Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш в словах, чистоговорках и предложениях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Галина Викторовна Мишурова

В конспекте представлены игры и упражнения для автоматизауии звука [Ш] в словах, чистоговорках и предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

Цель: автоматизировать звук [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.

Задачи:        

Коррекционно-образовательные:

- закреплять навык автоматизации звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках.

- отрабатывать навык  образовании определений от существительных.

Коррекционно-развивающие:

- развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух, зрительное  восприятие, внимание;

- формировать правильное речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

формировать  контроль за собственной речью, развивать познавательную активность. 

Оборудование: кукла Маша; игрушка Миша; кубики с изображением упражнений артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша. Какой знакомый нам звук есть в имени МАША? (Звук [Ш]). Правильно, Маша тоже хочет научиться правильно и красиво говорить и сегодня мы покажем, как мы учимся произносить звук [ш].

Характеристика звука. Логопед:  Давай вспомним, что делают наши губы, зубы и язык когда мы произносим звук [ш]? (Наши губы округляются, зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к небу).

- Что еще ты можешь сказать про этот звук? (Звук [ш] – согласный).

- Почему ты считаешь, что он согласный? (Его нельзя пропеть. Воздух, выходя изо рта, встречает преграду).

- А какой воздух идет, когда мы произносим звук [ш] – теплый или холодный? (Теплый).

Логопед: Маша принесла с собой кубики, посмотри какие картинки на них нарисованы, бросай кубик, будем выполнять артикуляционные упражнения. Давай вместе с Машей сделаем артикуляционную гимнастику.

Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).

«Улыбка»
Улыбнуться и удерживать это положение 5-7 секунд.
Чтоб понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.

«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.

«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна (можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.

«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.

«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.

Формирование правильного дыхания.  «Фокус», «Сдуть бабочек с полянки».

Логопед: Воздух набираем носиком, выдыхаем через рот, щечки не надувать, плечи не поднимать, выдох должен быть длительный, плавный.

Развитие фонематического слуха. Логопед: Подними фонарик, если услышишь в слове звук «Ш»: шар, синий, шипит, хвостик, воздушный, камыш, кошка, небо, малыш, шуба.

Физкультминутка. Логопед: Давай отдохнем и вместе с Машей подвигаемся.

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

Упражнение «Какой? Какая? Какие?».

Логопед: Маша не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая? – Пшенная каша.

Сок из вишни какой? – Вишневый сок

Из шерсти шапка какая? – Шерстяная шапка.

Повидло из груш какое? – Грушевое повидло.

Конфеты из шоколада какие? - Шоколадные конфеты.

Чистоговорки. Давай споём любимые песенки Маши?
Ша-ша –ша-наша змейка хороша.
Шу-шу-шу-змейке я письмо пишу.
Шо-шо-шо-напишу я хорошо.
Ши-ши-ши- ты мне тоже напиши.

Игра «Путаница». Маша перепутала слова в предложениях. Послушай предложения и исправь ошибки.

Мошка ловит лягушку.

Наша мышка поймала кошку.

Камыши сидят в лягушке.

Паша надел голову на шапку.

Ландыши нашли Машу.

В картошку положили мешок.

Итог занятия. Логопед: Маше пора возвращаться домой. -  Какой звук мы сегодня закрепили на занятии? Какое задание тебе понравилось больше всего? А какое задание было сложным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука "Л" в словах, чистоговорках, предложениях, стихах.

Данный материал предназначен для учителей-логопедов детских садов и школ, а также для воспитателей компенсирующих групп....

«Автоматизация звука «Л» в словах, чистоговорках и предложениях» для детей подготовительной к школе группе с ЗПР.

Цель.  Закрепить правильное произношение звука. ЗадачиКоррекционно-образовательные.Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словах,  чистоговорках  и предложе­ниях.Ут...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, чистоговорках и предложениях".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в словах, чистоговорках и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях»

Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях...

Автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках и предложениях.

В конспекте представлены игры и упражнения для автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках и предложениях....