Обзор медикаментозных, аппаратных и двигательных методов сопровождения речевых и ментальных расстройств у детей
консультация по логопедии
Консультация для учителей-логопедов
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обзор медикаментозных, аппаратных и двигательных методов сопровождения речевых и ментальных расстройств у детей»
Данная тема актуальна для логопедов-практиков дошкольных образовательных учреждений в свете взаимодействия с медицинскими специалистами: неврологами, сурдологами, оториноларингологами и офтальмологами. Безусловно, что только медицинские специалисты назначают медикаментозное и аппаратное лечение. Но мы должны понимать, что если у ребёнка нарушен мышечный тонус, отмечается снижение слуха или это тяжёлая форма дизартрии, то мы можем порекомендовать родителям обратиться за получением медицинской помощи к тому или иному специалисту.
Обзор медикаментозных схем сопровождения речевых и интеллектуальных расстройств у детей.
Мы, педагоги, не назначаем препараты, нам эта информация необходима для того, чтобы владеть актуальными знаниями и современными тенденциями в аспекте преодоления речевых нарушений.
Как правило, лечение ЦНС начинают с базовой аминокислоты – Пантогама. Препарат рекомендуют давать постепенно, каждый день, добавляя небольшими дозировками, отслеживая поведение ребенка и динамику в его развитии.
Важно! Чем медленнее вводится препарат, тем меньше будет побочных эффектов.
Другие препараты для комплексного сопровождения детей с проблемами в развитии:
- При тяжёлых речевых нарушениях, для категории неговорящих детей:
- Кортексин – в уколах, не болезненные. Нельзя прокалывать препарат на непролеченную НС, т.к. будет очень сильно активизировать нервную клетку. Поэтому сначала подготовить НС Пантогамом.
- Церетон – в капсулах, с 3-х лет.
- Для улучшения кровоснабжения в головном мозге:
- Кавинтон – хороший препарат для малышей.
- Для активизации познавательной деятельности:
- Мексиприм и Мексидол
- При заикании и темпо-ритмических нарушениях речи:
- Пикамилон
- Витамины группы В. Для детей лучше витамины комплексные (чтобы не было передозировки или наоборот):
- Нейромультивит
- Пентовит
- Препарат Магний В6 – необходим для того, чтобы НС передавала и записывала информацию. Магний активизирует нервную клетку: мы на занятии даём информацию, а ребёнок её получает и усваивает.
- Для вялых, малоактивных детей:
- Когитум – обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации процессов нервной регуляции.
- Препарат Нооклерин – для улучшения памяти и концентрации внимания. С 7-ми лет + для подростков. С противотревожным компонентом. Очень хорошо помогает в период экзаменов и ребёнку, и родителю.
- Препарат Тенотен – противотревожный гомеопатический препарат. Работает только на неповреждённой НС.
- Травы – очень аккуратно, препараты на основе трав:
- Валемидин – хороший многокомпонентный препарат для нервных педагогов, обеспечивает психологическую устойчивость.
- Афобазол – для подростков, которые начинают впадать в состояние истерики перед контрольными или экзаменами.
Грамотные врачи-неврологи должны назначать комплекс препаратов, иначе не будет результата, если давать отдельно по одному. У ноотропных препаратов нет эффекта накопления, пока принимаешь – есть результат, пауза в приёме – препарат «не работает». Если врач назначает ноотропы, а ребёнок большую часть времени находится в детском саду, то мы должны отследить их действие, и в случае появления побочного эффекта проинформировать об этом родителей, чтобы те в свою очередь обратились к лечащему врачу с целью корректировки схемы лечения.
Обзор аппаратных и двигательных методов реабилитации в логопедической практике.
Направление 1. Аудиотерапия - аппаратные методы для развития слуха:
- Биоакустическая коррекция (БАК)
Ключевая цель – нормализовать работу мозга. Во время сеанса ребёнок сидит в удобном кресле с установленными на голове электродами и буквально «слушает свой мозг»: ЭЭГ преобразуется в музыку в реальном времени. Мозг «учится» исправлять нарушения, ориентируясь на звуковую обратную связь.
Широко применяется у детей с СДВГ, ЗПР, ЗРР, алалией, дизартрией, дислексией, дисграфией, РАС, тиками, сниженным слухом, УО, последствиями поражения ЦНС.
- Метод Альфреда Томатиса – особая система слуховых тренировок, цель которых состоит в том, чтобы улучшить способность мозга получать и перерабатывать воспринимаемую на слух информацию. С помощью комплекса тренировок по методу Томатиса можно «научить» мозг правильно воспринимать окружающие звуки, вычленять среди них наиболее важные, обрабатывать и анализировать даже те, которые раньше ребёнок не слышал.
Для сеансов используется специальное оборудование – прибор «Электронное ухо», который подаёт специально обработанные с помощью фильтров музыкальные композиции в наушники с воздушной и костной проводимостью.
Занятия по методу Томатиса показаны детям с СДВГ, ЗРР, ЗПР, нарушениями аутистического спектра и РДА, нарушениями письменной речи, нарушениями вестибулярного аппарата.
- The listening program – метод лечения на основе прослушивания классической (акустически модифицированной) музыки Моцарта, Гайдна, Вивальди для гармонизации работы головного мозга и улучшения его производительности. Во время занятия ребёнок слушает музыку через наушники.
- In time – в основе лежит прослушивание музыкального материала и выполнение специализированных ритмических заданий в игровой форме, с использованием собственного тела, голоса и игры на барабане. Упражнения стимулируют улучшения в саморегуляторной и сенсорно-моторной функциях нервной системы, улучшают внимание и помогают держать ритм повседневной жизни.
Показания (The listening program и In time): умеренные когнитивные нарушения, деменция, СДВГ, аутизм, тревожность, депрессия, плохая обучаемость, дислексия, нарушение координации, диспраксия и др.
Направление 2. Методы для тренировки речевых центров:
- Fast For Word – это специальная компьютерная методика коррекции нарушений развития устной и письменной речи, слухового восприятия, понимания и осознания разговорного языка. Ребёнок слышит в наушниках определённые звуки и выполняет задания, как в видеоигре. Программа Fast For Word не учит ребёнка говорить, но она тренирует его мозг таким образом, что процесс синтеза речи становится более естественным.
Занятия по программе Fast For Word показаны детям с различными нарушениями устной и письменной речи, с патологиями слухового восприятия и недоразвитием функций фонематического анализа и синтеза, детям с СДВГ.
- Наушники с костной проводимостью Forbrain – это устройство, с помощью которого человек может тренировать и развивать свой мозг, использую собственный голос. Устройство транслирует голос пользователя, накладывая на него контрастные изменения. Аппарат подходит для домашнего использования (можно купить на OZON). Проводить тренировки можно самостоятельно или со специалистом. Не рекомендуют Forbrain детям до 3-х лет, людям, страдающим глухотой на оба уха (более чем на 80%), а также использующим кохлеарные имплантаты в обоих ушах. Тренировочные занятия с наушниками Forbrain помогают компенсировать:
- нарушения фонематического слуха;
- нарушения понимания обращённой речи (при сенсорной и сенсомоторной алалии, сенсорной афазии, РАС);
- моторику речи (моторная алалия, афазия, дислалия, дизартрия).
Очень хорошо подходят для детей с темпо-ритмическими нарушениями.
Направление 3. Методы для формирования саморегуляции:
- Биологическая обратная связь (БОС) – комплекс профилактических и лечебных процедур, в ходе которых пациенту при помощи обратной связи (реализованной с использованием компьютерной техники и специального программного обеспечения) демонстрируются различные физиологические параметры жизнедеятельности собственного организма с целью их коррекции.
БОС применяется для профилактики и лечения сколиоза, плоскостопия, мышечной кривошеи, косолапости, при нарушении осанки, нестабильности шейного отдела позвоночника, различных нарушениях моторики, нарушениях походки и тонуса мышц.
На теле ребёнка закрепляются специальные датчики, передающие информацию о работе мышц в компьютер. Данные о мышечной активности демонстрируются на дисплее в понятном для ребёнка представлении. Занятия проводятся в форме увлекательной компьютерной игры, в ходе которой пациенту необходимо напрягать или расслаблять определённые группы мышц. Данная методика не имеет противопоказаний к применению и хорошо сочетается с другими лечебными мероприятиями.
БОС эффективно применяется для лечения детей с ДЦП и другими заболеваниями опорно-двигательной системы. В некоторых случаях назначается пациентам с СДВГ.
- Play Attention (пер. – «Игра во внимание») – это метод коррекции, который позволяет управлять компьютером при помощи «внимания».
Как работает? Интерфейсная повязка удобно располагается на руке. Маленькие датчики связываются с кожей и передают по беспроводной сети непрерывную обратную связь к компьютеру и позволяют ребёнку управлять действиями на экране «умом/мыслями». Когда ребёнок сосредотачивается, на экране происходит действие, но если ребёнок теряет концентрацию и отвлекается, датчики регистрируют эти изменения, и действия или прекращаются, или имеют отрицательные результаты.
Данный метод показан абсолютно всем детям и взрослым с любыми проблемами, связанными с нарушением внимания.
- Интерактивный Метроном – программно-аппаратный комплекс, разработанный для развития моторных навыков. Комплекс состоит из генератора ритма (звук в наушниках) и сенсорных датчиков (перчатка или коврик для ног). Во время сеанса пользователь слышит через наушники ритмичные удары и пытается синхронизировать с ними свои движения: хлопает в ладоши или топает ногой. Занятия с ИМ способствуют:
- нормализации темпа и ритма речи;
- правильному воспроизведению звуко-слоговой структуры;
- развитию функции формирования и реализации речевого высказывания;
- развитию моторики;
- нормализации работы вестибулярного аппарата;
- развитию волевых процессов, формированию навыков самоконтроля;
- снижению агрессии и импульсивных реакций.
Направление 4. Электрическая стимуляция нервной системы:
- Стимуляция блуждающего нерва – применяется для лечения эпилепсии, аутизма, вегетососудистой дистонии, синдрома гиперактивности, недостаточном развитии социальных и коммуникативных навыков и множестве других заболеваний и синдромов. Метод предполагает вживление специальных электродов в блуждающий нерв. Процедура показана детям плаксивым, вспыльчивым, стеснительным, равнодушным и конфликтным. Она позволяет улучшить поведение, социализацию ребёнка и развитие его интеллекта.
- Электрофорез - это воздействие на организм постоянным электрическим током в сочетании с введением через кожу или слизистые оболочки разнообразных лекарственных веществ (например, при дизартрии в зависимости от мышечного тонуса – для расслабления мышц языка – Мидокалм, а для тонуса – Эуфиллин).
- Транскраниальная микрополяризация – лечебное воздействие постоянного электрического тока на клетки головного мозга.
Данный метод позволяет воздействовать локально именно на те структуры головного мозга, функции которых нарушены. Если, например, у ребёнка какая-то зона излишне возбуждена, то эту область при помощи методики можно, наоборот, успокоить.
Как проводится? На голову ребёнка надевается специальная шапочка с проводами. Пространство под электродами увлажняется. Во время процедуры ребёнок не испытывает никаких неприятных ощущений и занят просмотров мультфильмов.
Данная методика с успехом применяется при:
- ДЦП;
- РАС;
- эпилепсия;
- сенсорная, моторная алалия;
- СДВГ и другие расстройства.
Направление 5. Методы для коррекции двигательной сферы:
- Мозжечковая стимуляция – это набор лечебно-профилактических и реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы головного мозга и мозжечка.
Занятия проводятся на балансировочной доске Бильгоу или с другими нейротренажёрами (можно купить на ВБ). Например, ребёнок, удерживая равновесие на доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и при этом называет буквы алфавита.
Показана детям с СДВГ, иными нарушениями внимания и поведения, детям с ЗРР и ЗПР, с аутизмом и РАС, детям с нарушениями походки, осанки, моторики, нарушениями работы вестибулярного аппарата, координации движений.
- БОБАТ – терапия – цель – убрать патологические (неправильные) движения у ребёнка и развить целенаправленные движения, а также привить навыки самообслуживания. Эта методика безопасна и эффективна и может применяться с рождения и до 18 лет. Суть идеи заключается в постановке специалистом правильных позиций, а родитель дома организовывает окружающую среду таким образом, чтобы ребёнок как можно чаще встречался с ситуациями, когда ему будет необходимо выполнять движения «правильно».
- Войта-терапия – это реабилитационная ЛФК-методика, которая позволяет сформировать двигательные навыки, соответствующие возрасту ребёнка. В первую очередь метод Войта даёт возможность развить способность пациента к выпрямлению и передвижению. Этот метод наиболее эффективен в первый год жизни. Проблемы с нервной и опорно-двигательной системой значительно проще и быстрее решаются на раннем этапе развития малыша, так как при отсутствии своевременного лечения у ребёнка закрепляются патологически неправильные двигательные навыки.
Направление 6. Светолечение.
- Биоптрон – это медицинский прибор со специальным оптическим устройством, испускающим свет. Прибор предназначен для профилактики, лечения и последующей реабилитации множества заболеваний. Принцип работы аппарата основан на применении поляризованного света, проникающего в глубокие кожные слои и стимулирующего метаболические процессы.
В настоящее время у родителей очень популярны нетрадиционные медицинские методы в коррекции неврологических и речевых нарушений:
- Иглоукалывание (основано на введении стерильных одноразовых игл в специальные точки) и акупрессура (точечный массаж) (разновидность массажа и самомассажа, при котором к определённым точкам тела применяется давление).
- Гирудотерапия – применение медицинских пиявок. Под воздействием пиявочного секрета улучшается мозговое кровообращение, улучшается приток к мозгу кислорода, питательных веществ, что стимулирует развитие мозга, в том числе и речевых зон.
- Стоунтерапия (литотерапия) - это массаж теплыми и холодными натуральными камнями.
Примеры использования элементов литотерапии в логопедической работе с детьми:
- перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
- в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
- массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
- пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
- логопедические игры с использованием камней.
- Гомеопатия - система лечения, основанная на применении малых доз приготовленных особым образом лекарственных средств.
- Ароматерапия - разновидность альтернативной медицины, в которой используются полезные свойства растительных эфирных масел (например: запах сосны – активизирует, а запах лаванды и мелисы – расслабляет).
Таким образом, методика применения любого аппарата и препарата должна быть обоснована под потребности каждого ребёнка индивидуально. Правильно подобранный препарат, но неправильно подобранная методика, может НЕ дать нужного результата. Из практики каждый из нас наблюдает, как действует тот или иной препарат или аппарат на детей с различным нарушенным развитием. И для каждого аппарата и препарата имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
При тяжёлых речевых нарушениях Для категории неговорящих детей
Для улучшения кровоснабжения в головном мозге
Для активизации познавательной деятельности
При заикании и темпо-ритмических нарушениях речи
Витамины группы В
Для малоактивных детей
Для улучшения памяти и концентрации внимания
Гомеопатия
Травы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод Альфреда Томатиса
The listening program
In time
2. Методы для тренировки речевых центров Fast for word
Наушники Forbrain
3. Методы для формирования саморегуляции Биологическая обратная связь (БОС)
Play attention ( «Игра во внимание»)
Интерактивный Метроном
4. Электрическая стимуляция нервной системы Стимуляция блуждающего нерва
Электрофорез
Транскраниальная микрополяризация
5. Методы для коррекции двигательной сферы Мозжечковая стимуляция – Доска Бильгоу
БОБАТ-терапия
Войта-терапия
6. Светолечение Биоптрон
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гирудотерапия
Стоунтерапия (литотерапия)
Литотерапия в логопедической работе с детьми
Гомеопатия
Ароматерапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методичка по теме самообразования "Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста".
Эффективные практические советы по коррекции поведенческих проблем и профилактике личностных расстройств детей старшего дошкольного возраста. Применяю на практике. Помогает!...
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.
Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей....

Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления
В статье описаны психофизические и речевые особенности детей с ДЦП, способы коррекции нарушений речи, комплексное сопровождение детей данной категории. Материал адресован широкому кругу специалистов, ...

Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления.
В статье описаны особенности речевых расстройств у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их взаимосязь с двигательными нарушениями, специфика логопедической помощи при работе с детьми данн...

Нейропсихологические приёмы, основанные на двигательных методах, используемые при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье перечислены нейропсихологические приёмы, задачи и особенности основанные на двигательных методах, используемые при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Игровые методы стимуляции речевой активности у детей с расстройством аутистического спектра"
В рамках данной консультации рассмотрены эффективные игровые методики и упражнения, направленные на развитие речевых навыков у детей с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Основн...

Влияние тьюторского сопровождения на формирование социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра(РАС) в дошкольном образовании
В статье опубликовано "Влияние тьюторского сопровождения на формирование социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра(РАС) в дошкольном образовании", про инклюзию в дошк...
