Семинар-практикум для педагогов"Формирование связной речи дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии

Истомина Ольга Владимировна

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

3. Активизировать деятельность педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Колокольчик» г. Курчатов

                       Семинар – практикум для педагогов:

«Развития связной речи детей дошкольного возраста»

Составила и провела учитель – логопед:

Истомина Ольга Владимировна

 

 

                                                         

г. Курчатов, 2020г.

                                                           «Слово воспитателя, не согретое

                                                                          теплотой его убеждения,

                                                               не будет иметь никакой силы».  

                                                                                       (К.Д. Ушинский)

 

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие связной речи, речевого общения – одна из главных.  Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической и монологической) речи, воспитания интереса к художественному слову, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Актуальность данной темы объясняется тем, что процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь затрудняет общение и накладывает на характер ребенка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребенка с неразвитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст.

В наше время – время развития информационных технологий, процесс развития связной речи ещё и актуален потому, что дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Компьютерные игры, просмотр мультфильмов с непонятным сюжетом и героями-монстрами заменяют чтение книг, рассматривание иллюстраций и рассказывания об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построенное обучение родной речи.

 Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.

Характерные особенности связной речи: 

содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); 

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность (соблюдение языковых норм современного русского литературного языка); 

чистота (отсутствие неприемлемых, не соответствующих нормам нравственности элементов в языке); 

богатство (разнообразие речи).

Социальные функции связной речи:

-установление связи с окружающими людьми;

- регулирование норм поведения в обществе;

- решающее условие развития личности.

          Дошкольник, вступая во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить отвечать на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои мысли.  Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше мы общаемся с ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

 БЛИЦ – ОПРОС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

1. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)

2. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

3. В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

4. Разговор двоих или нескольких лиц на тему, связанную с какой-либо ситуацией (диалог).

5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог).

6. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

8. Ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

9. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

10. К какому виду рассказов отнесем эти занятия?

 (Выбрать правильный ответ)

1 ребенку предложили описать игрушечную машину, которую он держит в руках (рассказ по восприятию, рассказ из личного опыта, рассказ по воображению (творческий))

2 ребенку предложили описать мишку, который играл с ними на музыкальном занятии, а теперь остался сидеть в музыкальном зале руках (рассказ по восприятию, рассказ из личного опыта, рассказ по воображению (творческий))

3 ребенку попросили описать мишку, которого он бы сделал сам, если бы был игрушечником руках (рассказ по восприятию, рассказ из личного опыта, рассказ по воображению (творческий))

Методы развития связной речи:

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по серии сюжетных картинок – научит ребенка понимать сюжет произведения и устанавливать причинно-следственные связи.
  •  Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой, а также способствует развитию фантазии.
  • Рассказ – описание предметов ( объектов)  – это перечисление характерных для данного предмета или объекта свойств или качеств, а также характеристика области применения или выполняемые действия. 
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также о явлениях, запечатленных на ней художником. Для красоты и динамичности рассказа рекомендуется вводить живых персонажей и предложить ребенку проявить фантазию и рассказать о действиях этих персонажей.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Дает возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.
  • Метод «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать метод «микрофон» в дидактических играх «Закончи предложение», «Цепочка», «Круг комплиментов» и другие.
  • Метод «синквейна»

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

 Метод «мнемотехники»

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

 Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Для детей младшего и                           среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая.  

Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов, а именно: «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение», «Найди ошибку», «Узнай по описанию» (Например: он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу, еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице).

В процессе обучения планированию высказываний задается схема, называя начало предложения, подсказывается последовательность, способы связи. («Жила-была девочка… Однажды она… А навстречу ей…»). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.

В игре «Магазин игрушек» ребенок – покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему – модель, а продавец – отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания можно поставить требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми можно вносить соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).

Упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок нарушенной последовательности.  Детям предлагается разобрать картинки и разложить их так, чтобы получился рассказ.

В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета.

В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки, и опять составляется рассказ, затем сравниваются рассказы между собой.

Игровое упражнение «Что сначала, что потом». Участники выставляют правильную последовательность, и составляют рассказ по картинкам.

Игра «Перевертыши» состоит в следующем: по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.

Благодатный материал по развитию связной речи –  это сказки. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой, организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. В игре «Сказочники» используются различные виды театра, вместе с детьми сочиняются уже новые сказки.  

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

 Я хочу вас познакомить с известным методическим приемом, как кольца или круги Луллия, который является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Основоположником этого метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в.  В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству и, конечно в сочинительстве и фантазировании.

     Более подробно с использованием Кругов Луллия в работе с дошкольниками вы можете познакомиться в книге Т. А. Сидорчук и  С .В. Лелюх «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия».

 «Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству и, конечно в сочинительстве и фантазировании.

Принцип изготовления развивающих игр состоит в следующем: вырезанные из картона круги разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш), сверху прикрепляется стрелка или контур по величине сектора. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Очень удобно использовать старые виниловые пластинки разных размеров.

Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. В данном пособии используется одновременно только два круга.  

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества. Например, «Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

 

  В настоящее время дети мало используют различные фольклорные формы, а ведь «сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи.   Пословицы, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму». Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят«Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети.  

 

Формы и виды работы с детьми

1.Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.

2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.

3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.

4. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.

5. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.

6. Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.

 7. Неделя с пословицей:

  • Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
  • Рисование, по пословице.
  • Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
  • Знакомство с пословицами других народов, созвучными с   русскими.  

Игра. Переведите пословицы на русский язык

  • Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /Яблоко от яблони недалеко падает/
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)/ Шила в мешке не утаишь/
  • Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/
  • Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/
  • Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) /Обжегшись на молоке, дует на воду/

  Для развития словесного творчества детей используют лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Кстати, лимерик – это один из элементов всем нам известной технологии, используемой в работе с дошкольниками технология ТРИЗ. Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик. Непревзойденным мастером этого жанра можно считать поэта и художника Эдварда Лира (1812 – 1888).  Лимерики схожи с таким видом поэтических произведений в русском народном творчестве, как частушками. Ведь частушки, как вы сами знаете, это наши народные забавные песенки. Также лимерики похожи на авторские стихотворные – небылицы Корнея Чуковского, например:

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

 Пирогами, и блинами,

 И сушеными грибами.

 Характеристика текста лимерика:

 1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом. Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по следующей модели: 1 строчка - Жил – был (объект) 2 строчка - Сравнение или указание на свойство объекта 3 и 4 строчки - Действие или взаимодействие с другими объектами   5 строчка - Вывод (утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.

Жила-была Бабка Ёжка костяная ножка,

И была она как деревянная ложка.

 На метле Бабка Ёжка летала

И зайчикам подарки раздавала.

Вот какая весёлая Бабка Ёжка! * * *

Жила-была разноцветная птичка

 Похожа на мягкую рукавичку.

Червячков она кушала

 И весёлую музыку слушала.

 Вот какая задорная птичка!

4.Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.  

Задание для педагогов - «Составление лимериков».

 

  

Литература:

 

  1. Бардышева Т.Ю. «Обучение связной речи детей 4-5 лет. Комплект наглядных пособий». – Москва «Скрипторий 2003», 2013г.
  2. Бортникова Е.Ф. РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ (для детей 3-4 лет).Тетрадь.-Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур», 2009.-32с.
  3. Бортникова Е.Ф. «Составляем рассказ по серии картинок (для детей 4-5 лет): тетрадь»- Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур - К », 2014.-32с.
  4. Бортникова Е.Ф.. Составляем рассказы по картинкам (для детей 5-6 лет).Тетрадь.-Екатеринбург : ООО «Издательский дом Литур»,2009.-32с.
  5. Нищева Н.В. "Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС". –Издательство:Детство-Пресс, 2017г.
  6. Ткаченко Т. А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша»,-М.: Изд-во «Эскмо»,2006г.-136стр.
  7. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет», М.: Изд-во «Эскмо»,2006г.

Язык

С благоговеньем
прикасайся
К тому, чем ты
вооружен,
Твори светло и
упивайся
Безбрежным русским
языком.

Воздушно легок,
сочен, вкусен,
Суров и нежен,
многолик,
Во всех мелодиях
искусен
Наш удивительный
язык.

                С. Скачко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование связной речи дошкольников"

методическое пособие для педагогов ДОУ в работе с детьми по развитию связной речи: семинар - практикум "Формирование связной речи дошкольников" с применением развивающей технологии МУНИЦИПАЛЬНОЕ ...

Семинар-практикум: «Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»

Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения. В современном мире востребован ус...

Семинар - практикум для педагогов по теме:«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

обобщение материала по применению различных                 методов и приёмов в работе педагогов по...

Семинар-практикум «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста»...

Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....