Из опыта работы "Речевое развитие и использование нетрадиционных методик: роль литотерапии в работе с дошкольниками".
статья по логопедии (старшая группа)
Нетрадиционные подходы, которые помогают комплексно воздействовать на развитие речевых навыков детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 99.9 КБ |
Предварительный просмотр:
"Речевое развитие и использование нетрадиционных методик:
роль литотерапии в работе с дошкольниками".
В практике логопеда все чаще используются нетрадиционные подходы, которые помогают комплексно воздействовать на развитие речевых навыков детей. Одним из таких методов является литотерапия — терапевтическое использование минералов и камней для гармонизации психоэмоционального состояния и стимуляции различных функций организма. В работе с дошкольниками литотерапия приобретает особое значение благодаря своей наглядности, тактильной привлекательности и возможности интеграции с игровыми пособиями.
Что такое литотерапия и как она помогает в речевом развитии?
Литотерапия основана на гипотезе, что минералы и камни способны оказывать благотворное влияние на эмоциональный настрой, внимание, концентрацию и, в конечном итоге, на общую гармонизацию внутреннего состояния человека. В работе с детьми цель заключается в создании спокойной, позитивной атмосферы, которая способствует более легкому восприятию речи, развитию внимания и формированию правильной артикуляции.
Кроме того, минералы могут стать своеобразным проводником для закрепления речевых навыков, снятия эмоциональных зажимов и повышения мотивации к занятиям.
Использование морских камешков как игровой и терапевтический материал
Морские камешки — один из наиболее доступных и привлекательных минералов для детей. Они могут использоваться как в терапии, так и в игровой деятельности, содействуя развитию артикуляции, звуковой культуры и внимания.
Примеры игр и упражнений с морскими камешками:
1. «Цветные камешки для звукового разбора»
- Описание: Разукрасьте камешки в разные цвета и с помощью них выполнить звуковой разбор слов. Например, положите на стол набор разноцветных камешков и попросите ребенка выбрать камешек определенного цвета, затем — произнести слово, начинающееся или заканчивающееся с заданным звуком.
- Цель: развитие навыков звукового анализа, активизация мелкой моторики.
2. «Морскиемини-истории»
- Описание: На каждом камешке изобразите или прикрепите маленькую карточку с изображением разных предметов. Ребенок берёт камешек и придумывает короткую историю или рассказывает о выбранном объекте. В процессе он использует артикуляционные упражнения, закрепляет слова, учится строить связную речь.
- Цель: развитие связной речи, обогащение словарного запаса, фантазия.
3. «Изготовление и анализ звуков с камешками»
- Описание: Покрасьте морские камешки в зеленый, синий и красный цвета или сделайте на них метки. В игре можно просить ребенка выбрать камешек по заданному звуку, произнести слово с этим звуком или разобрать слово на звуки, выкладывая соответствующие камешки.
- Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. «Звуковой массаж и артикуляционная гимнастика с камешками»
- Описание: Пусть ребенок аккуратно перемещает небольшие камешки по столу, произнося звуки, которые они помогают закрепить, или повторяет за взрослым определенные артикуляционные движения.
- Цель: развитие артикуляционной моторики, снятие напряжения, улучшение дикции.
Итог
Интеграция литотерапии с использованием морских камешков в работу с дошкольниками позволяет сделать занятия речевого развития более увлекательными, тактильно насыщенными и эмоционально позитивными. Такая методика способствует формированию интереса к речи, снижению эмоциональных зажимов и повышению мотивации к обучению. В то же время, применение натуральных минералов укрепляет связь ребенка с природой и стимулирует его эмоционально-личностностное развитие.
Используя морские камешки для игр, разборов и упражнений, логопед создает условия для гармоничного развития речи и позитивного эмоционального фона, что особенно важно для детей с задержками речевого развития, а также для профилактики речевых и эмоциональных нарушений.
Всем желаю интересных занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования солью - в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Введение.Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с патологией зрения полностью полагаются на визуальну...

Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.
ldquo;Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.Пабло Пикассо Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и ...

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной технологии «Су-Джок» в работе с дошкольниками»
Тема: Использование нетрадиционной технологии «Су-Джок» в работе с дошкольникамиЦель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетр...

Буклет "Использование нетрадиционной техники рисования Эбру в работе с дошкольниками"
Данный материал будет полезен и педагогам, и родителям. В данном буклете собрана информация о нетрадиционной технике рисования - Эбру и о том, как можно применять данную технику в работе с дошкольника...

Мастер-класс для педагогов «Танцующие краски» или использование нетрадиционной техники рисования - "Эбру" в работе с дошкольниками.
Здравствуйте дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашем семинаре.Меня зовут Смирнова Елена Николаевна, в детском саду я работаю не так давно, но мне направиться узнавать что то новое и ин...

Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
В устранении речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ логопеды нашего образовательного учреждения ГБОУ Школа № 996 города Москвы успешно применяют такую здоровьесберегающую технологию как биоэнергопласт...

"Использование нетрадиционных методов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками"
Каждый ребёнок-художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста....

