Семинар для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по логопедии

Истомина Ольга Владимировна

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличенние количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость своевременной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сал комбинированного вида №2 «Колокольчик» г. Курчатов

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Подготовила:

                                   учитель-логопед Истомина О. В.

Курчатов, 2021г.

(слайд 1) Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих факторов.   Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, – глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Ни для кого не секрет, что сейчас наблюдается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?

Среди последних можно выделить: (слайд 2)

• ухудшение экологической обстановки;

• увеличение числа патологий беременности;

• увеличение количества родовых травм;

• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

• различные социальные причины.

Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.

Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

  Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. (слайд 3) На этом слайде вы можете видеть  примерные сроки усвоения звуков у дошкольников. (слайд 3)

  Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста, является одним из важнейших направлений образовательного процесса в дошкольной организации.   И понятно, что этот   процесс происходит при непосредственном участии ребенка, специалиста, родителей и воспитателя. (слайд 4)

Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

(слайд 5) Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:

1. Подготовительный;

2. Этап появления звука;

3. Этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)

Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя (слайд 6)

  • развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия;  
  • развитие дыхательной системы;
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • развитие мелкой моторики рук.

1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

Давайте с вами разберёмся в понятиях:

(слайд 7) Слуховое внимание – это способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука.

Речевой слух – способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи.

(слайд 8) Фонематический слух – это способность правильно узнавать и различать звуки речи.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия. С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Это и есть слуховое внимание.  

 Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие (или речевой слух) - очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве, слуховое внимание и речевой слух нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Игры для развития слухового внимания и речевого слуха (Слайд 9)

  для детей 2 -3 лет.

  • Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира;
  • Игры на различение звуков по силе (громко-тихо);
  • Игры на определение направления звука;
  • Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных, птиц по звукоподражаниям.

  Начинать надо с игр на развитие слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам, затем использовать игры для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха и фонематического восприятия, т. е. умению слышать составные части слова

(Слайд 10) Игры на развитие фонематического слуха.

  • Игры на ознакомление с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата;
  • Игры на различение изолированных речевых звуков;
  • Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости;
  • Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных, птиц по звукоподражаниям;
  • Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными;
  • Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов;
  • Игры на усвоение понятия «ряда»;
  • Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из двух гласных звуков.

(Слайд 11) Игры на развитие фонематического восприятия.

 Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей 4 лет и старше.

  • Игры на ознакомление с понятием «звук», «слово»;
  • Игры на различение изолированных речевых звуков;
  • Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости;
  • Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости - мягкости;
  • Продолжение игр на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными;
  • Продолжение игр, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов;
  • Игры на выделение первого гласного и согласного звука в словах;
  • Игры на выделение  согласных и гласных звуков в конце и середине слова.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Например, (слайд 12) при знакомстве с согласными звуками, можно использовать специальную систему символов предметов или объектов, способных издавать соответствующий звук. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную. Причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно значительно облегчает овладение звуковым анализом

 

  1. Дыхательная гимнастика.

(слайд 13) Важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции– осуществление газообмена– дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.

  • Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. (слайд 14)   У дошкольников встречаются следующие недостатки речевого дыхания  
  • Неэкономное использование воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу шёпотом или   неравномерное распределение выдыхаемого. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
  • Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  • Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков, а также являются профилактикой респираторных заболеваний.

 Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак. (слайд 15)

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Внимание: дуть не раздувая щек, не поднимая плеч, следить чтобы голова не закружилась.

Проводить систематически, 2-3 минуты в день.

Упражнение «Фокус» :

Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе,

посередине остается желобок)

2. Положи маленький кусочек ватки на кончик носа.

3. Сделай вдох через нос.

4. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Артикуляционная гимнастика.

(слайд 16) Артикуляционная гимнастика является основой формирования и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики с целью профилактики - это выработка полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Формирование любого двигательного навыка приобретается путем тренировки, поэтому проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут (можно выполнять на занятиях в виде физминутки и во время игровой деятельности). Не нужно брать более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, причем статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо идти от простых упражнений к более сложным.  

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см).

В результате многократных гимнастических движений выполнение их становится четким, координированным, привычным для ребенка. Движения могут производиться в произвольном темпе.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»)

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

 Вначале взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, затем показывает выполнение этого упражнения.

Когда упражнение делают дети, взрослый контролирует их выполнение.

Наибольший эффект от гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально.

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям можно использовать нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше подбодрить.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

 

Кончики пальцев рук – это «второй мозг». Еще великий немецкий философ Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень речевого развития зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если он в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный пальчик, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологию речи.

Упражнения по развитию мелкой моторики общеизвестны и активно применяются на практике(слайд 17) и средств для её развития великое множество.)

(лайд 18)

  • Включение пальчиковых игр и упражнений в занятия вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
  • Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
  • 1 группа. Упражнения для кистей рук
  • 2 группа. Упражнения условно статические
  • 3 группа. Упражнения для пальцев динамические

 

Массаж и самомассаж.

Последнее время, с увеличением числа детей с минимальными дизартрическими нарушениями,  для которых характерна бедность мимики, асимметрия носогубных складок, смазанность речи, нечёткая дикция, расстройства темпа, ритма, неправильная постановка ударения, повышенная саливация (скопление слюны в ротовой полости при говорении) в логопедической практике широко используются приёмы массажа и самомассажа лицевой мускулатуры, а также кистей и пальцев рук.    (слайд 19)  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики.   Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

  • массаж тыльной стороны кистей рук
  • массаж  ладони
  • массаж пальцев рук

 Использование массажа для профилактики речевых нарушений, известно с давних времён. Все мы хорошо знаем потешки-пестушки «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Три колодца», и другие «бабушкины сказки», являются не чем иным, как игровыми приёмами массажа и самомассажа. Говоря, о массаже, мы больше склоняемся к тому, что это прерогатива родителей, а вот самомассаж возможно использовать однозначно. Для самомассажа используют такие же движения, как при общеукрепляющем массаже: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание.

А так же, упражнения с массажёрами. (слайд 20)

 

Упражнения с массажерами: катать по столу, от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

(слайд 22) Чистая и грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию.

Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы с возрастом строить полноценные высказывания, давать грамотные ответы на вопросы, быстро и легко усваивают речевой материал.

В итоге, детям легче подготовиться к утренникам, занятиям и заданиям воспитателя. Развитая речь – это залог успешного обучения в школе.

(Слайд 23) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Статья о причинах и профилактике речевых нарушений у дошкольников...

Статья для родителей и педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Статья для родителей и педагогов ДОУ«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»...

Логопедический семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста»

Логопедический семинар - практикум для педагогов на тему: "Развитие речевой активности у детей дошкольного возраста"...

Семина-практикум для воспитателей: «Использование артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики в работе педагога для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Материал предназначен для педагогов-дошкольников. Как правильно и поэтапно использовать в работе с детьми артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику для преодоления речевого нарушения у де...

Консультация для педагогов "Использование учителем-логопедом конструктора ТИКО в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Использование в работе учителя-логопеда конструктора ТИКО эффективно решает задачи по формированию произносительных возможностей и создает артикуляционную базу, которая обеспечивает наиболее успешное ...

Консультация для педагогов «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Консультация направлена на повешение компетентности педагогов в вопросах значения и особенностей проведения артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений....