Конспект занятия "Море и морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Обносова Юлия Алексеевна

Представлено логопедическое  занятие по речевому развитию детей дошкольного возраста 6-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл more_i_morskie_obitateli.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Море и морские обитатели»

Цель: совершенствование связной речи, познавательных интересов детей, мышления, воображения и технического творчества.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по развитию речи и обучении грамоте;

-  расширить  представления детей о морских обитателях;

- активизировать словарь по теме;

 - совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;

- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;

-  закреплять правильное  произношение поставленных у детей звуков;

 - активизировать речевую деятельность детей.

Коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую речь;

 - развивать связную речь.

 - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать чувства ритма;

 - развивать зрительное и слуховое восприятие;

 - развивать память и мышление;

 - развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к живой природе,

- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;

- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;

 - воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность

Интеграция ОО: ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Средства реализации: ноутбук, проектор, экран, колонки,  фрагменты видеосюжетов из научных и популярных фильмов (море, работа специалистов  по очистке воды, морского дна), аудиозапись «Морская  массажная песенка», наборы «Дары Фребеля» № 7,8,9,10, планшеты, предметные картинки, три обруча, символы для приветствия, глобус, презентация с заданиями и фотографиями, карточки с ребусами, карточки со словами и слогами, резинки, прищепки, массажные шарики, рыбки из воздушного пластилина, большая ракушка, кубик Блума, песочные часы.

Предварительная работа: чтение книг про моря и океаны, рассматривание картинок с изображениями морских обитателей, беседы на тему «Загрязнение окружающей среды», разучивание песни «Морская массажная», изготовление рыбок из воздушного пластилина.

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно -побудительный

1.Организационный момент.

Приветствие. (создание благоприятного эмоционального фона)  (1мин)

Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. По традиции,   предлагаю  выбрать картинку для приветствия (на цветных кругах нарисованы действия – пожать руку, обняться, улыбнуться, станцевать, хлопнуть ладонями и т.д.).

Рассматривание глобуса. Сообщение темы занятия.(актуализация знаний по теме, развитие диалогической речи)  (3мин)

- Сегодня я приготовила для вас много интересных игр и заданий. Посмотрите, что у нас стоит на столе.  (глобус)

- Правильно, а кто, скажет, что такое глобус? ( модель нашей земли)

Верно,  на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое.

-А  вы знаете, что означает само слово «глобус» ? ( означает шар)

- Что можно узнать о нашей планете, рассматривая глобус? (Она круглая, похожа на шар, на ней есть  материки (суша), вода)

- Какого цвета глобус? (разноцветный)

- Верно, а теперь давайте его раскрутим.

Логопед раскручивает глобус.

-Посмотрите, а теперь какого он цвета? (голубой, синий)

- Как вы думаете, почему он стал,  синим? (синего цвета на глобусе больше)

-А что обозначено этим цветом на глобусе? (вода, моря и океаны)

-  Мы рассмотрели с вами глобус, обратили внимание на то, что воды на нашей планете больше чем суши. Вода омывает и разделяет все материки. Я специально принесла сегодня глобус в нашу группу, чтобы подсказать тему сегодняшнего занятия.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?( о воде, о морях и океанах)

- А моря и океаны это просто вода ?  Или там есть жизнь? А кто там живет?

- Правильно, и мы с вами сегодня поговорим о море и морских обитателях.

 Дети выбирают картинку для приветствия и выполняют действия.

Рассматривают глобус, отвечают на вопросы, высказывают предположения.

Организационно - поисковый

2.Просмотр видео.  (развитие зрительного внимания и восприятия) (2мин)

-   Ребята,  кто из вас был на море? В какое время года люди чаще всего  ездят  к морю?

 - Да, обычно к  морю едут отдыхать  летом.  А вот вы прямо сейчас хотели бы увидеть море? Как мы это можем сделать?   (посмотреть в книге картинки.  видео)

- Сейчас мы с вами увидим море на экране. (Видео 1 и 2)

Морем можно любоваться долго – оно чарующее, прекрасное, могучее, величественное.  Я тоже была на море и привезла сувенир – ракушку.  

3. Игра «Море какое?» ( пополнение экспрессивного словаря словами- определениями, согласование им. существительного с им. прилагательным, образование относительных прилагательных)   (3мин)

Кто-то из вас был на море, сейчас мы внимательно посмотрели видео-фрагмент, который поможет нам  подобрать слова-признаки к слову море и рассказать какое оно. Вы называете слово и передаете ракушку следующему ребенку.

 - Какого цвета море? – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце);

- Какого оно размера? – огромное, громадное, широкое;

- Море можно объять? – необъятное;

- У моря видно дно?, Значит оно какое?, Как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое;

 - У  моря можно  увидеть  край, берег, границу? – бескрайнее, безбрежное, безграничное;

- Когда на море нет ветра, оно какое? – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое;

- Летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее;

- А если попробовать морскую воду, какая она на вкус? – солёная.

 

4. Игра с  обручами (развитие логического мышления, совершенствование навыка слогового анализа)  (4мин)

Посмотрите, перед вами картинки с изображением животного мира морей и океанов. Необходимо разложить их в обручи. В  красный обруч надо положить  картинки  с изображением животных , рыб, птиц,  в названии которых есть 2 слога. В зеленый -картинки  в названии которых есть три слога. В синий – картинки с изображением  животных и рыб, которые живут только в воде.(На столе разложены картинки: морж, тюлень, пингвин, акула,  медуза,  кит,  гагара, осьминог, скат, чайка, дельфин, касатка, черепаха, альбатрос, медведь)

5. Просмотр презентации. Игра «Очистим морское дно» (развитие навыка слогового анализа и синтеза, задание узнать слог в слове)(3мин)

Молодцы, вы справились с очень сложным заданием. И я предлагаю вам обратить внимание на экран. (картинка на экране: морское дно, на котором много мусора)

Слайд 1

Это морское дно.  Посмотрите, здесь даже рыб не видно. Как вы, думаете почему?(на дне много мусора)

-А откуда он попадает в море?( люди бросают, на берегу оставляют мусор, нефть разливается с кораблей)

Предлагаю очистить дно моря от мусора. Для этого нужно прочитать слова, а потом прочитать слог и найти слово, в котором есть этот слог, если слова найдены правильно, предметы исчезнут со дна моря.  

Слова расположены на мольберте: бусы, шарик, банан, панама, сапоги, кубики, лопата, пакет.

6. Игра «Определи животное по силуэту» (развитие зрительного восприятия и памяти). (1мин)

Слайд 2

Молодцы ребята, вы справились и с этим с заданием. Дно моря очищено, и теперь мы видим там силуэты морских обитателей.(на экране море и силуэты морских обитателей)

Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите в море?

(морская звезда, мурена, удильщик, осьминог, дельфин, морской конек)

7. Игра «Расшифруй слово» (совершенствование навыка чтения слов различной слоговой структуры) (3мин)

Названия других обитателей моря вы узнаете, если расшифруете слово

 У детей индивидуальные карточки, выполнив задание они читают получившееся слово.

2  3  1 4  6  5  7

а м  к  б  л  а  а

После того как ребенок расшифрует слово, он  читает его.

8. Физкультминутка    видео-песенка «Морская массажная) (Координация речи    с движением, развитие подражательности,чувства ритма,общей  моторики и мелкой  моторики пальцев рук( 2мин)

Теперь предлагаю вам спеть  нашу веселую песенку про морских обитателей.

Маленькая рыбка в море живёт,
 Плавает там рыбка и песенку поёт,
 Буль, буль, буль песенку поёт,
 А мы эту рыбку спрячем в кулачок,
 Ты сиди там тихо, никто не найдёт!
 
 А морской ёжик бегает по дну,
 Ищет кораллы, ныряет в глубину,
 Буль, буль, буль ныряет в глубину,
 Ёжика мы тоже спрячем в кулачок,
 Ты сиди там тихо, никто не найдёт.
 
 Вот и медуза в глубине плывёт,
 Нас не ужалит, а танцевать зовёт,
 Буль, буль, буль нас танцевать зовёт,
 Буль, буль, буль нас танцевать зовёт,
 Мы и медузу спрячем в кулачок,
 Ты сиди там тихо, никто не найдёт.

Ой, волна акулу по морю несёт,
 Щёлкает зубами и на обед плывёт,
 Буль, буль, буль и на обед плывёт,
 Буль, буль, буль и на обед плывёт,
 А в море тихо, спрятались все,
 Уплывай акула и будет мир везде!


 
9. Игра «Выложи картинку»- с использованием  комплекта  Дары Фребеля  (развитие образного мышления, пространственных представлений, связной речи, мелкой моторики)(5 мин)

Ребята, вы молодцы! Быстро справились с заданием  и очистили картинку  морского дна от мусора,  назвали всех рыб, которые там плавают.

Слайд 3,4

Посмотрите,  есть места, где в настоящем море  и на поверхности, и в глубине плавает очень много мусора. (2 слайда)

А вот подумайте, и скажите, а можно также быстро решить проблему очистки настоящего моря.

 -Нет. Почему?

-  Как это можно сделать?

Проблемой загрязнения окружающей среды, том числе морей и океанов, занимаются экологи.

Слайд 5

 Существует много способов очистки океана от мусора. Один из них разработал нидерландский студент Боян Слат. (Видео 3).

Эта установка собирает мусор, который плавает в воде. А вот дно остается не очищенным. Экологи работают над этой проблемой. И я вам тоже предлагаю подумать и изобрести свою установку по очищению морского дна, используя наборы Фребеля.  

Дети проходят за столы и выполняют задание на планшетах.

Затем рассказывают, какой аппарат они сконструировали и как он будет работать.(задание дифференцируется по времени, от 3-5 минут, в соответствии с рекомендациями Программы «От Фребеля до робота »)+3 мин на рассказ

Смотрят видео, отвечают на вопросы

Подбирают  определения к слову «море» и передают ракушку.

Дети выбирают картинки, названия картинки делят на слоги и выкладывают в соответствующий обруч.

Рассматривают картинки презентации, высказывают предположения.Соглашаются очистить дно от мусора.Читают слова, выбирают карточку со слогом и находят слово, которое начинается на этот слог.

Рассматривают картинку презентации и угадывают животное по силуэту.

Располагают буквы по порядку в соответствии с цифрами и читают получившиеся слово.

Поют песню и выполняют движения под музыку.

Высказывают предположения, делятся своим мнением.

Смотрят  видео.

Выкладывают

различные

варианты

установок и рассказывают

о своих изобретениях.

Рефлексивно-корригирующий

10. Рефлексия с использованием  кубика Блума. (2 мин)

Дети бросают кубик и продолжают фразу, которая написана на одной из сторон кубика.

Мне понравилось…Я запомнил(а)… Мне было трудно… Я научился (ась)… я узнал(а)… Мне не понравилось…

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности "Морские обитатели" в старшей группе

В конспект по образовательной деятельности по плаванию "Морские обитатели". Цель: развить у дошкольников навыки и умения посредством воображения....

конспект познавательного занятия "Морские обитатели"

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Морские обитатели"...

Конспект НОД Тема «Морские обитатели»

Цели: Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной средеЗадачи:.Воспитывать доброжелательные отношения между ...

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Автор: Воспитатель высшей категории Никишина А.А.Цель взрослая: Формирование представлений о морском дне...

Конспект открытого занятия "Морские обитатели"

Программное содержание: знакомство детей с жизнью морских обитателей,  развивать познавательную активность детей посредством экспериментирования (опыты с водой); воспитывать опрятност...

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Павлова Е.ЛЦель:  Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить ...

Конспект к презентации "Морские обитатели"

Цель: расширить знания старших дошкольников о представителях подводного мира. Задачи: - дать представление о разнообразии морских обитателей; - познакомить с особенностями передвиж...