Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции, речевого внимания, мелкой моторики и координации речи и движения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 565.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика)
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
«Поиграем животиками».
Цель: формировать диафрагмальное дыхание.
Вариант 1.
Ход: Поиграйте с ребенком с животиком. В положении лежа на спине - ребенок кладёт руки на живот, глубоко вдыхает, при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается.
Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую - либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.
Вариант 2.
Ход: В положении стоя, предложите ребенку выполнять глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох - 1,2,3 от трех до семи раз подряд.
«Дудочка».
Цель: развивать неречевое дыхание, умение контролировать силу и длительность выдоха.
Игровой материал: стеклянная бутылочка.
Ход: Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Объясните ему, что выдувать воздух нужно на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
(Повторить 3-4 раза)
«Ветер, ветер»
Цель: развивать неречевое и речевое дыхание, умение контролировать силу и длительность выдоха.
Ход: Предложите ребенку имитировать дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
- У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф.
- У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х-х.
- У Осени - прохладный - с-с-с-с.
- У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в.
Для создания образа теплого ветра, ребенок широко открывает рот и дует на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер нужно изображать долгим выдохом, через вытянутые губы. Скажите ребенку, что ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.
Методические рекомендации: Вдох необходимо производить носом, выдох ртом - без напряжения.
(Повторить 3-4 раза)
Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Развитие слухового внимания.
«Будь внимателен».
Цель: развивать устойчивость и переключение внимания.
Ход: Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.
Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.
(Повторить 2-3 раза)
Упражнение на развитие речевого внимания.
«Путаница».
Цель: развивать речевое внимание и фонематическое восприятие.
Ход: Вместе с ребенком поиграйте в игру. Объясните ему, что нужно внимательно слушать стихотворение, а когда он услышет ошибку, то нужно хлопнуть в ладоши, а затем объяснить эту ошибку.
К нам пришли зверята:
Белочки, ежата,
Утюги, моржи,
Голуби, стрижи.
К нам пришли зверята:
Щуки и телята,
Кошки и вороны,
Тигры, макароны.
К нам пришли зверята:
Окуни, ягнята,
Лоси и кукушки,
Пироги и плюшки.
К нам пришли зверята:
Цапли, жеребята,
Волки, лисы, утки
И… спасибо шутке!
«Хлоп-хлоп».
Цель: совершенствовать фонематический слух, находить слова с определённым звуком.
Ход: Это упражнение имеет несколько вариантов задания.
Скажите ребенку, что сейчас Вы будете называть ему слова, а он, как только услышет слово, которое начинается со звука [С], [В], [О], [Г], [Д], [Ш] и т. д., сразу должен хлопнуть в ладоши.
Вариант 1: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.
Вариант 2 - с небольшим усложнением.
Скажите ребенку, что теперь Вы будете называть ему слова, а он, как только услышет слово, в котором есть звук [К], он хлопнет в ладоши 1 раз. Если услышет в слове звук [Г] - хлопнет 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Методические рекомендации: Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Это упражнение, заодно, поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
(Повторить 2-3 раза)
Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
«Часы».
Цель: развивать дыхание, умение координировать речь с движениями или жестами.
Ход: Вместе с ребенком ритмично проговаривайте текст, сопровождая его действиями:
Ходят часики - тик-так сгибаmь руки в локтях перед собой и ритмично
И вот так, и вот так. покачиваться из стороны в сторону (руки—стрелки).
Громко бьют часы кругом:
- Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопать руками.
Гирю оттянули вниз.
Скрип-скрип-скрип, Ритмично похлопывать по
Скрип-скрип-скрип. телу сверху вниз.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывать по
Чтобы завести завод. телу снизу вверх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри. Ритмично постукивать
Тук-тук-тук - они стучат. кулачком о кулачок.
- Тук-тук-тук, - все говорят.
Завертелось колесо, Ритмично «заводить мотор»
Вот другое в ход пошло. руками.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.
Закрутилось до утра.
(Повторить 2-3 раза)
«Ветер».
Цель: развивать статистическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус. Добиваться четкой переключаемости движений.
Ход: Ритмично проговаривайте текст вместе с ребенком, сопровождая его действиями:
Ветерок листвой шумит: Ритмично потирать
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит: Ритмично хлопать над
У-у-у, у-у-у. головой.
Поднимает пыль столбом. Ритмично топать ногами.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Дует он везде, кругом Ритмично переступать,
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. поворачиваться вокруг себя
Может вызвать бурю он. Поднять руки в стороны и
Страх-страх, страх-страх! делать вращательные движения.
Не удержится и слон.
Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивать головой.
(Повторить 2-3 раза)
Ритмические упражнения.
Цель: формировать умения передавать акценты ударами и выдерживать паузы.
Оборудование: Идеально для этого подходят палочки (например, палочки для суши или карандаши). Ими можно отстукивать ритм, инсценировать стихотворения и даже рассказывать сказки…
Если не оказалось дома палочек, не беда! Прекрасно подойдут и ладошки с ногами. Ритм можно и отхлопывать и оттопывать.
Ход: Предложите ребенку повторить за вами определенный ритмический рисунок
Например: / // /, // //, / //, // //, /// /.
// / / /, // / / /, // /.
/ / ///, / / ///, ///, ///.
Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.
«Тук-тук».
Цель: развивать чувства ритма движений и речи.
Оборудование: палочки для суши или карандаши.
Ход: Предложите ребенку отстукивать ритм, проговаривая слова.
Туки-туки-туки-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Тук, тук, туки-тук.
Туки-туки, тук, тук.
Туки, тук, тук, тук.
Тук, туки, туки, тук.
(Повторить 3-4 раза)
Развитие чувства темпа.
«Барабанщик».
Цель: побуждать ребенка движениями воспроизводить темп, задаваемый взрослым в речи.
Материал: «Барабанчики» - осязательные «коврики» размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Ход: Произносите текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), ребенок на своем «барабанчике» отстукивает ладонями заданный темп. После одного-двух повторений предложите ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
(Повторить 3-4 раза)
Упражнения на координацию речи с движением.
«Гусеница»
Цель: развивать ориентировку в пространстве и собственном теле, координацию общих движений и речи.
Ход: Лягте на ковре вместе с ребенком и предложите превратиться в гусениц. Сначала, выполняйте упражнение вместе с ребенком, затем пусть он делает его самостоятельно под вашим руководством.
Этот странный дом без окон Ребенок лежит на спине вытянувшись;
У людей зовется «кокон». руки вдоль туловища.
Свив на ветке этот дом, Переворачивается на левый бочок,
Дремлет гусеница в нем. подкладывает ладонь под щечку.
Спит без просыпа всю зиму. Переворачивается на другой бочок,
Но зима промчалась мимо - руки под щечку.
Март, апрель, капель, весна… Переворачивается на спину,
Просыпайся, соня-сонюшка! потягивается лежа.
Под весенним ярким солнышком Медленно садится,
Гусенице не до сна. потягивается сидя.
Стала бабочкой она! Бежит по кругу, машет руками, как крыльями.
(Повторить 3-4 раза)
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пассивная гимнастика (игровой массаж).
Методические рекомендации: Выполняя гимнастику и массаж, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковая гимнастика и массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.
Упражнение с пробками.
Цель: снятие излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
Ход: Возьмите пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и наденьте их на
указательные и средние пальцы как обувь. И «походите» пальцами, как ножками, не
отрывая «обувь» от поверхности стола:
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
(Повторить 2-3 раза)
«Греем ладошки».
Цель: снятие излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.
Ход: Сядьте с ребенком напротив друг друга и предложите ребенку сделать самомассаж для рук:
Если замерзают руки (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки (растирать ладони все быстрее и быстрее)
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят и взаправду, (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
А не понарошку.
(Повторить 2-3 раза)
Пальчиковые игры.
«Строим дом».
Цель: развивать речь через мелкую моторику рук.
Ход: Сядьте с ребенком напротив друг друга и предложите ему поиграть с пальчиками:
Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)
Застучал молоток.
Будем строить новый дом.
С высоким крыльцом, (поднять руки вверх)
С окнами большими, (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на
другую, изображая окно)
Ставнями резными. (поднять кисти рук вверх — «открыть ставни»)
Тук-ток, тук-ток (ударять кулачками друг о друга)
Замолчал молоток. (руки опустить свободно вниз)
Вот готов новый дом, (поднять руки вверх)
Будем жить мы в нем. (потереть ладони друг о друга)
(Повторить 3-4 раза)
Упражнения на развитие мимики.
Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица.
Ход: Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений. Для этого можно использовать простые упражнения. Сначала, покажите ребенку как нужно выполнять упражнение, а потом пусть он выполняет его самостоятельно под вашим руководством.
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала нужно тренировать движения отдельных лицевых мышц, затем можно объединять в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
Предложите ребенку представить и изобразить ситуацию.
«Подарок».
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации: Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
«Раздумье».
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации: Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд можно разыгрывать под музыку.
«Кукла заболела».
Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.
Описание игровой ситуации:
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу. (Можно включить музыку).
Артикуляционные упражнения
Упражнение «Дятел».
Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.
Упражнение «Лошадка».
Ребёнок должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.
Упражнение «Сердитая кошечка».
Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
(Упражнения выполняются 4-5 раз).
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
«Волшебная палочка»
Цель: развивать неречевой слух.
Оборудование: карандаш или палочка.
Ход: Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание - ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.
(Повторить 2-3 раза)
«Подумай, не торопись».
Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.
Ход: Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверьте, как он научился слышать и выделять определенные звуки в словах:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [К], а последний – [Ш]. (Карандаш, камыш…)
- Какое получится слово, если к [НО] - прибавить один звук? (Нож, нос…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [М]. (Мама моет маленькую Машу мочалкой.)
- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [У]. (Бумага, дудочка, ручка…)
Автоматизация звукопроизношения.
Цель: автоматизировать поставленный звук в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.
«Лесенка»
Ход: предложите ребенку «походить» по лесенке с игрушкой. Следите за тем, чтобы на каждой новой ступеньке ребенок чётко произносил отрабатываемый звук.
«Звуковые дорожки».
Материалы: карточки с изображением звуковых дорожек.
Ход: Проводите с ребенком пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
(Повторить 3-4 раза)
Упражнения на релаксацию
«Штанга»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Методические рекомендации: При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление достаточно длительным.
Расслабляющие упражнения необходимо выполнять вместе с детьми.
Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи.
Ход: Предложите ребенку сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем подняв над головой. Упражнение проводить 10 – 15сек.
Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. «Бросить штангу» - наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.
Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.
Мы готовимся к рекорду, Наши мышцы не устали -
Будем заниматься спортом. И еще послушней стали!
Штангу с пола поднимаем… Нам становится понятно:
Крепко держим… Расслабление – приятно.
И бросаем!
(Повторить 3-4 раза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".
Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...
Утренняя гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы
оздоровление дошкольников...

Комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей подготовительной к школе группы.
Данная подборка комплексов упражнений утренней гимнастики поможет педагогам подготовительных групп реализовывать воспитание здорового образа жизни, а также пополнит методический материал....

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).
Логопедическая ритмика играет непосредственную роль в системе комплексных методов коррекционной работы с малышами дошкольного возраста. Главная цель, которую преследует логоритмика...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей средней группы (4-5 лет).
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интер...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей старшей группы (5-6 лет).
В теле-кейсе комплексов утренней гимнастики представлены физические упражнения для детей 5-6 лет с предметами и без них. Они способствуют укреплению здоровья детей, созданию радостног...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).
Подборка упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции; фонематического восприятия, мимики, а так же на активизацию внимания и памяти....









