Формы дислалии, классификация патологических изменений
статья по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы дислалии, классификация патологических изменений
Классификация патологического процесса (говоря условно) проводится по нескольким основаниям. Каждый метод подразделения используется в клинической практике одинаково часто.
Исходя из масштаба речевой дисфункции:
Простая форма дислалии. Сопровождается нарушением произношения одного звука или одной группы звуков. Например, шипящих, буквы «р» и прочих. Встречается наиболее часто. Нередко пациенты проносят проблему до взрослых лет и не спешат с ней расставаться.
Сложная дислалия. Как и следует из названия, приводит к редукции сразу нескольких групп звуков при говорении. Встречается на фоне педагогической запущенности, выраженных проблем речевым аппаратом и недостаточном развитии ребенка в интеллектуальной сфере. Этиология процесса сложнее и не всегда удается с первого взгляда понять, в чем дело.
Основываясь на происхождении патологического процесса, выделяют следующие формы дислалии:
Органическая. Она же механическая. Является результатом анатомических дефектов в структуре речевого аппарата. Реже головного мозга, при нейроинфекциях, опухолях и прочих аномалиях. Механическая дислалия обусловлена проблемами органического характера, они требуют хирургической коррекции. Хотя и не всегда. Сначала в ход идут консервативные, логопедические методы. Врач стремится понять, возможно ли адаптировать пациента к особенностям его артикуляции.
Функциональная. Становится результатом социальных причин и обратимых проблем с головным мозгом. Причины функциональной дислалии кроются в окружении ребенка. Реже в перенесенных патологиях, которые вызывают дисфункцию со стороны центральной нервной системы. Работа с логопедом позволяет изменить ситуацию кардинально. Требуется от 2 месяцев до полугода или более. Вопрос индивидуальный.
Если говорить о патологиях головного мозга, функциональный тип подразделяется еще на два подтипа:
Сенсорная дислалия. Результат нарушения работы речеслуховой области. Сопровождается невозможностью адекватно воспринимать произносимые звуки и повторять их самостоятельно. Встречается в 45% от общего числа зафиксированных случаев.
Моторная дислалия. Сопровождается поражением речедвигательного центра. Нарушается координация движений губ, языка, органов речи в целом.
Обе разновидности предполагают борьбу с первопричиной и работу с логопедом.
Если говорить о функциональных формах более подробно, можно выделить еще три подтипа расстройства:
Акустико-фонематическая дислалия. Восприятия схожих звуков как идентичных. Приводит к замене одних другими без понимания разницы. Нарушение приводит к общим проблемам с речью. Она становится малопонятной окружающим.
Артикуляционно-фонетическая форма. Встречается особенно часто. Суть заключается в искажении произнесения одной или сразу нескольких групп звуков.
Фонетическая форма. Суть заключается в невозможности воспринять на слух правильную структуру сказанного. В рамках отдельных слов. Возможно формирование собственного словаря, который используется ребенком в повседневной жизни. Поэтому логическая составляющая не страдает. Каждый раз ребенок слышит одно и то же слово, но по-своему, вплетая его в канву общих высказываний. Чем дольше продолжается подобное аномальное развитие речевого аппарата и психического восприятия вербальной деятельности, тем сложнее восстановление.
Если брать за основу группы звуков, с которыми у пациента проблемы, можно назвать следующую группу конкретных форм:
Ротацизм (картавость, в просторечии).
Сигматизм (шепелявость, невозможность нормально произносить шипящие звуки).
Ламбдацизм (проблемы с произнесением звуков и сочетаний в основном «л» или «ль»).
Прочие встречаются несколько реже. Перечень не исчерпывающий.
Основываясь на количественной характеристике расстройства, выделяют еще две формы дислалии, как патологического процесса:
Полиморфная. Сопровождается комбинированным отклонением в речевой деятельности. Например, ротацизм + йотизм (проблемы с произношением «й» + сигматизм). Вариантов множество.
Мономорфная. Как и следует из названия, наблюдается редукция только одной группы звуков. Это классическая форма, встречается, в том числе и у взрослых пациентов.
Также можно говорить о видах, в зависимости от их условной нормальности:
Возрастная дислалия. Встречается у детей до 3-6 лет. Сопровождается несовершенством процессов говорения ввиду малого возраста. Проблема сходит на нет сама, спустя некоторое время.
Аномальная или патологическая разновидность. Если отклонение не исчезло само или, что хуже, усугубилось.
Дислалия у детей встречается наиболее часто. Взрослые же страдают ей сравнительно редко, потому как речевой аппарат, как и кора головного мозга уже сформированы. В то же время, если не проведена коррекция в нужный момент, взрослый сохранит патологические вербальные привычки на всю жизнь. При условии, что не проводится коррекция. В некоторых случая нарушение возникает после перенесенной травмы, инфекции головного мозга, инсульта. Дислалия может быть и приобретенным дефектом. Терапия зависит от разновидности и происхождения дефицитарного явления.
Симптоматика и клиническая картина в зависимости от типа нарушения
Клиника дислалии представлена идентичными в основе проявлениями, независимо от случая:
Искажение при произнесении букв и звуков. Формально структура слова сохранена. Окружающие в большинстве случаев понимают, о чем говорит пациент.
Замена букв и звуков на похожие. Звонкие на глухие («б» на «п») и так далее. Это существенно осложняет говорение и понимание речи человека с дислалией. В тяжелых случаях процесс коммуникации невозможен вообще.
Наконец, встречается пропуск отдельных букв или звуков, там, где они не должны редуцироваться.
Наблюдается один из приведенных признаков или сразу несколько. Зависит от типа процесса.
Нарушения процесса говорения приводят к целой массе проблем в социально-психической сфере:
Неуверенность в себе, как у детей, так и тем более у взрослых. Человек старается меньше говорить, не участвовать в играх, обсуждениях вопросов, беседе. А затем и вовсе замыкается в себе. Старается меньше выходить из дома. Социальная изоляция и недостаток контактов, вербальной деятельности приводит к усугублению ситуации. Потому одно из основных направлений лечения строится на постоянной коммуникации человека с окружающими.
Формирование фобий. Классический вариант — социофобия. Боязнь общества в разных его ипостасях. От минимальных групп по интересам до группы в детском саду, классе в школе, коллективе на работе и пр.
Раздражительность, апатичность и пр. признаки эмоциональной неудовлетворенности и постоянного стресса. Восстановление без взаимодействия с логопедом не приносит эффекта.
Если своевременно не помочь человеку с дислалией, возникают осложнения в прочих сферах речевой деятельности.
Возникают проблемы с употреблением падежей, числительных. Эти конструкции основываются на изменчивости окончаний и самой структуры произносимого слова. Также страдает письменная речь. Хотя и не всегда. Грамматический строй, словарный запас человека может быть в норме или даже за пределами средней нормы. Что указывает на сохранность интеллекта и прочих высших нервных функций.
Диагностика дислалии
Обследование проводится под контролем группы специалистов. В первую очередь рекомендуется обратиться к логопеду. В рамках первичной диагностики назначаются базовые исследования.
Логопед опрашивает родителей ребенка. Важно собрать полный анамнез жизни с рождения до текущего дня. Факторы, подлежащие установлению: интеллектуальное развитие, следование развития установленным нормам, характер питания. Если в семье есть другие дети, присутствуют ли проблемы с говорением у них. Также перенесенные и текущие заболевания. Все максимально подробно. Это необходимо для выявления предполагаемой причины патологического процесса.
Устный опрос самого ребенка. Нужно провести серию специфических тестов. Обычно пациенту предлагаются короткие слова, нужно их повторить. Если ребенок нормально справляется с этими задачами, они усложняются. Предлагаются более длинные слова, затем целые сочетания или предложения. Постепенное усложнение позволяет выявить на каком этапе начинается нарушение, насколько оно выраженное. Градация варьируется в широких пределах. Подобная методика наиболее точна. Когда обследуется пациент старшего возраста, проверяют еще и навыки чтения.
Обнаружение проблем с дикцией и артикуляцией позволяет лишь констатировать факт таковых. Изначально предполагается органический характер патологии. Потом необходимо обследовать ребенка или взрослого под контролем профильных специалистов. К таковым относят отоларинголога (ЛОРа, стоматолога, ортодонта, при необходимости еще и невролога. Базовые фундаментальные исследования:
Визуальная оценка ротовой полости, прикуса, зубов и их состояния.
Исследование состояния ротоглотки и носоглотки на предмет органических врожденных или обусловленных болезнями дефектов.
Рутинное неврологическое обследование. Проверка рефлексов при дислалии позволяет выявить дополнительные симптомы, которые при нарушении работы коры присутствуют в большинстве случаев.
Что не относится к причинам развития функциональной дислалии, предположительно относится к органическим факторам. На помощь может прийти инструментальная диагностика:
Электроэнцефалография. Используется для оценки функциональной активности головного мозга. Отдельных его участков. По характеру электрической активности можно говорить о том или ином поражении, но без конкретики.
Когда есть подозрения на анатомические дефекты, проводится обзорная томография головного мозга. Далее, по мере надобности, прицельное МРТ церебральных структур, отдельного участка.
В отсутствии органических причин изучают социальные условия. Здесь на помощь может прийти детский психолог. Педагогическая запущенность, погрешности воспитания оказываются частой причиной расстройства речи.
Дифференциальная диагностика также проводится инструментальными методами. Посредством электроэнцефалографии, МРТ, КТ, ангиографии (у взрослых, УЗИ сосудов головного мозга и дуплексного сканирования артерий шеи.
Обследование детей и взрослых может потребовать много времени. От нескольких дней до месяца. Не всегда причина очевидна, возможно повторное проведение диагностики полностью или в части.
Лечение дислалии
Терапия представляет сложности даже для опытных специалистов. Есть примерный алгоритм коррекции аномального состояния, независимо от возраста пациента.
Сколько этапов коррекционной работы выделяется при дислалии?
Всего их три:
Подготовительный. Заключается в устранении фундаментальных причин нарушения, это основа, которая позволит добиться качественного результата.
Формирование базовых навыков речи. Проводится ревизия имеющихся умений, затем внедряются новые навыки или изменяются те, что сформированы неправильно.
Этап коммуникативный. Привитие навыков нормального общения, с учетом достигнутых результатов.
Лечение расстройства и логопедии предполагает дробное деление каждой фазы терапии.
Подготовка
Устранение органической причины. Если таковая есть. Обычно оперативными методами. Затем назначается специализированная гимнастика и массаж. Комплекс упражнений зависит от того, какая функция нарушена. При сигматизме отрабатывается произношение шипящих звуков и т. д. Упражнения для коррекции должны быть щадящими, усложнение проводится по мере достижения успехов. Это мотивирует пациента на дальнейшую кропотливую работу.
Отдельным пунктом идет логопедический массаж. Он позволяет нормализовать кровоток, восстановить подвижность структур речевого аппарата.
Осваивается технология формирования речевого дыхания. Легкий вдох через нос и использование большей части воздуха для формирования звука.
Этап занимает больше времени, чем прочие. Это основа, которая и позволяет добиться эффективного результата.
Формирование навыков
Предполагает ежедневное многократное повторение упражнений. Форсировать процесс не нужно. Для начала берут один сложный для пациента звук. С учетом правильного дыхания начинают его отрабатывать. Способы постановки звуков зависят от конкретной методики, возможно применение нескольких, если предыдущий не возымел успеха прибегают к новому. Но речевые позиции всегда примерно одни. Как только достигнут успех, результат нужно закрепить. Обычно задачу усложняют. Предлагают произнести слово с указанным звуком в разных позициях: в начале, середине, в конце. А затем с несколькими такими звуками в рамках одного слова. Далее идут словосочетания и предложения.
Потом переходят к новому звуку. Таким путем прорабатывается проблемная вербальная область. Пациент параллельно учится разграничивать отдельные звуки, схожие на слух. У детей наибольшей эффективностью обладают игровые приемы по коррекции звукопроизношения. Используется наглядный иллюстрированный материал, рассказываются истории, предлагаются необременительные способы тренировки. Это исключает психическое насильственное внедрение знаний. Процесс протекает гораздо быстрее и дает лучшие результаты.
Также нужно как можно больше слушать. Навык разграничение схожих конструкций и отдельных фонетических единиц приобретается по мере практики.
Формирование коммуникативных навыков
Конечная фаза коррекции. Ребенок или взрослый начинают активное взаимодействие с логопедом, родными. Нужно больше общаться, чтобы закрепить полученные навыки в практических речевых ситуациях. Тренировка приводит к формированию автоматизма. Пациент перестает думать, как и что произносится, концентрируется на содержании, а не на форме.
Этапы логопедического воздействия практикуются постепенно. Нужно усложнять задачи по мере выполнения предыдущих. Форсирование приводит к обратному эффекту.
Эффективность работы по коррекции дислалии зависит от мотивации и готовности работать. Потому при восстановлении вербальных функций у детей практикуются игровые формы. Крайне редко имеет место необратимое или труднообратимое нарушение.
Профилактика
Достаточно придерживаться простых рекомендаций:
С ребенком с первых же дней жизни нужно разговаривать правильно и четко. Пока вербальной функции нет, она в зачаточном состоянии. Но доказано, чем больше общаются с ребенком, тем быстрее он начинает говорить сам. Потому как зачаточная функция быстрее переходит в разряд актуальных, созревает в психике.
Важно говорить и после того, как ребенок начал разговаривать сам. Это еще важнее. В то же время, нужно следить за качеством и чистотой речи в плане формы и содержания. Не лишним будет читать книги, чтобы развивающийся человек усваивал отдельные речевые конструкции, их многообразие, интонационную окраску.
Ни в коем случае нельзя сюсюкаться, намеренно искажать речь, подражая способам произношения несформировавшегося человека. Это губительно для психического развития и замедляет процесс формирования навыков устной речи.
В мультиязычной семье изучается сначала один язык, потом спустя 6-7 лет, как только сформированы крепкие навыки речи, можно начать изучать второй язык. Но не вместе и не сразу.
Дислалия встречается у детей и у взрослых. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте позволяет предотвратить сразу несколько проблем: недостаточная успеваемость, проблемы с письменной речью, чтением, дефекты речи во взрослом возрасте. К тому же речь напрямую связана с интеллектом, что также обуславливает важность работы над говорением. Коррекция проводится под контролем логопеда и при необходимости других врачей. Прогнозы в большинстве случаев благоприятны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по подготовке к образовательной деятельности. Формы, методы, классификация. Практические советы.
Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; позна...
Дислалия (Классификация. Причины. Симптомы. Диагностика. Коррекция)
Данный материал предназначен для учителей-логопедов....

Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания.
Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета педагога, который их применяет....

"Формы, методы, классификация образовательной деятельности ДОУ"
Занятия как форма обучения. Основные признаки...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по подготовке к образовательной деятельности. Формы, методы, классификация.
Представленные методические рекомендации подготовлены в помощь воспитателям ДОУ.В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации обра...


