Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников: некоторые приёмы диагностики.
консультация по логопедии

Деминцева Татьяна Николаевна

В публикации приведены некоторые приёмы диагностического обследования состояния слоговой структуры слова у дошкольника, приведены примеры диагностических игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_slogovoi_struktury_slova_u_doshkolnikov.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников: некоторые приёмы диагностики.

Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушения ССС могут существенно затруднять речевое развитие ребенка.

В пособии Четверушкиной Н.С. раскрываются основные типы нарушений слоговой структуры у детей-дошкольников:

  1. Нарушение количества слогов: пропуск или добавление слогов

- Элизия (пропуск слогов - сокращение количества слогов за счёт опускания гласных или целых слогов.):

  1. «капу» вместо «капуста» (пропуск конечного слога).
  2. «на» вместо «луна» (пропуск начального слога).
  3. «гуница» вместо «гусеница» (пропуск слога в середине слова).

- Итерации (добавление лишних слогов - усложнение структуры слова из-за трудностей артикуляции стечений согласных):

  1. «тарава» вместо «трава» (вставка гласной в стечение согласных).
  2. «дирижабил» вместо «дирижабль» (удлинение слова за счёт расчленения согласных).

  1. Нарушение последовательности: перестановка слогов - нарушение линейной последовательности элементов слова.
  1. «деворе» вместо «дерево» (перестановка слогов).
  2. «гебемот» вместо «бегемот» (перестановка звуков в соседних слогах).

  1. Искажение структуры слога: сокращение стечений согласных - замена сложных фонетических сочетаний более простыми.
  1. «капута» вместо «капуста» (сокращение стечения -ст-).
  2. «тул» вместо «стул» (пропуск начального согласного в стечении).

  1. Уподобление слогов: повторение одного слога вместо разных
  1. «кококосы» вместо «абрикосы»

  1. Персеверации: циклический повтор, настойчивое воспроизведение - инертное повторение предыдущего элемента.
  1. «пананама» вместо «панама» (повторение слога «на»).
  2. «вввалабей» вместо «воробей» (застревание на звуке «в»).

  1. Антиципации: предвосхищение звуков - перенос артикуляционных признаков одного слога на другой.
  1. «пипитан» вместо «капитан» (первый слог заменяется на «пи» по аналогии с последующими).
  2. «вевесипед» вместо «велосипед» (повторение слога «ве»).

  1. Контаминации: смешение элементов разных слов - объединение элементов разных слов в одно.
  1. «холодильница» (смешение «холодильник» + «хлебница»).
  2. «собакавча» (слияние «собака» + «овчарка»).

При диагностике состояния слоговой структуры слова у ребёнка дошкольного возраста используют такие методы обследования, как:

1. Повторение ребёнком слов за логопедом позволяет выявить способность воспроизводить слова разной слоговой сложности. Нужно объяснить, как это делается, привести примеры слов разной сложности. При использовании данного метода рекомендуется разделить слова по классам, как в методике Марковой.

  • Простые слова (1–2 слога):
    Дом, кошка, мяч, окно.
    Ребёнку предлагают повторить:
    «Скажи: со-ба-ка».
  • Слова со стечением согласных (3–4 слога):
    Трамвай, сковорода, аквариум.
    Логопед произносит:
    «Повтори: экс-ка-ва-тор».
  • Сложные многосложные слова:
    Термометр, милиционер, велосипед.
    Например:
    «Повтори за мной: пу-те-ше-ствен-ник».

Во время выполнения ребёнком заданий на повторение, логопед должен обратить внимание на то, допускает ли ребёнок ошибки: пропуски или добавление слогов («карандаш» → «кадаш»), перестановки («верблюд» → «ведлюрд»), упрощение стечений согласных («строитель» → «тоитель»).

2. Называние картинок позволит логопеду оценить самостоятельное воспроизведение слов в номинативной функции. Здесь важно подобрать картинки с изображениями слов разной слоговой структуры. Например, для младших дошкольников простые слова, для старших — сложнее.

  • 1–2 слога:
    Мяч, чашка, домик, луна.
    Вопрос:
    «Что это?» → «Лу-на».
  • 3–4 слога:
    Помидор, телефон, бабочка.
    Ребёнок называет:
    «Ба-боч-ка».
  • Слова с закрытыми слогами и стечениями:
    Арбуз, футбол, альбом.
    Например:
    «Это аль-бом».

Во время называния ребёнком предметов на картинках, логопед должен обратить внимание на то, допускает ли ребёнок ошибки: искажение структуры («сковорода» → «ковода»), замена сложных слов простыми («водопроводчик» → «дядя Ваня»).

3. Составление предложений предполагает проверку использования ребёнком слов в контексте. Логопед предлагает составить предложение с определенным словом.

  • С опорой на картинку:
    «Составь предложение про мальчика и мяч» → «Мальчик играет в мяч».
  • С заданным словом:
    «Придумай предложение со словом „телефон“» → «Мама разговаривает по телефону».
  • Сложные слова в предложении:
    «Расскажи, что делает милиционер» → «Милиционер стоит на дороге».

Во время составления ребёнком предложений, логопед может понять, опускает ли ребёнок многосложные слова («Я видел… э-э-э… машину»), нарушает ли порядок слов в предложении («Мяч мальчик кидает»)

4. Повторение ребёнком слоговых рядов позволяет оценить его слуховую память и способность воспроизводить последовательности.

  • Простые:
    Па-та-ка, бо-по-мо.
    Логопед:
    «Повтори: та-ко-ро».
  • Со стечением согласных:
    Стра-стро-стру, пла-кло-тлу.
  • С изменением ударения:
    ТА-та-та, та-ТА-та.

При повторении ребёнком слоговых рядов можно заметить такие нарушения, как слияние слогов («патака» → «пата»), нарушение их порядка («та-ко-ро» → «ко-та-ро»).

5. Отстукивание ритмических рисунков помогает логопеду проверить чувство ритма ребёнка и связь с слоговой структурой.

  • Слова-образцы:
  • «Самолет» (3 слога: та-та-та).
  • «Молоко» (3 слога: тук-тук-тук).
  • Ритмы без слов:
  • Простой: !! ! (два удара + пауза + один удар).
  • Сложный: ! !! !!! (имитация слова «ве-ло-си-пед»).

Зачастую при выполнении данного задания ребёнок с нарушением слоговой структуры слова демонстрирует несоответствие ритма количеству слогов («аквариум» → 3 удара вместо 4) и трудности с чередованием сильных и слабых долей ритма.

При диагностике необходимо помнить, что для детей 3–4 лет допустимы упрощения в многосложных словах, но к 6–7 годам слоговая структура должна быть сформирована полностью. Коррекционная работа с детьми с нарушениями слоговой структуры слова должна строится на  системном принципе и учитывать классификацию А.К.Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. На подготовительном этапе коррекции нарушений ССС следует обратить внимание на развитие слухового внимания у ребёнка, развитие у него чувства ритма и формирование фонематического восприятия. В процессе основного этапа коррекция начинается с работы над слогами, далее идёт отработка слов разной сложности, завершается закрепление правильного произношения слов в предложениях. Коррекционные упражнения предлагаются в форме игры и игровых приёмов (например, «слоговые дорожки», «договори словечко», «собери слово», «исправь ошибку» и др.), подбираются с учётом возраста ребёнка и уровня нарушений ССС.

3-4 года:

  • Двухсложные слова
  • Простые ритмические рисунки
  • Основные слоги
  • Простые слоги:
  • Работа со словами: ма-ма, па-па, ба-ба
  • Игры: «Скажи как я» — повторение простых слогов
  • Упражнение «Эхо» — отхлопывание слогов
  • Двусложные слова:
  • Слова: ко-тёл, до-мой, ли-са
  • Игра «Назови игрушку» — называние предметов по картинкам
  • Упражнение «Слоговые кубики» — выкладывание слов из двух слогов

4-5 лет:

  • Трехсложные слова
  • Слоги со стечениями согласных
  • Простые предложения
  • Трёхсложные слова:
  • Слова: ка-ран-даш, о-гу-рец, ко-ро-ва
  • Игра «Собери слово» — составление слов из слогов
  • Упражнение «Прохлопай слово» — отхлопывание слогов
  • Слова со стечениями согласных:
  • Слова: стол, стул, слон
  • Игра «Цепочка слов» — подбор слов по последнему слогу

Упражнение «Скажи правильно» — проговаривание сложных слов

5-7 лет:

  • Многосложные слова
  • Сложные ритмические структуры
  • Связная речь
  • Многосложные слова:
  • Слова: те-ле-фон, ав-то-мо-биль, по-го-да
  • Игра «Магазин» — составление описательных рассказов
  • Упражнение «Слоговые дорожки» — проговаривание слов с визуальной опорой
  • Слова сложной структуры:
  • Слова: ба-ра-бан-щик, пе-ре-ход, при-ме-ча-ние
  • Игра «Составь предложение» — работа со словосочетаниями
  • Упражнение «Исправь ошибку» — нахождение и исправление искажений
  • Сложные слова:
  • Слова: кон-ди-те-рская, те-ле-ви-де-ние, по-ли-кли-ни-ка
  • Игра «Слоговые пазлы» — составление слов из частей
  • Упражнение «Скажи наоборот» — перестановка слогов
  • Работа со связной речью:
  • Составление рассказов
  • Пересказ текстов
  • Составление описательных рассказов
  • Работа с деформированными текстами

Важно помнить, что коррекция нарушений слоговой структуры — длительный процесс, требующий терпения и систематической работы. При правильном подходе большинство детей показывают значительный прогресс в течение 6-12 месяцев регулярных занятий. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и программа коррекции разрабатывается индивидуально с учетом особенностей развития и возраста. Неоказанная или не своевременно оказанная помощь в коррекции нарушений ССС может иметь долгосрочные последствия в виде таких нарушений как дисграфия и дислексия, а главное – оказывать негативное влияние на познавательное и эмоционально-волевое развитие ребёнка, вызывать трудности в коммуникации со сверстниками. Своевременная коррекция способствует нормализации речевого развития ребёнка, успешной адаптации в школе, формированию полноценной коммуникативной компетенции, предотвращению вторичных нарушений.

Полезные ссылки и литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2020.
  2. Филичева Т. Б. Основы логопедии. — М.: Просвещение, 2019.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2018.
  4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Литера, 2021.
  5. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: НКЦ, 2022.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в пропедевтике нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

о формировании слоговой структуры слова посредствам формирования неречевых процессов...

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Презентация семинар - практикум "Преодоление нарушений слоговой структуры слова с помощью игровых приёмов у детей с ТНР"

В презентации представлены игры для совершенствования слоговой структуры слова у детей. Данные игры могут применять в своей работе как воспитатели, так и учителя - логопеды....