Автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В конспекте представлены игры и упражнения для автоматизация звука [Р] в словах, чистоговорках и предложениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука [Р]в словах, чистоговорках и предложениях.
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] в словах, чистоговорках и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р] словах, предложениях, чистоговорках;
- уточнить артикуляцию звука [Р];
- дать развернутую характеристику звука Р;
- развивать фонематический слух;
- формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
- расширять словарный запас;
- развивать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование положительной установки на участие в занятии;
- формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- стимулировать речевую активность.
Оборудование: зеркало, картинка для выполнения артикуляционной гимнастики, предметные картинки со звуком Р, кукла Рая.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня к нам на занятие пришла девочка, а зовут ее Рая. Она не умеет красиво говорить звук [р]. Давай ей поможем научиться правильно произносить звук р. Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Качели»
Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
«Часики»
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз-два»
«Вкусное варенье»
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу
- Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
«Лошадка»
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
«Грибок»
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять
- Гриб мне надо удержать.
«Гармошка»
На гармошке я играю.
Рот пошире открываю,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Рая придумала и нарисовала предметы, в названиях которых есть звук [р]. Давай назовем их, не забывай четко произносить звук [р]. Картинный материал: руки, рыба, рысь, ручка, рама, ранец, горох, пирамида, корона, дорога, баран, конура, комар, мухомор, повар, веер, ковер
3. Игра «Большой-маленький». Рая будет называть большой предмет, а ты – маленький:
Перо – перышко
Барабан
Корова
Рыба
Арбуз
Шар
Ракета
Роза
Огород
Ракушка
Морковь
5. Физкультминутка.
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра «Чего не стало?».
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез. Логопед предлагает ребенку составить схему слова «рот». Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук О), какой звук третий? (звук Т). Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.
8. Игра «Доскажи словечко».
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его... (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого… (верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув … (рот).
В сильный холод января
Ёжика спасет … (нора).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий… (кот).
9. Игра « Исправь ошибку».
На лугу пасется…корона
У царя золотая…корова
На березе сидит…ворота
Во дворе открыли…ворона
Расцвели на клумбе…козы
В огород забрались…розы
У слона огромный…робот
На заводе сделан… хобот
Ползает у реки…мак
Расцветает в поле…рак
10. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка. Рая очень довольна, что ты ей помогла научиться говорить звук [р].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука "Л" в словах, чистоговорках, предложениях, стихах.
Данный материал предназначен для учителей-логопедов детских садов и школ, а также для воспитателей компенсирующих групп....

«Автоматизация звука «Л» в словах, чистоговорках и предложениях» для детей подготовительной к школе группе с ЗПР.
Цель. Закрепить правильное произношение звука. ЗадачиКоррекционно-образовательные.Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словах, чистоговорках и предложениях.Ут...

«Автоматизация звука «Т» в словах, чистоговорках, предложениях» для ребенка старшего дошкольного возраста (6 лет) с диагнозом «ЗПР, стертая форма дизартрии».
Выявить знания и умения ребенка...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «Как Мишка потерял звук Ш»
Занятие с детьми в логопункте ДОУ с применением камнетерапии...
Автоматизация звуков «РЬ» в словах, словосочетаниях и предложениях; Дифференциация звуков «Р(РЬ)»
Автоматизация звуков «РЬ» в словах, словосочетаниях и предложениях;Дифференциация звуков «Р(РЬ)» в словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в словах, чистоговорках и предложениях".
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [Л] в словах, чистоговорках и предложениях....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш в словах, чистоговорках и предложениях"
В конспекте представлены игры и упражнения для автоматизауии звука [Ш] в словах, чистоговорках и предложениях....
