Конспект занятия "Море и морские обитатели"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представлено логопедическое занятие по речевому развитию детей дошкольного возраста 6-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Море и морские обитатели»
Цель: совершенствование связной речи, познавательных интересов детей, мышления, воображения и технического творчества.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить знания и умения, полученные детьми на занятиях по развитию речи и обучении грамоте;
- расширить представления детей о морских обитателях;
- активизировать словарь по теме;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
- закреплять правильное произношение поставленных у детей звуков;
- активизировать речевую деятельность детей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать связную речь.
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать чувства ритма;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать память и мышление;
- развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе,
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитывать умение слушать педагога и сверстников;
- воспитывать усидчивость, активность, инициативность, наблюдательность
Интеграция ОО: ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Средства реализации: ноутбук, проектор, экран, колонки, фрагменты видеосюжетов из научных и популярных фильмов (море, работа специалистов по очистке воды, морского дна), аудиозапись «Морская массажная песенка», наборы «Дары Фребеля» № 7,8,9,10, планшеты, предметные картинки, три обруча, символы для приветствия, глобус, презентация с заданиями и фотографиями, карточки с ребусами, карточки со словами и слогами, резинки, прищепки, массажные шарики, рыбки из воздушного пластилина, большая ракушка, кубик Блума, песочные часы.
Предварительная работа: чтение книг про моря и океаны, рассматривание картинок с изображениями морских обитателей, беседы на тему «Загрязнение окружающей среды», разучивание песни «Морская массажная», изготовление рыбок из воздушного пластилина.
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно -побудительный | 1.Организационный момент. Приветствие. (создание благоприятного эмоционального фона) (1мин) Здравствуйте, ребята. Рада вас всех видеть. По традиции, предлагаю выбрать картинку для приветствия (на цветных кругах нарисованы действия – пожать руку, обняться, улыбнуться, станцевать, хлопнуть ладонями и т.д.). Рассматривание глобуса. Сообщение темы занятия.(актуализация знаний по теме, развитие диалогической речи) (3мин) - Сегодня я приготовила для вас много интересных игр и заданий. Посмотрите, что у нас стоит на столе. (глобус) - Правильно, а кто, скажет, что такое глобус? ( модель нашей земли) Верно, на нем есть все, что есть на земле, только очень маленькое. -А вы знаете, что означает само слово «глобус» ? ( означает шар) - Что можно узнать о нашей планете, рассматривая глобус? (Она круглая, похожа на шар, на ней есть материки (суша), вода) - Какого цвета глобус? (разноцветный) - Верно, а теперь давайте его раскрутим. Логопед раскручивает глобус. -Посмотрите, а теперь какого он цвета? (голубой, синий) - Как вы думаете, почему он стал, синим? (синего цвета на глобусе больше) -А что обозначено этим цветом на глобусе? (вода, моря и океаны) - Мы рассмотрели с вами глобус, обратили внимание на то, что воды на нашей планете больше чем суши. Вода омывает и разделяет все материки. Я специально принесла сегодня глобус в нашу группу, чтобы подсказать тему сегодняшнего занятия. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?( о воде, о морях и океанах) - А моря и океаны это просто вода ? Или там есть жизнь? А кто там живет? - Правильно, и мы с вами сегодня поговорим о море и морских обитателях. | Дети выбирают картинку для приветствия и выполняют действия. Рассматривают глобус, отвечают на вопросы, высказывают предположения. |
Организационно - поисковый | 2.Просмотр видео. (развитие зрительного внимания и восприятия) (2мин) - Ребята, кто из вас был на море? В какое время года люди чаще всего ездят к морю? - Да, обычно к морю едут отдыхать летом. А вот вы прямо сейчас хотели бы увидеть море? Как мы это можем сделать? (посмотреть в книге картинки. видео) - Сейчас мы с вами увидим море на экране. (Видео 1 и 2) Морем можно любоваться долго – оно чарующее, прекрасное, могучее, величественное. Я тоже была на море и привезла сувенир – ракушку. 3. Игра «Море какое?» ( пополнение экспрессивного словаря словами- определениями, согласование им. существительного с им. прилагательным, образование относительных прилагательных) (3мин) Кто-то из вас был на море, сейчас мы внимательно посмотрели видео-фрагмент, который поможет нам подобрать слова-признаки к слову море и рассказать какое оно. Вы называете слово и передаете ракушку следующему ребенку. - Какого цвета море? – синее, голубое, серое, лазурное, бирюзовое, золотистое (на солнце); - Какого оно размера? – огромное, громадное, широкое; - Море можно объять? – необъятное; - У моря видно дно?, Значит оно какое?, Как про него ещё можно сказать – бездонное, глубокое; - У моря можно увидеть край, берег, границу? – бескрайнее, безбрежное, безграничное; - Когда на море нет ветра, оно какое? – спокойное, безветренное, безмолвное, тихое; - Летом, когда на море хорошая погода – тёплое, ласковое, ласкающее, приветливое, успокаивающее; - А если попробовать морскую воду, какая она на вкус? – солёная.
4. Игра с обручами (развитие логического мышления, совершенствование навыка слогового анализа) (4мин) Посмотрите, перед вами картинки с изображением животного мира морей и океанов. Необходимо разложить их в обручи. В красный обруч надо положить картинки с изображением животных , рыб, птиц, в названии которых есть 2 слога. В зеленый -картинки в названии которых есть три слога. В синий – картинки с изображением животных и рыб, которые живут только в воде.(На столе разложены картинки: морж, тюлень, пингвин, акула, медуза, кит, гагара, осьминог, скат, чайка, дельфин, касатка, черепаха, альбатрос, медведь) 5. Просмотр презентации. Игра «Очистим морское дно» (развитие навыка слогового анализа и синтеза, задание узнать слог в слове)(3мин) Молодцы, вы справились с очень сложным заданием. И я предлагаю вам обратить внимание на экран. (картинка на экране: морское дно, на котором много мусора) Слайд 1 Это морское дно. Посмотрите, здесь даже рыб не видно. Как вы, думаете почему?(на дне много мусора) -А откуда он попадает в море?( люди бросают, на берегу оставляют мусор, нефть разливается с кораблей) Предлагаю очистить дно моря от мусора. Для этого нужно прочитать слова, а потом прочитать слог и найти слово, в котором есть этот слог, если слова найдены правильно, предметы исчезнут со дна моря. Слова расположены на мольберте: бусы, шарик, банан, панама, сапоги, кубики, лопата, пакет. 6. Игра «Определи животное по силуэту» (развитие зрительного восприятия и памяти). (1мин) Слайд 2 Молодцы ребята, вы справились и с этим с заданием. Дно моря очищено, и теперь мы видим там силуэты морских обитателей.(на экране море и силуэты морских обитателей) Посмотрите внимательно и скажите, кого вы видите в море? (морская звезда, мурена, удильщик, осьминог, дельфин, морской конек) 7. Игра «Расшифруй слово» (совершенствование навыка чтения слов различной слоговой структуры) (3мин) Названия других обитателей моря вы узнаете, если расшифруете слово У детей индивидуальные карточки, выполнив задание они читают получившееся слово. 2 3 1 4 6 5 7 а м к б л а а После того как ребенок расшифрует слово, он читает его. 8. Физкультминутка видео-песенка «Морская массажная) (Координация речи с движением, развитие подражательности,чувства ритма,общей моторики и мелкой моторики пальцев рук( 2мин) Теперь предлагаю вам спеть нашу веселую песенку про морских обитателей. Маленькая рыбка в море живёт, Ой, волна акулу по морю несёт,
Ребята, вы молодцы! Быстро справились с заданием и очистили картинку морского дна от мусора, назвали всех рыб, которые там плавают. Слайд 3,4 Посмотрите, есть места, где в настоящем море и на поверхности, и в глубине плавает очень много мусора. (2 слайда) А вот подумайте, и скажите, а можно также быстро решить проблему очистки настоящего моря. -Нет. Почему? - Как это можно сделать? Проблемой загрязнения окружающей среды, том числе морей и океанов, занимаются экологи. Слайд 5 Существует много способов очистки океана от мусора. Один из них разработал нидерландский студент Боян Слат. (Видео 3). Эта установка собирает мусор, который плавает в воде. А вот дно остается не очищенным. Экологи работают над этой проблемой. И я вам тоже предлагаю подумать и изобрести свою установку по очищению морского дна, используя наборы Фребеля. Дети проходят за столы и выполняют задание на планшетах. Затем рассказывают, какой аппарат они сконструировали и как он будет работать.(задание дифференцируется по времени, от 3-5 минут, в соответствии с рекомендациями Программы «От Фребеля до робота »)+3 мин на рассказ | Смотрят видео, отвечают на вопросы Подбирают определения к слову «море» и передают ракушку. Дети выбирают картинки, названия картинки делят на слоги и выкладывают в соответствующий обруч. Рассматривают картинки презентации, высказывают предположения.Соглашаются очистить дно от мусора.Читают слова, выбирают карточку со слогом и находят слово, которое начинается на этот слог. Рассматривают картинку презентации и угадывают животное по силуэту. Располагают буквы по порядку в соответствии с цифрами и читают получившиеся слово. Поют песню и выполняют движения под музыку. Высказывают предположения, делятся своим мнением. Смотрят видео. Выкладывают различные варианты установок и рассказывают о своих изобретениях. |
Рефлексивно-корригирующий | 10. Рефлексия с использованием кубика Блума. (2 мин) Дети бросают кубик и продолжают фразу, которая написана на одной из сторон кубика. Мне понравилось…Я запомнил(а)… Мне было трудно… Я научился (ась)… я узнал(а)… Мне не понравилось… | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности "Морские обитатели" в старшей группе
В конспект по образовательной деятельности по плаванию "Морские обитатели". Цель: развить у дошкольников навыки и умения посредством воображения....

конспект познавательного занятия "Морские обитатели"
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Морские обитатели"...

Конспект НОД Тема «Морские обитатели»
Цели: Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной средеЗадачи:.Воспитывать доброжелательные отношения между ...

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.
Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Автор: Воспитатель высшей категории Никишина А.А.Цель взрослая: Формирование представлений о морском дне...

Конспект открытого занятия "Морские обитатели"
Программное содержание: знакомство детей с жизнью морских обитателей, развивать познавательную активность детей посредством экспериментирования (опыты с водой); воспитывать опрятност...

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели» в подготовительной группе.
Конспект познавательного занятия «Морские обитатели»в подготовительной группе.Павлова Е.ЛЦель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить ...

Конспект к презентации "Морские обитатели"
Цель: расширить знания старших дошкольников о представителях подводного мира. Задачи: - дать представление о разнообразии морских обитателей; - познакомить с особенностями передвиж...
