Использование проектного метода «storysack» в работе с детьми с овз
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гаганова Елена Дмитриевна

Федеральный закон об образовании и ФГОС ДО, требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Поэтому актуальность работы обусловлена необходимостью использования такой технологии, которая вызывает у детей интерес. Ведь если у ребёнка появляется интерес к деятельности, то повышается речевая и познавательная активность ребёнка, активизируется непроизвольное внимание, повышается интерес к логопедическим занятиям, соответственно повышается учебная мотивация. Всё выше перечисленное способствует достижению поставленных целей и повышению качества коррекционно - развивающего обучения детей.

Сегодня хочу рассказать вам о технологии Сторисек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storisek.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

         Использование проектного метода
                             « storysack»
               в работе с детьми с овз

   СЛАЙД 1 Федеральный закон об образовании и ФГОС ДО, требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Поэтому актуальность работы обусловлена необходимостью использования такой технологии, которая вызывает у детей интерес. Ведь если у ребёнка появляется интерес к деятельности, то повышается речевая и познавательная активность ребёнка, активизируется непроизвольное внимание, повышается интерес к логопедическим занятиям, соответственно повышается учебная мотивация. Всё выше перечисленное способствует достижению поставленных целей и повышению качества коррекционно - развивающего обучения детей.

Сегодня хочу рассказать вам о технологии Сторисек.

Практическая значимость состоит в том, что средствами технологии «Сторисек» можно эффективно решать все задачи речевого развития в занимательной, игровой форме, не требующей специального оборудования. Кроме того, технологию «Сторисек» можно применять как с детьми с ОВЗ, так и с детьми без проблем в развитии.

     Возможности технологии «Сторисек» настолько велики, что её можно использовать для коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи.

СЛАЙД 2  Что же такое «Сторисек»?

Технология  «Сторисек»  была  разработана в  Великобритании в 1994 году, она известна во многих странах. В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй». Её изобретатель Нейл Гриффитс – доктор филологии, автор книг по методологии обучения детей дошкольного и школьного возраста.

        По мнению Нейла Гриффитса, приобщая ребёнка к чтению художественной литературы, взрослые должны сами много читать ему вслух. Он предлагает сначала решить вопрос как помочь ребёнку стать читателем, а только потом – как научить ребёнка читать.

СЛАЙД 3   Цель: создание условий, направленных на развитие и коррекцию всех компонентов речи дошкольников средствами технологии «Сторисек».

Задачи:

- позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

- развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;

- формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;

- формирование чувства уверенности ребенка в себе

   СЛАЙД 4  Что из себя представляет мешок историй? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т.д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. Затем подбираются компоненты для комплекта:

- художественная книга;

- игрушки и реквизиты к книге;

- научно-популярная книга;

- аудиокнига;

- DVD-диск;

- речевые игры;

- шпаргалки для родителей

В Великобритании «сторисек» можно купить в магазине или взять в библиотеке. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу. Игрушки помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного. Мягкие игрушки сторисека – это главные герои художественной книги, а реквизитами могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода или предметы окружающей среды. Научно-популярная книга соответствует тематике художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

СЛАЙД 5    картинка чемодана, наполняемость

 СЛАЙД 6  Этапы работы над созданием Сторисека.

  На подготовительном этапе:

1.Определилить произведение детской художественной литературы,

которому посвящается «Сторисек».

2.Подготавить мешок для комплекта материалов. Лучше всего

подходит плотный и непрозрачный мешок, возможно, его украшение

пуговицами, бисером, вышивкой или бумажными элементами.

3. Подобрать дополнительные компоненты для комплекта.

4. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя.

Этап продвижения.

На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»;

СЛАЙД 7 картинки мешков 

 СЛАЙД 8  На основном этапе презентовать детям готовый «Сторисек».

Основной этап.

1. Работа с художественным произведением (чтение, вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций). Основной этап включил в себя работу с художественным произведением и собранными компонентами «Сторисека». Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе. Организовывается диалог до, во время и после прочтения книги. В ходе чтения проигрывается 2-3 литературных игры (д/и по развитию речи).

2. Работа с научно-популярной книгой (предложите поделиться своими впечатлениями об иллюстрациях; вспомните понравившиеся факты, например, о животных; составьте список вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).

3. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием.).

Все пособия и материалы, находящиеся в мешке постепенно достаем, в течение недели (или нескольких дней).

1. Чтение, беседа, вопросы по данному произведению

2. Знакомство с автором и его произведениями.

3. Играем в дидактические игры: «Собери последовательность сказки», «Парные картинки» и пр.

СЛАЙД 9  и 10    фото детей

  СЛАЙД 11   Завершающий этап.

Собираются впечатления о книге.

 Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. «Мешок историй» можно передать в любую группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

 А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.

Формат «Сторисека» предполагает мультисенсорный подход к отбору его содержания, при котором используются такие средства коррекционно-развивающего обучения, при которых дети усваивают информацию через многоканальную систему восприятия «Вижу, слышу, делаю», что обеспечивает эффективность и результативность коррекции проблем речевого развития по всем его направлениям.

      «Сторисек» оказывает огромную помощь в повышение мотивации у воспитанников при формировании навыков осмысления звучащей речи, навыков пересказа и рассказывания.

     Мне, как педагогу, эта технология может привлечь пассивных слушателей и рассказчиков к активной деятельности, активизировать познавательный интерес детей, формировать информационную культуру у детей, сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

Сторисек по сказке Сутеева В. Г

                   «Яблоко»

Компоненты для сторисека по сказке В. Сутеева «Яблоко»

1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

2. Мешок.

3. Сказка В. Сутеева «Яблоко».

4. Биография автора (интересные факты из жизни).

5. Аудио сказка (CD).

6. Мультфильм (DVD).

7. Загадки о животных и фруктах, пальчиковые игры, дыхательные         упражнения, артикуляционные упражнения.

8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, ёж).

9. Муляжи яблок.

10. Трафареты с животными и фруктами.

11. Раскраски по сказке и карандаши.

12.Настольные игры: домино «Животные», «Кто где живет»

13. Научно - познавательные энциклопедии о диких животных, о деревьях.

14. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).

15. Игра «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).

16. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.

17. Создание коллажа из картинок.

18. Скороговорки о животных.

 19. «Шпаргалки для взрослых».

Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.

 

План сторисека по сказке Сутеева В. Г «Яблоко»

        

 

1. Чтение сказки «Яблоко» с показом иллюстраций.

Вопросы детям:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что понравилось?

- Про кого эта сказка? Кто ее герои?

-Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа?

- Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились?

- Как вел себя вначале Заяц, как его можно назвать?

- Как себя вела сначала Ворона, как ее можно назвать?

- Как вел себя сначала Ежик, как можно его назвать?  

- Что получилось в конце сказки?

- Кто помирил героев сказки? Как он их помирил?

- А кто в сказке самый добрый, самый умный?

- Кому Ежик дал 4-й кусочек и за что?

- Что мы узнали из сказки «Яблоко»?

-Кто знает, что значит справедливо? Это от слова правда, правильно. Кто в сказке поступил справедливо?

- Как бы вы поступили в данной ситуации?

2. Отгадайте загадки и назовите героев сказки.

Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну – ка быстро отгадай-ка.

Как зверёк зовётся? (заяц).

Окраска сероватая

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона это (ворона).

Сжался ты не развернёшь,

На клубок, на мяч похож,

Сто иголок, а не шьёшь

Не хочу ответил … (ёж).

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

 

3. Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимики изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).

Этюд на выражение эмоций.

Шёл медведь, косматый мех,    (Изобразить насупленного, серьёзного  медведя.)

Нёс в мешке весёлый смех,       (Выражение лица весёлое.)

Зацепил мешком за сук, -          (Горестно покачать головой, руки – к щекам.)

Смех и вывалился вдруг…       (Весело рассмеяться.)

 

Мишка заболел

Бедный мишка заболел – (Грустное выражение лица, плечи опущены.)

Мишка много мёду съел. (Рукой провести по рту.)

Мишка плачет и кричит: (Похныкать, имитация плача.)

-          У меня живот болит! (Туловище согнуть, руки прижаты к животу.)

Мишка стонет, слёзы льёт – (Соответственно.)

У него болит живот. (Согнуть туловище, руки к животу.)

Непослушный жадный мишка (Погрозить пальцем.)

Съел ещё малины лишка… (Вздохнуть, руки горестно развести в стороны.)

(Ф. Бобылёв)

 

4. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.

Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь.

Суд правду найдет.

Где справедливость, там и правда.                                                                                      Дураки о добыче спорят, а умные ее делят.                                                          

 Умные речи и слушать приятно

5. «Веселые скороговорки»

     Заяц, заяц, чем ты занят?

-     Кочерыжку разгрызаю.

-     А чему ты, заяц, рад?

-     Рад, что зубы не болят.

 

Прорычал медведь в берлоге.

Прорычал барсук в норе.

Промычали, промолчали.

И проснулись на заре.

 

6. Проиграть сказку в масках

7. Поделитесь своими впечатлениями.

- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?

- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?

- Какая главная мысль в сказке?

- Чему сказка учит?

8. Предложить детям раскраски по сказке. Трафареты с животными и фруктами.

9. Просмотр мультфильма.

10. Подвижная игра «У медведя во бору».

11. Игра «Что сначала, что потом», «Ребятам о зверятах», «Дары природы», «Животные и их детеныши» - серия игр на развитие словаря.

Лото «Растения - животные», «Что где растет», Домино «Животные»

12. Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».

13 Дыхательные упражнения

Игра «Сбор урожая»

Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

 

Игра: «Ворона»

Описание игры: Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

 

Артикуляционные упражнения.

«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

 «Заяц грызёт морковку (кочерыжку)»: покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Иголочка» - рот широко открыт, губы в улыбке, узкий язычок сильно высунуть вперед (зубами язычок не прикусывать).

«Ежик»

- Показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу : ф-ф);

- А теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: фь-фь);

- Покажи, как Ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);

- А теперь Ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);

- Покажи, что Ежику вкусно и он улыбается: и-и (в улыбке показать сомкнутые зубки);

- А теперь ежик устал и зевает: а-а (широко открыли рот)

 

Пальчиковые игры

 «Зайчонок наряжается» (потешка)

Зайка вымыл свои ушки, (Левая рука – «зайка», правой рукой «моем» зайке ушки.)

Вымыл он и лапочки. (Имитация мытья рук.)

Стал зайчонок наряжаться, (Правой рукой оглаживаем со всех сторон «зайку»)

Надевал он тапочки. (По очереди оглаживаем то правую, то левую руки.)

 

«Медведь»: средний и безымянный пальцы придерживаются большим пальцем, указательный и мизинчик загнут в виде «ушек».

 

14 «Шпаргалки для взрослых».

 

 В современном мире компьютерных технологий, очень важно приобщить детей к чтению художественной литературы. Однако, дети, имеющие нарушения речи, сталкиваются с некоторыми трудностями в понимании прочитанного, воспринимают прочитанное только эмоционально, затрудняются в ответах на вопросы по содержанию, бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев.

Существует много различных методов, приёмов и технологий, приобщающих детей к чтению художественной литературы. Мы хотим представить вам технологию «сторисек».  

       Технология  «Сторисек»  была  разработана в  Великобритании в 1994 году, она

известна во многих странах. В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй». Её изобретатель Нейл Гриффитс – доктор филологии, автор книг по методологии обучения детей дошкольного и школьного возраста.

        По мнению Нейла Гриффитса, приобщая ребёнка к чтению художественной литературы, взрослые должны сами много читать ему вслух. Он предлагает сначала решить вопрос как помочь ребёнку стать читателем, а только потом – как научить ребёнка читать.

Цель «сторисека»:

- разноуровневый и разносторонний подход к книге;

- получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи «сторисека»:

- чтение хороших книг;

- расширение кругозора;

- формирование познавательной активности;

- развитие навыков обсуждения художественного произведения;

- развитие речи детей;

- стимулирование интереса к книге;

- создание условий для привлечения родителей к процессу совместного чтения.

«Сторисек» – это своего рода комплект сопутствующих, взаимосвязанных и взаимодополняющих материалов, направленных на развитие интереса к чтению художественной литературы. Это настоящий мешок, внутри которого находятся следующие компоненты:

- художественная книга;

- игрушки и реквизиты к книге;

- научно-популярная книга;

- аудиокнига;

- DVD-диск;

- речевые игры;

- шпаргалки для родителей

В Великобритании «сторисек» можно купить в магазине или взять в библиотеке.

        Работа по внедрению этой технологии проводится в несколько этапов.

На подготовительном этапе  проводятся следующие мероприятия:

-определяется произведение детской литературы, которому посвящается «сторисек»;

- изготовление мешка;

- подборка компонентов «сторисека» (т.е. содержимого мешка).

Также на этом этапе мы провели анкетирование родителей на тему «Семейное чтение», консультацию для родителей «Зачем читать детям книги?»; провели беседу с детьми о бережном отношении к книгам, оформили в группе библиотеку «Хочу всё знать».

         На основном этапе готовый «мешок историй» презентуется детям:

- знакомство с книгой, её названием;

-рассматривание портрета К. Чуковского, знакомство с его краткой биографией, интересных фактах из его жизни (например, настоящее имя писателя – Николай Васильевич Корнейчуков; когда дочка автора была маленькой, она не любила умываться, поэтому Чуковский решил сочинить для дочки сказку, так появились знаменитые строки: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»; беседа о творчестве писателя,

- рассматривание героев  и атрибутов к сказке;

- выразительное  чтение сказки с показом иллюстраций;

- беседа по содержанию произведения;

- пересказ сказки с опорой на наглядность;

- театрализованные игры;

- речевые игры, литературные игры, дидактические игры, с/р игры (купание малыша);

- просмотр рисованного мультфильма,  снятого по одноимённой сказке;

- чтение научно-популярной книги  и других художественных книг про гигиену;

- усвоение правил личной гигиены;

- формирование КГН.

        На завершающем этапе готовый «сторисек» презентуется родителям.

Им рассказывается  о возможностях использования данной технологии в домашних условиях (шпаргалки для родителей)

       Таким образом, использование технологии «сторисек» в работе с  детьми с ОНР признана эффективной. Она способствует:

- повышению интереса к классической детской литературе, сказкам;

- развитию навыков осмысленного чтения;

- формированию умения слушать взрослого, друг друга;

- обогащению и расширению словарного запаса;

- правильному звукопроизношению;

- интонационной выразительности речи;

- совершенствованию лексико-грамматического строя речи;

- развитию связной речи;

          Технология «сторисек»  позволяет  углубить знания детей о жизни и творчестве автора, способствует появлению эмоционального отклика на содержание литературного произведения, формированию бережного отношения к книгам, уважению к труду людей, создающих книги; способствует возрождению домашнего чтения и даёт детям возможность действительно «потрогать сказку»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми 6-7 лет, имеющими общее недоразвитие речи. Изготовление коллективного коллажа: «Мы гуляем по Москве» "

Использование нетрадиционных методик, а именно проектного метода, в логопедической работе с  дошольниками, имеющими общее недоразвитие речи позволяет решить ряд  коррекционных, образовательн...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...

Статья "Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни"

Статья представлена в форме творческого отчета по экспериментальной работе с детьми на музыкальных занятиях...

Проектный метод - как форма работы с детьми

Проектная деятельность позволяет организовывать совместную деятельность детей и взрослых, объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокул...