Семейный клуб «Логопедический квиз для детей и их родителей»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Цель: познакомить родителей и детей с играми и упражнениями, способствующими формированию навыка чтения, развивать у детей фонематическое восприятие, анализ, синтез, мыслительную деятельность, формировать связное высказывание, способствовать активизации совместной деятельности родителей и их детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб
«Логопедический квиз для детей и их родителей» от 29.04.2025.
Подготовила и провела учитель-логопед: Сальникова Ирина Геннадьевна.
Цель: познакомить родителей и детей с играми и упражнениями, способствующими формированию навыка чтения, развивать у детей фонематическое восприятие, анализ, синтез, мыслительную деятельность, формировать связное высказывание, способствовать активизации совместной деятельности родителей и их детей.
- Вступительная часть (беседа):
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители, здравствуйте, дорогие ребята! Рада приветствовать всех желающих посоревноваться, поиграть и проверить, насколько хорошо вы знаете буквы и звуки родного языка. Конечно основная моя задача не проверить ваши знания, а показать, как можно использовать дома обучающие игры и весело проводить время. Также я расскажу вам, почему именно эти игры полезны для развития навыка чтения. Чтение – это сложный процесс, в ходе которого у ребёнка закрепляются связи между звуками и буквами, происходит формирование навыка слияния звуков в слоги, слогов в слова, активно развивается смысловая сторона процесса. С чего начинается обучение чтению? С желания ребёнка научиться читать. На первоначальном этапе детям интересен механический процесс, т.е. умение складывать буквы в слоги и слоги в слова. Когда этот навык отработан, возникает желание узнать, о чём говориться в этом предложении. О чём сюжет этой сказки. Таким образом, у ребёнка формируется мотивация. Задача родителей эту мотивацию разжечь и поддержать. Как это сделать? Как можно больше читать, в любое время, передт сном, вечером, днём, в поездке и т.д. А также для поддержания интереса в процессе обучения чтению нужно использовать игровые приёмы.
Ход мероприятия:
Логопед: После окончания детского сада вам предстоит отправиться в путешествие в страну Всезнания. Правит этой страной добрый и мудрый волшебник по имени Всезнамус. Он уже знает, что к нему придут умные ребята, и хочет вас испытать. Вот в этой коробке он оставил нам послание: «Дорогие ребята, приглашаю вас и ваших родителей пройти мой всеобучающий квиз. Желаю всем успехов, да прибудут с вами знания!»
Логопед: Родители уже достаточно опытные пользователи языка, а ребята – будущие первоклассники, их знания только начали накапливаться, и ещё свежи. Дети, вы готовы к школе? Родители, вы готовы помогать своим первоклассникам с уроками? Давайте проверим. Предлагаю разделить наших гостей на 2 команды: родители и дети. Сейчас будем выбирать названия. Каждой команде предлагается 3 названия.
(родители: «мыслители», «мудрецы», «знатоки»; дети: «искатели», «умники», «знайки»)
В нашей игре 4 раунда, за каждое выполненное задание команда получает звёздочки, выигрывает та, которая набирает наибольшее количество звёзд. Полученные звёзды обмениваются на сладкий приз.
- Изучение алфавита.
Без чего мы не сможем начать читать? Конечно без букв. Для того, чтобы научиться складывать буквы в слоги, а слоги в слова, необходимо выучить буквы, причём до школы необходимо правильно называть буквы. Даём такой образец дошкольнику: буква называется не «эм» и не «мэ», а [м], т.е. мы должны назвать ребёнку звук, так ему будет легче сливать потом звуки в слоги. Первое задание Всезнамуса называется «Знающие буквы». Волшебник хочет узнать, насколько хорошо вы знаете алфавит.
1 раунд «Знающие буквы».
Родители и дети выбирают по одному игроку из своих команд. Выбранному участнику нужно за 60 секунд назвать, как можно больше букв русского алфавита, опираясь на картинку. Побеждает тот, кто назвал весь алфавит или больше букв, чем соперник.
(оценивается также правильность называния букв, детям допустимо называть буквы в соответствие со звуками)
За каждое выполненное задание командам выдаются звёзды.
- Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Одним из важнейших этапов формирования навыка чтения является активное развитие фонематических процессов. Это умение воспринимать звуки на слух, слышать их правильное звучание и слияние в слогах, и, соответственно, правильное воспроизведение. Также сюда входит умение анализировать слово, делить его на слоги, выделять заданные звуки и т.д. Этот навык необходим в процессе обучения слиянию звуков в слоги. Второе задание от Всезнамуса это «Быстрые вопросы» (формирование знаний о тонкостях родного языка, тренировка звуко-буквенного анализа). Отвечать нужно быстро.
2 раунд «Быстрые вопросы».
Вопросы для родителей:
- Мы видим звуки или буквы?
- Из чего состоит сказанное слово?
- Назовите последний звук в слове ПАРК?
- Сколько гласных звуков в слове ПЛАНЕТА?
- Назовите гласные звуки.
- Сколько звуков в слове СОЛЬ?
- Придумайте 4 слова на звук «П».
- Чем отличается слово СОН от слова НОС?
Вопросы для детей:
- Мы слышим звуки или буквы?
- Из чего состоит написанное слово?
- Назовите первый звук в слове УХО?
- Придумайте маленькое слово, в котором всего один слог.
- Назовите гласные буквы.
- Назовите звуки в слове КОМ.
- Придумайте 2 слова на звук «К».
- Объясните значение слова «ПАР».
За каждое выполненное задание командам выдаются звёзды.
Разминка 1 (Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики)
Дети с родителями объединяются в пары и вместе перед зеркалами выполняют задания логопеда.
Логопед: Ещё одно весёлое и полезное занятие с детьми – это гимнастика для язычка, губ и щёк. Существует много вариантов проведения гимнастики: с помощью картинок, фигурок, предметов, еды, игрушек, можно сочинять сказки про язычок и т.д. У нас будет гимнастика в стихах. Обязательное условие при всех вариантах – это наличие зеркала, чтобы ребёнок мог видеть свой язычок и контролировать правильность выполнения упражнения. Артикуляционная гимнастика помогает разработать, укрепить мышцы речевого аппарата, помогает сформировать правильную позу языка при произнесении звуков, полезна для лицевых мышц в любом возрасте.
Мы сегодня поиграем,
Язычок поупражняем,
Чтобы чисто говорить
И словечки подучить!
Логопед показывает упражнения в виде символических картинок, знакомых детям, упражнения предъявляются в стихотворной форме и сопровождаются движениями.
«Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
«Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
«Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
«Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
«Чашка»
Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
(выполнять под счёт до 7 и обратно),
«Футбол» (перекатывать мячик с помощью дыхания в паре с родителем).
Поиграю я в футбол
И забью с разбега гол.
Очень сложная задача-
Загонять в ворота мячик!
- Слияние звуков в слоги.
Логопед: Вы немного отдохнули, переключились с умственной деятельности на физическую активность, предлагаю продолжить наш квиз. Тем более, что Всезнамус подготовил для вас ещё одно более сложное задание. Для того чтобы научиться читать, важно уметь складывать и читать слоги, а также понимать смысл прочитанного слова.
3 раунд «Слоги рассыпались».
Логопед: каждой команде даётся лист с заданием, вам нужно собрать рассыпавшиеся слоги в 3 слова, найти подходящие картинки и назвать сколько в слове слогов.
Слова для детей:
Ты – ко (коты 2 сл.), са – о (оса 2 сл.), ду – ра – га (радуга 3 сл.)
Слова для родителей:
Но – ви – град (виноград 3 сл.), ра – пи – ка – мид (4 сл.), вик – по – си – до – но (5 сл.)
За каждое выполненное задание командам выдаются звёзды.
Разминка 2 (пальчиковая нейрогимнастика)
Логопед: Мыслительная деятельность отнимает много сил, восстановить их можно с помощью нейрогимнастики. Эта полезная практика помогает в игровой форме активизировать работу обеих полушарий головного мозга. С помощью простых упражнений выполняемых двумя руками одновременно, мы переключаемся с умственной активности на физическую, зрительную, мыслительную.
Давайте встанем. Повторите за мной несколько простых упражнений.
«Лиана» (с карандашом), «Пальчики идут по карандашу», «Пальчики здороваются» (с усложнением).
- Чтение предложений.
Логопед: Все мы любим и знаем сказки с детства. Их рассказывают или читают на ночь родители, изучают на занятиях в саду и учатся пересказывать с воспитателями. Сказки – это написанные или рассказанные истории. Умение построить фразу и донести свою мысль до слушателя – очень важный навык, который также необходим для обучения чтению, так как ребёнок должен уметь не только механически читать слоги и слова, но и понимать смысл прочитанного, уметь объяснить. Сегодня с помощью сказок, мы будем учится красиво воспроизводить свои мысли.
Уважаемые участники, наш добрый и мудрый волшебник Всезнамус, конечно же очень взрослый, и даже можно сказать пожилой человек, но с детства он так любит сказки, что не удержался и приготовил вам вот такое задание. В его коробке конверты, на каждом конверте написана строчка из известной сказки. Один из участников команды выходит ко мне, выбирает конверт и читает фразу из сказки, остальная команда угадывает сказку, которую нужно будет рассказать, также в конверте находятся картинки с сюжетом сказки, они напомнят вам содержание.
4 раунд «Сказка».
Сказки в коробке:
«Теремок»
Читаем фразу: Кто в те-ре-ме жи-вёт?
«Репка»
Читаем фразу: Поз-ва-ла баб-ка внуч-ку.
Пересказ сказок участниками команд с опорой на сюжетную картинку.
За выполненное задание командам выдаются звёзды.
- Итог проведённого мероприятия:
Логопед: Дорогие участники, давайте подведём итоги и узнаем, какая из команд набрала наибольшее количество звёзд. Команда-победитель обменивает полученные звёзды на сладкие призы.
Уважаемые родители, дорогие дети, какие у вас впечатления после нашего квиза?
Понравились ли вам совместные игры? Какие упражнения вы бы повторили дома?
Подводя итог нашему мероприятию, мне бы хотелось сказать следующее: совместная деятельность внутри семьи объединяет и сближает, дарит положительные эмоции, дети чувствуют участие в своей жизни самых близких людей. Но ещё очень важно, что родители могут в лёгкой игровой форме помочь дошкольнику овладеть новыми знаниями и навыками, увидеть, что даётся с трудом, над чем нужно поработать сейчас, чтобы не столкнуться с проблемными ситуациями в школе. Сегодня мы рассмотрели, с чего начинается обучение чтению, какие навыки нужно развивать, чтобы обучение чтению проходило комфортно и успешно.
Рекомендации для родителей:
1. Начинаем обучение чтению с формирования у ребёнка мотивации путём чтения книг.
2. Знакомимся сначала с буквами алфавита. Буквы называем, как звуки не «эм», а [м].
3. Обязательно развиваем фонематическое восприятие, чтобы ребёнок умел анализировать звуки в слове.
4. Когда ребёнок научится сливать звуки в слоги, необходимо потренировать это умение на словах (игры на перестановку слогов, поиск недостающего слога, деление слов на слоги).
5. Работа над смыслом (подбор картинок к словам, предложениям).
6. Чтение предложений и обсуждение прочитанного.
Логопед: У вас на столах сигнальные карточки с улыбками, если вам всё понравилось, информация была понятной и полезной, давайте подарим эти замечательные улыбки друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Семейный клуб - современная и эффективная форма работы с родителями".
О значении семейного клуба в работе с родителями, его цель, задачи, принципы работы, направления работы, результаты работы....

Работа с родителями. "Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями"
https://cloud.mail.ru/public/4eJo/L52TyiiLsПроблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Непонимание ме...

Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка ".
Семейный клуб : «В гостях у сказки». Консультация для родителей : "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка "....

Мастер-класс на тему: «Семейный клуб –как форма совместной работы педагогов и родителей, детей раннего возраста с ОВЗ»
Добрый день, уважаемые коллеги!...

Семейный клуб «Лаборатория чудес» Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей
Семейный клуб «Лаборатория чудес»Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей...

Уважаемые родители! Присоединяйтесь к нашему семейному клубу "Мы и наши дети" в социальной сети "Вконтакте", там вы найдёте много полезной информации для себя и для вашего ребёнка!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26769253","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: right;"}}]] https://vk.com/public200351505...

Семейный клуб. Спортивный праздник для детей и родителей во 2 мл гр
Совместный досуг для детей и родителей укрепляют не только детско- родительские отношения,но и надолго остаются в памяти, создают радостное и позитивное настроение для всех участников мероприятия....
