно легко может быть сформировано полноценное действие анализа звуковой структуры слова, т. е. ребенок научается вычленять отдельные звуки из слов и определять количество и характер звуков, входящих в состав слова». При этих условиях, как показывают данные Н. А. Хохловой, «дети легко преодолевают установку на артикуляционный анализ и переходят к собственно звуковому анализу структуры слова». [11] Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста легко может быть «поднят» в своем фонематическом развитии до уровня, необходимого для овладения грамотой, конечно, при условии создания специальной методики, учитывающей как особенности развития фонематического слуха, слухового внимания, умений и навыков по анализу звуковой структуры слов.

Актуальность

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью в овладении у детей навыка звукобуквенного анализа, недоразвитием фонематического и речевого слуха, не умение  ориентироваться в звуковой структуре слова. Все выше изложенное позволило сформулировать тему работы: «Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста»

Целью работы является: Совершенствование у детей умений проводить звукобуквенный анализ посредством развивающих игр

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Учить произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.
  2. Учить услышать в стихотворении часто повторяющийся звук.
  3. Учить самостоятельно называть слова с заданным звуком.
  4. Учить определить место звука в слове.
  5. Знать все гласные буквы и уметь объяснить правила написания гласных после мягких согласных звуков.
  6. Различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
  7. Учить проводить звуковой анализ практически любого предложенного слова.
  8. Свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям.

Предполагаемый результат:

К концу году дети должны:

  1. Определять наличие звука в слове различной слоговой структуры.
  2. Давать качественную характеристику звука: твердый-мягкий, звонкий-глухой.
  3. Определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов.
  4. Определять количество слогов в слове.
  5. Знать графический образ буквы.

Новизна работы заключается в том, что определена система работы с детьми по звукобуквенному анализу в основе которой лежат развивающие игры.

       Работа над темой велась в несколько этапов:

1. Подготовительный  - 2011 учебный год. (Выбор темы, изучение психолого-педагогической литературы и опытов работы в выбранном направлении, мониторинг)

2. Основной – 2011-2013 учебный год (Создание благоприятной речевой среды. Занятия и совместная деятельность взрослых с детьми. Работа с родителями, работа со специалистами)

3. Заключительный – 2014 учебный год (Проведение психолого-педагогического мониторинга, анализ проделанной работы, подведение итогов)

    В работе по данному направлению применяла накопленный опыт

современных педагогов и использовала основные принципы:

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

• Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму. Все эти принципы тесно связаны друг с другом и являются составной частью педагогического  процесса.

        В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Звуковая сторона речи становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках. Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это подтверждает диагностика, проводимая нами в начале учебного года в старшей группе  «Радуга» в составе 25 детей. Для проверки уровня знаний о сформированности представлений о звуковой структуре слова детям в индивидуальном порядке, учитывая психофизиологические особенности детей, предлагалось выполнить такие задания:

  1. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ж]. (лужа, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы)
  2. Отбери картинки в названиях которых есть звук [ш] (картинки: сумка, звезда, шапка, машина, колесо, кошка, мышь).
  3. Назови слова со звуком [с].
  4. Назови картинку и покажи. (бочка-почка, трава-дрова, корка-горка, катушка-кадушка, удочка-уточка, зуб-суп, миска- мишка, коса-коза).
  5. Определить место звука [ч] в слове (начало, середина и конец) чайник, ручка, дочь.
  6. Назови первый звук (ударный гласный) в слове (Оля, Аня, уши, озеро, Ира).
  7. Назови последний звук (согласный) в слове (кот, сом, сук, лимон, малыш)
  8. Назови первый (согласный) звук в слове (дом, банка, тапки, магазин, чай, шуба)

По характеру ответов я оценивали правильность выполнения задания.

Оценка: высшая общая оценка составляет 8 баллов. Ответы оцениваются как верные (1 балл) и неверные (0 баллов). Оценка в 8 баллов соответствует высокому, 4 балла – среднему и меньше 4 – низкому уровню осознания языковых элементов.

Согласно результатам проведенной диагностики:

Высокий уровень – 8%  (2 ребенка) - задания выполняет самостоятельно, в полном объеме, без ошибок;

Средний уровень – 28% (7 детей) - задания выполняет правильно с помощью взрослого, по наводящим вопросам;

Низкий уровень – 64% (16 детей)- задания не выполняет

     При выполнении заданий дети самостоятельно справлялись с такими заданиями, как хлопни в ладоши, когда услышишь слова со звуком [ж], отбирали картинки на заданный звук, если допускали ошибки, то исправляли без помощи взрослого. По наводящим  вопросам придумывали слова на заданный звук. Частично справились с заданиями, когда нужно было определить место звука [ч] в словах (чайник, ручка, дочь), который находятся в начале, в середине и в конце слова. С трудом называли первый звук (ударный гласный) в словах, последний звук (согласный) в словах. Никто из детей не назвал первый (согласный) звук в слове.

Низкий уровень сформированности представлений о звуковой структуре слова имеется у 64%, что  составляет 16 детей из группы. Это дети, вновь пришедшие в детский сад (дети не посещали детского сада) – 3 детей, с соматически ослабленным здоровьем- 4 детей, ребенок-инвалид 1 ребенок,  дети-билингвисты – 2 детей, дети посещали группу не по возрасту – 2 детей, имели речевые нарушения - 4 детей. Все эти дети показали низкий уровень сформированности представлений о звуковой структуре слова.

Рис.1 Характеристика посещаемости детей с низким уровнем развития сформированности представлений о звуковой структуре слова.

Учитывая важность формирования звукобуквенного анализа, была проведена углубленная работа по направлениям:

  1. Развивающая среда в группе. (речевой уголок, наполняемость дидактическими играми) (Создание благоприятной речевой среды)
  2. Работа с детьми. (развивающие игры, НОД)
  3. Взаимодействие со специалистами. (логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
  4. Работа с семьей. (родительские собрания, консультации, семинар- практикум, памятки, анкетирование).

  1. Развивающая среда в  группе. (Создание благоприятной речевой среды)

В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью я создаю условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости речевого уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. В нашей группе имеется логопедический уголок, который называется «Говорунья-Капелька».  Наполняемость нашего речевого  уголка осуществляется по разделам:


– 
артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах).  Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»; 
– 
мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.; 
– 
дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.; 


– 
высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.

– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З.Т.Бобылевой; 

– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой;  игры на автоматизацию звуков:  «Логопедические лото», «Логопедическое  домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.); 

– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы,  игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.; 

– грамматический строй речи: игры  Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково»,  «Чего нет?» и др.;

– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

   В речевом  уголке игровой материал  располагается таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игры, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на НОД, но и проявлять свое творчество, а так же закончить начатую игру.

В наполняемости речевого уголка использовались не только авторские игры и пособия, а также изготовленные совместно с родителями, такие как «Поезд», «Волшебные бусы», «Звукоград». В детском саду проходил конкурс «Лучший речевой уголок», где приняли активное участие родители, изготовили пособие на дыхание (вертушки, дудочки), родителями был изготовлен альбом «Семейная Азбука», каждая семья приносила картинки на заданный звук, дети вклеивали картинки в альбом на определенную страницу. В итоге получилась совместная работа детей+родителей+воспитатель.

  1. Работа с детьми.

     Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень – это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ.

Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т.Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т.Б. Филичева).

         Работа по формированию фонематического восприятия начинается с неречевых звуков.

   Обращение внимания детей:

  • на звуки улицы;
  • на бытовые звуки;

Определение:

  • источника звука (Н-р: хлопки, притопы);
  • направления звука;
  • Высоты звука
  • Продолжительности звучания (долгий – короткий);
  • По громкости (громкий – тихий) (Н-р: идет медведь, кошечка крадется);
  • По ритму ( Н-р: идут, скачут).

Затем ведется работа над речевыми звуками и дифференциацией речевых и неречевых звуков.

Игра «Тихо-громко говори».

Цель: развивать голосовой аппарата и фонематический слух. Упражнять в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

 Игра «Волшебные часы».

Цель: учить детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, развивать фонематический слух.

Игра «Кто быстрее соберет вещи?»

Цель игры: упражнять детей в дифференциации звуков ("с" и "ш").

Игра «Звуковая ромашка»

Цель: развивать умение определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук, нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку.

Игра «Гусеница»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игра с мячом "Придумай слово"

Цель игры: развивать умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.

  Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольников являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. 

Звуковой анализ – это способность различать особенности и порядок звуков, с целью воспроизвести звуки в письменной форме.

     Переходить к звуковому анализу слова  следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи. В своей практической деятельности мы постоянно используем разнообразные вспомогательные средства для воспитания и развития речи дошкольников. Одним из таких средств являются зрительные символы гласных и согласных звуков.

Зрительные символы легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми  с соответствующими звуками родного языка. При выборе логических связей учитываются возрастные и речевые особенности детей дошкольного возраста, а также своеобразие их внимания, восприятия и памяти.  Выбор цвета символов не случаен. У всех символов согласных звуков он синий, а гласных-  красный, чтобы не нарушать для ребенка плавный естественный переход к усвоению школьной символики.  Зрительные символы гласных и согласных звуков  (по Ткаченко Т.А.) я использую в качестве вспомогательных средств обучения дошкольников. Таким образом, выполнение упражнений на анализ слова с помощью авторской символики Ткаченко Т.А. позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.

Использование зрительных символов:

  • обеспечивает многоаспектное восприятие

    (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком)

  • усиливает речевые кинестезии 

   (базальный компонент второй сигнальной системы);

  • улучшает обратную связь

    между восприятием и произношением звуков речи;

  • ускоряет нормализацию произношения дошкольников;
  • расширяет поле готовности детей к обучению грамоте

 за счет раннего овладения навыками звукового анализа.

В коррекционной работе воспитатель может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа  дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук».

Упражнения на выделение в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее – в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение. 
Дети с интересом решают задачу анализа сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков.

     Наряду с традиционными методами обучения  эффективным методом подготовки к  обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе Microsoft Power Point. С их помощью формирую у детей ориентацию в звуковой стороне слова, закрепляю умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняю и активизирую словарь, совершенствую звуковую культуру речи.

    Огромным преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации (текстовой, графический, звуковой). Такие игры позволяют мне внести в занятие новизну, элементы игры, детей привлекает звук, движение, анимация. С помощью игр – презентаций  развиваю у детей познавательную активность, улучшаю произношение, расширяю  активный словарь, углубляю интерес к языку.

     Вторым преимуществом использования программы Microsoft Power Point считаю доступность. Создание игр – презентаций не требует углубленных знаний и навыков программирования, их достаточно просто сделать.

    Следующим преимуществом  игры – презентации является ее мобильность. При необходимости можно внести изменения в содержание презентации за короткое время. Для игры можно использовать ноутбук.

   Использование интерактивных презентаций, в которых ребенок   выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает  различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.

     Игры-презентации использую в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и  как часть НОД с группой детей. В  какой еще деятельности

   Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.

     При использовании игр-презентаций повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Вместе с тем  информационно-коммуникационные технологии использую в работе с детьми при соблюдении физиолого-гигиенических требований.

  Игры-презентации создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет.

      Практика работы показала, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные  презентации, которые несут в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования   мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. В своей работе использую компьютерную программу для начального обучения детей грамотному письму и чтению «Грамотей». Программа состоит из четырех частей:

Часть 1-я - «Звуко-слоговой анализ слов»

Часть 2-я – работа над словом

Часть 3-я – работа над предлогами

Часть 4-я – работа над предложением, текстом.

  • «Робот» (анализ звуков, слов, слов без составления схем – «Звуковая дорожка»).  С помощью «Звуковой дорожки» можно проверить умение выделять, слышать гласные звуки в ряду согласных, согласные в ряду гласных…
  1. Сначала взрослый произносит ряд звуков, «Т,М,А,Д,СЬ,Б,Л,ВЬ,И,У,П».  Ребенок  красным кружком должен обозначить в этом ряду только гласные звуки. Затем в этом же ряду он обозначает только согласные твердые (синим кружочком), затем зеленым кружочком – согласные мягкие.
  2. Звуковой анализ типа «АУ» или «АУИ». Вопросы; «Какой 1-й звук?», «Какой 2-й звук?», «Сколько всего звуков?».
  3. Звуковой анализ обратных слогов, типа «АП, ОМ, ЭМ, АС»
  4. Звуковой анализ прямых слогов, типа «СА, СИ, МА, МИ, ПУ»
  5. Анализ слогов со стечением согласных, типа «СТА, СПУ, ТМИ»
  • «Анализ слов»

На первом этапе анализа выделенного слова  можно определить его слоговую структуру.

На втором – звуковой анализ слова. Последовательно каждый звук слова характеризуется (гласный – согласный, твердый – мягкий)

  • «Пирамида»

Задание состоит в том, что ячейки каждого яруса необходимо заполнить картинками, имеющими в своих названиях количество звуков, равное первой картинки 1-го, 2-го, 3-го яруса.

Обучающая программа для детей «Уроки Азбуки».

В программу вошло 33 урока. Дети познакомились с такими понятиями как «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Научились различать согласные – твердые и мягкие, находить картинки на заданный звук, находить названную букву среди других. Игра – головоломка «Собери букву», развила сообразительность и память дошкольников. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представить ее очертание. Игра развивала память, внимание, зрительное восприятие.

Обучающая игра « Баба-Яга учится читать»

Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов – предложение.

После того как прослушали анимационное вступление, вы окажитесь на основном экране с картой леса. Прежде чем включить игру рекомендуется заглянуть в Букварик и Слогарик.

     В системе работы с детьми был разработан перспективный план развивающих игр на учебный год, согласно  лексическим темам. (Приложение №) Данная работа проводилась в течение года в игровой форме, в свободной деятельности детей. На месяц планировалось и проводилось по три игры. Всего за учебный год было проведено 14 развивающих игр. Игры проводились с группой, подгруппой детей, индивидуально, во время утреннего приема детей, на прогулках, вечернее  время, в самостоятельной и совместной деятельности детей. При планировании работы в старшей группе было условно выделено 5 направлений  развивающих игр:

  • игры, направленные на развитие у дошкольников умения узнавать звук на фоне звуков, слогов, слов.
  • игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять первый ударный гласный из слова.
  • игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять первый согласный звук из слова.
  • игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять конечный согласный звук в слове.
  • игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).

      В подготовительной группе идет дальнейшее развитие навыков звукового анализа. Для подготовительной группы был разработан перспективный план развивающих игр на учебный год, согласно  лексическим темам. (Приложение №6) Данная работа проводилась в течение года в игровой форме, в свободной деятельности детей. На месяц планировалось и проводилось по три игры. Всего за учебный год было проведено 14 развивающих игр. Игры проводились с группой, подгруппой детей, индивидуально. При планировании организации работы в подготовительной группе было условно выделено 1 большое и сложное направление  развивающих игр с подразделами:

  • Игры направленные на развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове)
  1. Формирование фонематического анализа с опорой анализа на вспомогательные средства, внешние действия. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и  графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Даются фишки. По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова.
  2. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
  3. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.

3. Взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения. 

Работа по формированию звукобуквенного анализа не может ограничиваться рамками работы только воспитателя. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на НОД всеми участниками процесса: логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. (Приложение № 15)

Взаимодействие с логопедом.

Работа воспитателя и логопеда по речевому развитию детей идет в тесном взаимодействие. От того как согласованно будут работать педагоги зависит дальнейшее развитие (обучение) детей. Совместно с логопедом планируем занятия по речевому развитию, обсуждаем цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи.

Совместно с  логопедом мы провели семейный праздник  «Говорил-ки»,  где родителям была показана работа с детьми по речевому развитию (артикуляционная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, упражнения с элементами логоритмики), и эта же работа была проведена с родителями. На протяжении старшей и подготовительной групп активно приглашали логопеда на родительские собрания в группе. («Мы читающая семья?», «Готовимся к школе вместе», «Язычок и пальчики  друзья»).

Музыкальный руководитель  также уделяет большое внимание играм и упражнениям, развивающим фонематический слух, проводит логоритмические упражнения во время НОД  по общей лексической теме. Он решает задачи по развитию ритма, темпа, слухового внимания, дикции.

Взаимодействие  с инструктором по физической культуре. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Целью проведения совместной работы с инструктором по физической культуре являются: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением; развитие речи у детей. Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста. В своей деятельности используем речевой материал из пособия Е.Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников». Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
   Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование у детей навыков звукобуквенного анализа слов, подготовки детей к их дальнейшему обучению грамоте.

4.Работа с семьей.

      Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.  Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества».
В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто
сторонними наблюдателями. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс:
консультации «Как обучают детей звуковому анализу слов», «Развитие фонематического слуха и восприятия детей», «В какие игры полезно играть», «Тренируем язычок»,  «Готовим ребенка к школе» и др.; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений  папки передвижки «Все о городе Звуков», «Тренируем язычок»,  памятки «Играем – фонематический слух развиваем», организация игротеки с родителями; проведение театрализованного праздника «В гостях у сказки», где родители   самостоятельно инсценировали небольшую сказку; Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения).

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. “Обучение дошкольников 5-7 лет чтению”, Цуканова С.П., Бетц Л.Л. “Учим ребёнка говорить и читать (1, 2, 3 период)”, Шумаева Д.Г. “Как хорошо уметь читать!”, Баскакина И.В., Лынская М.И. “Свистелочка. Логопедические игры”, “Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры”.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Никто не проходит мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня. Ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: «Чем мы занимались», «Повторите вместе с нами».

Речевой уголок для родителей. В нашем речевом уголке для родителей оформила рубрику “Поиграем дома!”, которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики,  учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома я рекомендую “игры на кухне”, “игры на диване”, “игры в ванной”.

Можно проводить игры:

  • “Что помоем в тазике?”. Названия каких предметов можно “помыть” в тазике? (на заданный звук, узнать по звучанию предмет)
  • “В стране Фантазии”. Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.
  • “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? (на заданный звук)
  • “Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

Групповой формой с родителями  являются родительские собрания. Совместно с логопедом были поведены следующие собрания: «Говорил-ки», «Особенности обучения детей звуко-буквенному анализу слов», «Готовимся к школе вместе».

    Результаты диагностики, проводимой в конце учебного года в подготовительной  группе «Радуга» в составе 25 детей по адаптированной методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой показали положительную динамику. Уровень  сформированности навыков звукобуквенного анализа у старших дошкольников на конец учебного года в подготовительной группе составляет: 76% (19 детей) имеют высокий уровень сформированности,

16% (4 детей) имеют средний уровень сформированности,

8% (2 детей) имеют низкий уровень сформированности звукобуквенного анализа. 

    На конец учебного года в подготовительной  группе дети имеют полные и адекватные представления о звуковой структуре слова. Они самостоятельно правильно называют все гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки, находят ударный звук в словах. Умеют самостоятельно и правильно определять последовательность и порядковое место звуков в словах и количество звуков в слове, выделять слоги в словах, подсчитывать их количество, находить ударный слог в словах. Все эти действия эти дети производят осознанно, они доказывают и аргументируют свои ответы, им не требуется помощь взрослого. Представления о звуковой структуре слова у этих детей отличаются полнотой, обобщенностью, осознанностью, доказательностью и гибкостью. Затруднения возникают при разборе четырех звуковых слов со стечением согласных (слово: улитка).

Это дает основание для вывода о том, что система работы с детьми по формированию навыков звуко-буквенного анализа в основе которой лежат развивающие игры будет успешной, если она будет:

- предусматривает развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия как основы звукового анализа;

- рассматривает разнообразные развивающие в качестве дополнительного средства ознакомления детей со звуковой структурой слова;

- последовательно строит процесс обучения, учитывая основные линии овладения старшими дошкольниками представлениями о звуковой структуре слова и умениями осуществлять звуковой анализ слов.

   Результатом проведенной работы считаю что: работа по формированию навыков звукобуквенного анализа слова является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования в ДОУ. Овладение навыками звуко-буквенного анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию звукобуквенного анализа детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями и специалистами, а также работа с детьми через развивающие игры дает положительный результат

Диагностика обследования сформированности представлений о звуковой структуре слова детей старшей группы «Радуга» 2011-2012 учебного года.

Диагностика обследования сформированности представлений о звуковой структуре слова детей подготовительной группы «Радуга»

2012-2013 учебного года.

                                                                                                                 

Перспектива на будущее :

Так как анализ работы показал хорошие результаты – принято решение не останавливаться на достигнутом и в этом году, когда дети стали воспитанниками средней группы, начата работу по формированию фонематического слуха и восприятия. Поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить начатую работу «Формирование навыков звукобуквенного анализа слова по средством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста»
  2. Обогатить предметно-развивающую среду развивающими играми среднего возраста, использование ИКТ.
  3. Продолжать взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ.
  4. Разработать систему работы по формированию фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста.

Список использованной литературы.

1.  Александрова Т.В.«Живые звуки или фонетика для дошкольников» //     «Ребёнок в детском саду».-2005.- №5, 6, 7, 8.

2.  Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

3.  Гербова В.В.«Развитие речи старших дошкольников в детском саду»- М.: «Просвещение  2008г.

4.  Ильконин Д.Б. «Как учить детей читать»-М.:1976 г.

5.  Колесникова Е.В. Программа по подготовке к обучению грамота детей дошкольного возраста «От звука к слову» (авторская программа) изд. 2 – е. М.: Изд. «Ювента», 2001г. – с.18 6.

6.   Колесникова Е.В. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М.: изд. «Ювента», 2003г.

7.  Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». М.: изд. «Ювента» 2005г.

8.  Куликовская Т.А. «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи» ООО изд-во АСТРЕЛЬ М.: 2009г.

9.  Максакова А.И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» - М.: Мозаика – Синтез, 2005

10.  Максакова А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье»- М.:Мозаика – Синтез, 2005г.

11. Основы теории и практики логопедии; под ред. Р.Е.Левиной Н.А.Хохловой. – М.: Просвещение, 1999. – 368 с.

12.  Ткаченко  Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте», Москва 2005г.

приложение

Приложение 1

Анкета для родителей «Обучение грамоте детей в детском саду»

Цель: оценка знаний и умений родителей по формированию звукобуквенного анализа по средством развивающих игр.

Уважаемые родители!

Для улучшения работы по обучению грамоте в старшей группе детского сада предлагаем Вам принять участие в анкетировании и ответить на следующие вопросы. От Вашей компетентности в них зависит правильность знаний детей по этому разделу программы.

  1. Объясните, пожалуйста, своими словами следующие понятия:

- Звук – _____________________________

- Буква – ____________________________

- Звуковой анализ слова – ______________

   2. Как Вы считаете,  Ваш ребенок правильно произносит все звуки русского языка?

- да                        - не знаю                     - нет (укажите, какие неправильно)

3. Может ли Ваш ребенок определить первый звук в слове и назвать его?

- да, всегда правильно

- может, но иногда ошибается

- не может, не понимает задания

4. Может ли Ваш ребенок придумать слова на предложенный звук? Назови слова на звук [у], [а], [и]

- может 4-5 слов, - может 2-3слова, - может 1 слово, - не может,  -не понимает

5. Понимает ли Ваш ребенок, какие звуки гласные, а какие  согласные из пройденных на занятиях в детском саду?

- понимает и всегда правильно отвечает

- допускает ошибки при ответах.

- не понимает.

6. Умеет ли ваш ребенок давать характеристику изученных звуков (А – гласный, Б- согласный, звонкий, твердый.)

- умеет, всегда делает правильно

- умеет, но иногда ошибается

- не умеет, не понимает задание

7. Соотносит ли Ваш ребенок пройденные звуки с квадратиками – символами, которые их обозначают?

- да может объяснить, почему именно этот квадратик

- соотносит, но объяснить не может

- ошибается при соотнесении

- не может

8. Может ли Ваш ребенок определить место звука в слове (начало, середина, конец)?

- может, легко справляется

- определяет только в начале и конце слова

Приложение 2

Перспективное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие неречевого слуха  у детей младшего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Что звучало?”

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит,

трещит”

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

Ноябрь

“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

“Где позвонили?”

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

Декабрь

“Дождь льет и капает”

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

“Прискакал или пришел?”

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

Январь

“Веселые куклы”

 

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

“Фрукты”

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

Февраль

“Коробочка

гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

“Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

Март

“Высокие — низкие”

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

“Собака и щенок”

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

Апрель

“Дождик”

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).

“Нарисуй звук”

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

Приложение 3

Перспективное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие фонематического восприятия  у детей среднего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Будь внимательным”

выделять заданное слово из ряда других.

“Кто самый внимательный?”

выделять заданное слово из текста.

Ноябрь

“В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

“Медведица и медвежонок”

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

“Вьюга воет, а ветерок помогает”

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

Декабрь

“Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.

“Дадим ромашке попить”

учить выделять гласный А из ряда других.

Январь

“Паровозик”

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

“Песни леса”

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

Февраль

“Угадайка”

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

“Дом большой — дом маленький”

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

Март

“Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

“Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

Апрель

“Аленушка-ревушка”

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

“Весенний дождик”

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

Приложение 4

Мониторинг  обследования сформированности

представлений о звуковой структуре слова

в старшей группе «Радуга» на начало уч. года 2011 -2012 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

уровень

1

3

низкий

2

3

низкий

3

4

средний

4

2

низкий

5

3

низкий

6

3

низкий

7

4

средний

8

4

средний

9

3

низкий

10

2

низкий

11

4

средний

12

3

низкий

13

5

средний

14

8

высокий

15

3

низкий

16

2

низкий

17

2

низкий

18

3

низкий

19

5

средний

20

3

низкий

21

4

средний

22

2

низкий

23

3

низкий

24

8

высокий

25

3

низкий

– задания выполняет самостоятельно, в полном объеме, без ошибок;

 (высокий уровень)

– задания выполняет правильно с помощью взрослого, по наводящим вопросам; (средний уровень)

– задания не выполняет. (низкий уровень)

Вопросы обследования  для старшей группы на начало года.

  1. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [ж]. (лужа, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы)
  2. Отбери картинки в названиях которых есть звук [ш] (картинки: сумка, звезда, шапка, машина, колесо, кошка, мышь).
  3. Назови слова со звуком [с].
  4. Назови картинку и покажи. (бочка-почка, трава-дрова, корка-горка, катушка-кадушка, удочка-уточка, зуб-суп, миска- мишка, коса-коза).
  5. Определить место звука [ч] в слове (начало, середина и конец) чайник, ручка, дочь.
  6. Назови первый звук (ударный гласный) в слове (Оля, Аня, уши, озеро, Ира).
  7. Назови последний звук (согласный) в слове (кот, сом, сук, лимон, малыш)
  8. Назови первый (согласный) звук в слове (дом, банка, тапки, магазин, чай, шуба)

Мониторинг  обследования сформированности

представлений о звуковой структуре слова

в старшей группе «Радуга» на конец уч. года 2011 -2012 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

уровень

1

4

средний

2

4

средний

3

8

высокий

4

2

низкий

5

4

средний

6

3

низкий

7

8

высокий

8

8

высокий

9

3

низкий

10

2

низкий

11

8

высокий

12

4

средний

13

4

средний

14

8

высокий

15

3

низкий

16

2

низкий

17

2

низкий

18

3

низкий

19

8

высокий

20

4

средний

21

8

высокий

22

2

низкий

23

5

средний

24

8

высокий

25

3

низкий

– задания выполняет самостоятельно, в полном объеме, без ошибок;

 (высокий уровень)

– задания выполняет правильно с помощью взрослого, по наводящим вопросам; (средний уровень)

– задания не выполняет. (низкий уровень)

Вопросы   для старшей группы на конец года.

  1. Отбери картинки в названиях которых есть звук [ш] (картинки: сумка, звезда, шапка, машина, колесо, кошка, мышь).
  2. Определить место звука [ч] в слове (начало, середина и конец) чайник, ручка, дочь.
  3. Назови слово.
  4. Назови звук.
  5. Назови слова со звуком [с].
  6. Раздели слово на слоги. Назови первый, второй, третий слоги. (лиса, вода, коза, собака, машина).
  7. Сколько звуков в слове (нос).
  8. Сколько звуков в слове (сани).
  9. Составь схему и назови звуки. (согласные и гласные)

Мониторинг  обследования сформированности представлений о звуковой структуре слова в подготовительной группе «Радуга» на начало 2012 -2013 уч. года

        

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

уровень

1

4

средний

2

4

средний

3

8

высокий

4

2

низкий

5

4

средний

6

3

низкий

7

8

высокий

8

8

высокий

9

3

низкий

10

2

низкий

11

8

высокий

12

8

высокий

13

4

средний

14

8

высокий

15

4

средний

16

2

низкий

17

2

низкий

18

3

низкий

19

8

высокий

20

8

высокий

21

8

высокий

22

2

низкий

23

5

средний

24

8

высокий

25

3

низкий

– задания выполняет самостоятельно, в полном объеме, без ошибок;

 (высокий уровень)

 

– задания выполняет правильно с помощью взрослого, по наводящим вопросам; (средний уровень)

– задания не выполняет. (низкий уровень)

Вопросы для обследования на начало 2012-2013 уч.года в подготовительной группе

  1. Отбери картинки в названиях которых есть звук [ш] (картинки: сумка, звезда, шапка, машина, колесо, кошка, мышь).
  2. Определить место звука [ч] в слове (начало, середина и конец) чайник, ручка, дочь.
  3. Назови слово.
  4. Назови звук.
  5. Назови слова со звуком [с].
  6. Раздели слово на слоги. Назови первый, второй, третий слоги. (лиса, вода, коза, собака, машина).
  7. Сколько звуков в слове (нос, кит, дым, лес,)
  8. Сколько звуков в слове (роза, вата, сани)

                          Мониторинг  обследования сформированности

              представлений о звуковой структуре слова

в подготовительной группе «Радуга» на конец 2012 -2013 уч. года

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

уровень

1

8

высокий

2

8

высокий

3

8

высокий

4

2

низкий

5

8

высокий

6

8

высокий

7

8

высокий

8

8

высокий

9

8

высокий

10

5

средний

11

8

высокий

12

8

высокий

13

8

высокий

14

8

высокий

15

5

средний

16

5

средний

17

8

высокий

18

8

высокий

19

8

высокий

20

8

высокий

21

8

высокий

22

2

низкий

23

8

высокий

24

8

высокий

25

4

средний

– задания выполняет самостоятельно, в полном объеме, без ошибок;

 (высокий уровень)

– задания выполняет правильно с помощью взрослого, по наводящим вопросам; (средний уровень)

– задания не выполняет. (низкий уровень)

Вопросы для обследования на конец 2012-2013 уч.года в подготовительной группе.

  1.  Скажи одно слово.
  2. Скажи один звук.
  3. Придумай слово на заданный звук [с].
  4. Придумай слово на заданный слог [ша].
  5. Сколько звуков в слове «Лиса».
  6. Составь схему и назови звуки в этом слове.
  7. Раздели слово «машина» на слоги, назови слоги: 1,2,3.
  8. Собери слово из звуков «Парта»

Приложение 5

Взаимосвязь работы воспитателя и специалистов ДОУ по формированию навыков звукобуквенного анализа.

воспитатель

логопед

физ.инструктор

муз.руководитель

Развитие чувство ритма

+

+

+

Развитие способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.

+

+

+

Формирование способности восприятия музыкальных образов

+

+

Развитие речевого и физиологического дыхания.

+

+

+

+

Развитие артикуляционного аппарата

+

+

Формирование просодических компонентов речи.

+

+

Развитие фонематического восприятия.

+

+

+

Развитие общей  и мелкой  моторики

+

+

+

+

Развитие пространственной ориентации

+

+

+

+

Развитие координации речи с движением

+

+

+

+

Развитие координаций движений и моторных функций.

+

+

+

Формирование правильной осанки.

+

+

+

+

Приложение №6

Перспективный план развивающих игр по формированию навыков звукобуквенного анализа слова  для детей старшей группы.

сроки

игры

задачи

сентябрь

1.«Речевое лото»

  1. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №1

3. «Игрушки в корзине»

Формировать умение определять картинку на заданный звук, определять первый звук в слове.

Формирование навыка регулятивной функции речи  на основе развития межанализаторных связей

октябрь

  1. «Чудо дерево»
  2. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №2
  3. «Кубик» по Ткаченко Т.А.

Формировать умение определять картинку на заданный звук, определять  место звука в слове (начало, середина, конец).

Учить находить картинку с заданным символом  гласного звука.

ноябрь

  1. «Веселый поезд»
  2. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №3
  3. «Ходит ежик вдоль дорожек»

Учить   отбирать картинки  на заданный звук.

Формировать умение определять место звука в слове.

декабрь

  1. «Ромашка»

  1. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №4
  2. «Магазин» по Ткаченко Т.А.

Учить отбирать картинки на заданный звук, определять место в слове,  учить дифференцировать смешенные звуки.

Формировать умение определять первый согласный звук,  соотносить с зрительным символом согласного звука.

январь

  1. «Собери букет»

  1. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №5

  1. «Разбежались собрались»

Формировать умение находить картинки на заданный звук, определять место  звука в слове.

Формировать умение называть ударный гласный звук в словах.

февраль

  1.   «Найди картинку»

  1. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №6
  2. «Мяч не трогай, иль поймай»

Учить определять  первый звук в слове.

Учить выделять заданный звук, соотносить с  зрительным символом.

март

  1.  «Телевизор»

  1. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №7
  2. «Звукоград»

Развивать навыки определения места звука в слове.

Учить выделять первый звук в словах, соотносить с зрительными символами.

апрель

  1. «Какой первый звук?»
  2. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №8
  3. «Кто больше?»

Учить выделять первый звук в слове.

Учить называть слова на заданный  зрительный символ.

май

  1.  «Светофор»

  1. «Новоселье у животных»

  1. Компьютерная игра  «Уроки Азбуки» урок №9
  2. «Цветик-семицветик»

Учить определять место заданного  звука в слове.

Учить  определять количество звуков в слове , подбирать схему в соответствии с количеством звуков.

Формировать умение подбирать слова на заданный звук с определенной позицией в слове.

Приложение №7

Перспективный план развивающих игр по формированию навыков звукобуквенного анализа слова

  для детей подготовительной группы.

сроки

игры

задачи

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Рекомендации для родителей.

В процессе занятий с детьми родителями должны соблюдаться следующие правила:

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребенку.

2. За одно занятие не следует давать больше 2—5 заданий (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).

3. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 20—25 минут.

4. К следующим заданиям можно переходить только после прочного усвоения содержания предыдущего материала, а также умения применять его на практике.

5. Всю работу по формированию у ребенка фонематического восприятия родители и воспитатели должны согласовывать с логопедом, обращаться к нему при всех затруднениях.

Игры на развитие фонематического  восприятия.

«Звуки в слове».

Подарки гостям.

Педагог представляет гостя: (Матрёшку, Пафа, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.

Пропускаем мы во двор слов особенный набор.

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

Предмет и имя.

Воспитатель показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Коля, Света Вова). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.

Чудесная удочка.

На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

Лото «Назови картинку и найди первый звук».

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: карты по 4 картинки

Описание игры: Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть её фишкой.

Замкни цепочку. Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игра может быть устной, с перекидыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.

Поезд

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков-карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Доскажи звук

Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры: игру можно проводить с перекидыванием мяча. Воспитатель произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Например: Какой я пропустила звук?

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

Найди сбежавший звук

Цель: определение первого звука в словах собственной речи.

Ход игры: Воспитатель читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать "сбежавший звук" За каждый правильный звук даётся очко.

Материал:

Смотрит ..олнышко в окошко, В этой речке утром рано

Светит в нашу комнатку, Утонули два ..арана.

Мы захлопали в ладоши, . Кто один имеет рог?

Очень рады ..олнышку. Ну, конечно, ..осорог!

- Какой звук пропущен?

Нарисуй букву - игра перфокарта.

Цель: нахождение заданного звука в словах на основе проговаривания.

Описание игры: для игры заготавливают папки-перфокарты: на карточке нарисованы картинки, а под каждой картинкой вырезано отверстие. В папку закладывается листок бумаги. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук, и закрасить отверстия под этими картинками. После этого листок вынимается из перфокарты, все пометки соединяются линиями, если картинки определены правильно, то должна получиться буква.

Распредели картинки.

Детям раздаются картинки, где, например, (м) в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где (м) в начале слова, во вторую - в середине, в третью - в конце слова.

Закрась окошечко, где живёт звук - игра-перфокарта.

Цель: определение места звука в слове.

Материал: папки-перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия - окошка для звуков. В правом углу перфокарты дано изображение буквы.

Ход игры: дети, ориентируясь на букву, определяют место соответствующего звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его "комнату" в доме, состоящем из трёх комнат - отверстий.

Поймай звук

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.


Речевые игры «Звуковой анализ слова».

Звуковое дерево

Воспитатель: на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Сигнальщики

У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.

Чем отличаются слова?

Воспитатель читает пары слов, в которых ребёнок должен определить, как изменится звук по звонкости, глухости.

Материал:

Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка

Жар-шар точка-дочка пар- бар

Телеграфисты

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.

Слоговая цепочка

Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги.

Ход игры: Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово - название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок - последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка - с пустой правой половинкой.

Разгадай ребус

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ 

голуби, раки - гора;

бутылка, рябина - буря;

кораблик, жаворонок - кожа;

сухари, шары - суша;

ромашка, тазы - рота;

телефон, малина - тема;

чулок, дома - чудо;

карандаш, банка - кабан;

колобок, марка - комар;

девочка, лопата - дело;

лисички, самолет – лиса

Игра «Тишина»

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и сказать, что же они услышали.

Игра «Угадайка»

Воспитатель выкладывает на стол муз. иструменты, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь»), внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

Дети прослушивают звучания. По команде воспитателя («день») открывают глаза, показывают картинки с изображением звучащих предметов.

Игра «Узнай по звуку»

Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

Игра «Часовой»

Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: повязка на глаза.

Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Игра «Угадай, чей голосок»

Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Игра «Высоко- низко»

Дети идут по кругу. Воспитатель или муз. Руководитель воспроизводит высокие и низкие звуки на муз. инструменте. Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, низкие - приседают.

Данную игру можно проводить и на дифференциацию тихих и громких звуков, только в этом случае звуки воспроизводятся тихие и громкие.

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому звуку соответствует длинная полоска, короткому – короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

Игра «В горку, с горки»

Пропевание гласного [а] то низким головом (рука вниз), то высоким (вверх)

Игра «Аленушка-ревушка»

Кукла Аленушка расплакалась. Дети под плач рисуют на карточках полоски: долгому плачу соответствует длинная полоска, короткому- короткая. Затем, руководствуясь рисунком, воспроизводят по очереди [а] (успокаивают куклу) с заданной интонацией: удивление радости и т. д.

Игра «Эхо»

Перед игрой воспитатель обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо?»

Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. Увидеть его вам, конечно, не удастся, а вот услышать - можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо»

Затем назначают ведущего- «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным. Кроме того, можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы. 

Игра «Возьми игрушку»

 Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки (Буратино, Чебурашка, крокодил, Дюймовочка) Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

Игра «Найди место для своей картинки»

 Дети сидят за столами. Воспитатель показывает им картинки, где изображен шар. Воспитатель говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж... « Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Воспитатель показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Игра «Рыбалка»

Ребенку предлагают  поймать слова со звуком [л]' (и другими).

Он берет удочку с магнитом на конце 'лески' и начинает 'ловить' нужные картинки со скрепками. 'Пойманную рыбку' ребенок показывает другим детям, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Игра «Повтори правильно»

 Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

Игра «Телевизор»

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц - спрятанное слово.  Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Игра «Рассели животных»

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются

Игра «Цепочка слов»

Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Игра «Незнайка с кармашком»

В кармашек Незнайке вставляется слоговая схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

Игра «Полминутки на шутку»

Воспитатель читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

-Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

-Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

-Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

-Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

-Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки.

Игра «Путаница»

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует прочесть (следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.

Игра «Пишущая машинка»

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

Игра «Будь внимателен!»

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

Игра «Повтори за мной»

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Игра «Услышишь — стой!»

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Воспитатель громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Игра «Не ошибись»

Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Воспитатель показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с..., А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

Игра «Поймай звук»

Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

Игра «Веселый поезд»

 Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом - те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором - в середине слова, в третьем - в конце.