Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Демина Татьяна Александровна

Комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции,  речевого внимания, мелкой моторики и координации речи и движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_logo-ritmika_6-7.docx565.08 КБ

Предварительный просмотр:

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика)

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

 «Поиграем животиками».

Цель: формировать диафрагмальное дыхание.

Вариант 1.

Ход: Поиграйте с ребенком с животиком. В положении лежа на спине - ребенок кладёт руки на живот, глубоко вдыхает, при этом животик надувается, затем выдыхают - животик втягивается.

Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую  - либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях.

Вариант 2.

Ход:  В положении стоя, предложите ребенку выполнять глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох - 1,2,3  от трех до семи раз подряд.

«Дудочка».

Цель: развивать неречевое дыхание, умение контролировать силу и длительность выдоха.

Игровой материал: стеклянная бутылочка.

Ход: Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Объясните ему, что выдувать воздух нужно на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

(Повторить 3-4 раза)

«Ветер, ветер»

Цель: развивать неречевое и речевое дыхание, умение контролировать силу и длительность выдоха.

Ход:  Предложите ребенку  имитировать дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

- У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф.

- У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х-х.

- У Осени - прохладный - с-с-с-с.

- У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в.

Для создания образа теплого ветра, ребенок широко открывает рот и дует на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер нужно изображать долгим выдохом, через вытянутые губы. Скажите ребенку, что ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

Методические рекомендации: Вдох необходимо производить носом, выдох ртом - без напряжения.

(Повторить 3-4 раза)

Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Развитие слухового внимания.

«Будь внимателен».

Цель: развивать устойчивость и переключение внимания.

Ход: Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок  внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

Если ребенок сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

 (Повторить 2-3 раза)

Упражнение на развитие речевого внимания.

«Путаница».

Цель: развивать речевое внимание и фонематическое восприятие.

Ход: Вместе с ребенком поиграйте в игру. Объясните ему, что нужно внимательно слушать стихотворение, а  когда он услышет ошибку, то нужно хлопнуть в ладоши, а затем объяснить эту ошибку.

К нам пришли зверята:

Белочки, ежата,

Утюги, моржи,

Голуби, стрижи.

К нам пришли зверята:

Щуки и телята,

Кошки и вороны,

Тигры, макароны.

К нам пришли зверята:

Окуни, ягнята,

Лоси и кукушки,

Пироги и плюшки.

К нам пришли зверята:

Цапли, жеребята,

Волки, лисы, утки

И… спасибо шутке!

«Хлоп-хлоп».

Цель: совершенствовать фонематический слух, находить слова с определённым звуком.

Ход: Это упражнение имеет несколько вариантов задания.

 Скажите ребенку, что сейчас Вы будете называть ему слова, а он, как только услышет слово, которое начинается со звука [С], [В], [О], [Г], [Д], [Ш] и т. д., сразу должен хлопнуть в ладоши.

Вариант 1: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

Вариант 2 - с небольшим усложнением.

Скажите ребенку, что теперь Вы будете называть ему слова, а он, как только услышет слово, в котором есть звук [К], он  хлопнет в ладоши 1 раз. Если услышет в слове звук [Г] - хлопнет  2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Методические рекомендации: Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Это упражнение, заодно, поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

 (Повторить 2-3 раза)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

«Часы».

Цель: развивать дыхание, умение координировать речь с движениями или жестами. 

Ход: Вместе с ребенком ритмично проговаривайте текст, сопровождая его действиями:

Ходят часики - тик-так        сгибаmь руки в локтях перед собой и ритмично

И вот так, и вот так.            покачиваться из стороны в сторону (руки—стрелки).

Громко бьют часы кругом:

- Бом-бом-бом, бом-бом-бом.        Ритмично хлопать руками.

Гирю оттянули вниз.

Скрип-скрип-скрип,                       Ритмично похлопывать по

Скрип-скрип-скрип.                        телу сверху вниз.

Вот так часовой сюрприз!              

Гиря вверх опять ползет,               Ритмично похлопывать по

Чтобы завести завод.                      телу снизу вверх.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.                 Ритмично постукивать

Тук-тук-тук - они стучат.                кулачком о кулачок.

- Тук-тук-тук, - все говорят.      

Завертелось колесо,                        Ритмично «заводить мотор»

Вот другое в ход пошло.                руками.

Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра.

Закрутилось до утра.

(Повторить 2-3 раза)

«Ветер».

Цель: развивать статистическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус. Добиваться четкой переключаемости движений.

Ход: Ритмично проговаривайте текст вместе с ребенком, сопровождая его действиями:

Ветерок листвой шумит:                         Ритмично потирать

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                           ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит:                     Ритмично хлопать над

У-у-у, у-у-у.                                             головой.

Поднимает пыль столбом.                      Ритмично топать ногами.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.                  

Дует он везде, кругом                            Ритмично переступать,

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.                    поворачиваться вокруг себя

Может вызвать бурю он.                       Поднять руки в стороны и

Страх-страх, страх-страх!                     делать вращательные движения.

Не удержится и слон.                              

Ах-ах, ах-ах.                                           Ритмично покачивать головой.

(Повторить 2-3 раза)

Ритмические упражнения.

Цель: формировать   умения передавать акценты ударами и выдерживать паузы.

Оборудование: Идеально для этого подходят палочки (например, палочки для суши или карандаши). Ими можно отстукивать ритм, инсценировать стихотворения и даже рассказывать сказки…

Если не оказалось дома палочек, не беда! Прекрасно подойдут и ладошки с ногами. Ритм можно и отхлопывать и оттопывать.

Ход: Предложите ребенку повторить за вами определенный  ритмический рисунок

Например: /  //  /,  //   //, /   //, //        //, ///         /.

//  /  /  /, //  /  /  /, //  /.

/  /  ///, /  /  ///, ///, ///.

Постепенно ритмический рисунок можно усложнять.

«Тук-тук».

Цель: развивать чувства ритма движений и речи.

Оборудование: палочки для суши или карандаши.

Ход: Предложите ребенку отстукивать ритм, проговаривая слова.  

   

Туки-туки-туки-тук.

Туки-тук, туки-тук.

Тук, тук, туки-тук.

Туки-туки, тук, тук.

Туки, тук, тук, тук.

Тук, туки, туки, тук.

(Повторить 3-4 раза)

Развитие чувства темпа.

«Барабанщик».

Цель:  побуждать ребенка движениями воспроизводить темп, задаваемый взрослым в речи.

Материал: «Барабанчики» - осязательные «коврики» размером 18х25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Ход: Произносите текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), ребенок на своем «барабанчике» отстукивает ладонями заданный темп. После одного-двух повторений предложите ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

(Повторить 3-4 раза)

Упражнения на координацию речи с движением.

«Гусеница»

Цель: развивать ориентировку в пространстве и собственном теле, координацию общих движений и речи.

Ход: Лягте на ковре вместе с ребенком и предложите превратиться в гусениц. Сначала, выполняйте упражнение вместе с ребенком, затем пусть он делает его самостоятельно под вашим руководством.

Этот странный дом без окон            Ребенок лежит на спине вытянувшись;

У людей зовется «кокон».                руки вдоль туловища.

Свив на ветке этот дом,                    Переворачивается на левый бочок,

Дремлет гусеница в нем.                  подкладывает ладонь под щечку.

Спит без просыпа всю зиму.           Переворачивается на другой бочок,

Но зима промчалась мимо  -           руки под щечку.

Март, апрель, капель, весна…        Переворачивается на спину,

Просыпайся, соня-сонюшка!           потягивается лежа.

Под весенним ярким солнышком   Медленно садится,

Гусенице не до сна.                          потягивается сидя.

Стала бабочкой она!                           Бежит по кругу, машет руками, как крыльями.

(Повторить 3-4 раза)

                       

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Пассивная гимнастика (игровой массаж).

Методические рекомендации: Выполняя гимнастику и массаж, нужно стараться вовлекать все пальчики обеих рук. Обязательно во всех упражнениях следует добиваться интереса, тогда пальчиковая гимнастика  и массаж для развития речи принесет и удовольствие, и пользу.

Упражнение с пробками.

Цель: снятие   излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

Ход: Возьмите пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и наденьте их на

указательные и средние пальцы как обувь. И «походите» пальцами, как ножками, не

отрывая «обувь» от поверхности стола:

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Повторить 2-3 раза)

«Греем ладошки».

Цель: снятие   излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения.

Ход: Сядьте с ребенком напротив друг друга и предложите ребенку сделать самомассаж для рук:

Если замерзают руки             (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке, разогреть.

Сначала ладошки                     (растирать ладони все быстрее и быстрее)

Совсем как ледышки,

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят и взаправду,                    (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)

А не понарошку.

(Повторить 2-3 раза)

Пальчиковые игры.

«Строим дом».

Цель: развивать речь через мелкую моторику рук.

Ход: Сядьте  с ребенком напротив друг друга и предложите ему поиграть с пальчиками:

Тук-ток, тук-ток                            (ударять кулачками друг о друга)

Застучал молоток.

Будем строить новый дом.

С высоким крыльцом,                  (поднять руки вверх)

С окнами большими,                   (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на               

                                                       другую, изображая окно)

Ставнями резными.                     (поднять кисти рук вверх — «открыть ставни»)

Тук-ток, тук-ток                          (ударять кулачками друг о друга)

Замолчал молоток.                      (руки опустить свободно вниз)

Вот готов новый дом,                 (поднять руки вверх)

Будем жить мы в нем.                (потереть ладони друг о друга)

(Повторить 3-4 раза)

Упражнения на развитие мимики.

Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица.

Ход: Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений. Для этого можно использовать простые упражнения. Сначала, покажите ребенку как нужно выполнять упражнение, а потом пусть он выполняет его самостоятельно под вашим руководством.

  • «Плакса» - зажмуривание глаз;

  • «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

  • «Тигренок» - оскаливание зубов;

  • «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

Сначала нужно тренировать движения отдельных лицевых мышц, затем можно объединять в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

         Предложите ребенку представить и изобразить ситуацию.

«Подарок».

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.

Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

Описание игровой ситуации: Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

«Раздумье».

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.

Описание игровой ситуации:  Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?

Этюд  можно разыгрывать под музыку.

«Кукла заболела».

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.

Описание игровой ситуации:

У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу. (Можно включить музыку).

Артикуляционные упражнения

Упражнение «Дятел».

Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

Упражнение «Лошадка».

Ребёнок должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

Упражнение «Сердитая кошечка».

Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен        слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.

 (Упражнения выполняются 4-5 раз).

Упражнения на развитие фонематического восприятия.

«Волшебная палочка»

Цель: развивать неречевой слух.

Оборудование: карандаш или палочка.

Ход: Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка помогает зазвучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание  - ребенок с закрытыми глазами отгадывает, какой предмет звучал.

 (Повторить 2-3 раза)

«Подумай, не торопись».

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Ход: Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверьте, как он научился  слышать и выделять определенные звуки в словах:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (Воробей, грач…)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [К], а последний – [Ш]. (Карандаш, камыш…)

- Какое получится слово, если к [НО] - прибавить один звук? (Нож, нос…)

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [М]. (Мама моет маленькую Машу мочалкой.)

- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [У]. (Бумага, дудочка, ручка…)

Автоматизация звукопроизношения.

Цель: автоматизировать поставленный звук в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.

«Лесенка»

Ход: предложите ребенку «походить»  по лесенке с игрушкой. Следите за тем, чтобы на каждой новой ступеньке ребенок чётко произносил отрабатываемый звук.

«Звуковые дорожки».

        Материалы: карточки с изображением звуковых дорожек.

         Ход: Проводите с ребенком пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1cbcc69968f5651f8b898f53286f69a9_l-5236381-images-thumbs&n=13 

C:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\T0IiKG9gGxte3-wLlSPL0ixLQeNed7OQ5Egn0G5EZWj5_i7QDa87c15HiPq4AEb-rJoU7XpH.jpg 

 (Повторить 3-4 раза)

Упражнения на релаксацию

«Штанга»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Методические рекомендации: При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление достаточно длительным.

Расслабляющие упражнения необходимо выполнять вместе с детьми.

Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи.

Ход: Предложите ребенку сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем подняв над головой. Упражнение проводить 10 – 15сек.

Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. «Бросить штангу» - наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают.

Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

Мы готовимся к рекорду,                           Наши мышцы не устали -

Будем заниматься спортом.                        И еще послушней стали!

Штангу с пола поднимаем…                      Нам становится понятно:

Крепко держим…                                        Расслабление – приятно.

И бросаем!

(Повторить 3-4 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование игровых упражнений при обучении грамоте детей подготовительной к школе группы".

Консультация для педагогов   "Использование игровых упражнений  при обучении грамоте детей  подготовительной к школе группы". Материал содержит описание практических упражнений, ре...

Комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики для детей подготовительной к школе группы.

Данная подборка комплексов упражнений утренней гимнастики поможет педагогам подготовительных групп реализовывать воспитание здорового образа жизни, а также пополнит методический материал....

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).

Логопедическая ритмика играет непосредственную роль в системе комплексных методов коррекционной работы с малышами дошкольного возраста. Главная цель, которую преследует логоритмика...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей средней группы (4-5 лет).

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интер...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей старшей группы (5-6 лет).

В теле-кейсе комплексов утренней гимнастики представлены  физические упражнения для детей 5-6 лет с предметами и без них. Они способствуют укреплению здоровья детей,  созданию радостног...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).

Подборка упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции; фонематического восприятия, мимики, а так же на активизацию внимания и памяти....