Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей средней группы (4-5 лет).
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Демина Татьяна Александровна

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_logo-ritmika_4-5.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике

(лого-ритмика) для детей средней группы (4-5 лет).

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

«Буря в бутылке»

Цель: формировать правильную, непрерывную воздушную струю.

Оборудование: маленькая пластиковая бутылка (от фруктового сиропа 200 мл.) красочно оформленная, с отверстием в крышке, раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры, пластиковая трубочка.

Подготовительный этап: В бутылке сделайте отверстие для трубочки, внутрь положите кусочки раскрошенного пенопласта, конфетти или кусочки мишуры.

Ход: Предложите ребенку устроить настоящую снежную бурю. Для этого нужно набрать побольше воздуха и подуть в трубочку - белые кусочки пенопласта и конфетти закружатся.

Методические рекомендации: Объясните ребенку, что воздух нужно набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным.

Следите за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками).

Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению!

(повторить 3-4 раза)

«Футбол»

Цель: формировать правильную, непрерывную воздушную струю.

Оборудование: два кубика, ватный шарик.

Ход: Перед началом игры скатайте ватный шарик - это будет «мяч». Поставьте на стол два кубика в качестве ворот. Предложите ребенку  подуть на «мячик» так, чтобы он попал  в ворота.  

Цель игры - забить как можно больше голов противнику и не дать упасть мячу за край «футбольного поля» (стола). Чтобы не допустить этого, необходимо правильно дуть на свой футбольный мяч, направляя воздушную струю с помощью губ то сильнее, то слабее, перемещая мяч на поле противника. Касаться руками мяча запрещается.

(повторить 3-4 раза)

Упражнения на активизацию внимания и памяти

«Зеркало».

Цель: учить переключать внимание, развивать зрительную и двигательную  память.  

Ход: Играть в эту игру нужно в паре. Сядьте или встаньте с ребенком друг напротив друга. Делайте упражнение вместе с ребенком, пусть он вначале повторяет за вами разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос, так как он является вашим" зеркалом".

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т. д. Затем, можно поменяться ролями.

(Время игры ограничивается 1-2 минутами)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

“Мы капусту режем”

Цель: развивать умение координировать речь с движениями или жестами.

Ход: Вместе с ребенком ритмично проговаривайте текст, сопровождая его действиями:

Мы капусту режем, режем           (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем             (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим         (поочередное поглаживание подушечек пальцев

                                                   большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем              (сжимать и разжимать кулачки). 

(повторить 2-3 раза)

Ритмические упражнения

“Бум”

Цель: развивать умение чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

Ход: вместе с ребенком  ударяйте ладонями по коленкам или по погремушке в определенном ритме (например, четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

С барабаном ходит Ежик: Бум-бум-бум!  (на слова “Бум-бум-бум” равномерно

                                                                   ударяйте ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами: Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно: Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он: Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он: Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!  Бум-бум-бум!

(повторить 2-3 раза)

Упражнения на координацию речи с движением

«Тучка»

Цель: развивать координацию общих движений и речи.

Ход: Сначала, выполняйте упражнение вместе с ребенком, затем пусть ребенок делает его самостоятельно под вашим руководством.

Тучка спряталась за лес.                    закрыть лицо ладонями.

Смотрит солнышко с небес.               приложить ладонь ко лбу и

                                                            поворачивать голову направо и налево.

И такое чистое, доброе, лучистое.     погладить себя по щекам

                                                             и протянуть руки вперед.

Если б мы его достали…                    на носочках потянуться вверх.

Мы б его расцеловали.                       чмокають «целовать» губами.

(повторить 3-4 раза)

Развитие чувства темпа

“Поезд”

Цель: развивать умение чувствовать темп в музыке, что помогает ребенку контролировать темп своей речи.

Ход: Предложите ребенку превратиться в поезд.  Топающим шагом двигайтесь по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки, при этом руки, должны быть согнуты в локтях (пальцы сжаты в кулачки) и делать одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем - Дед Мороз. 

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

(повторить 2-3 раза)

Логоритмические упражнения

Пальчиковые игры

“Кулачки”

Цель: развивать речь через мелкую моторику рук.

Ход: Сядьте  с ребенком напротив друг друга и предложите ему поиграть с пальчиками.

Как сожму я кулачок,     (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок,   (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,         (распрямить кисть)

Положу на ножку:         (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук!

Тук-тук-тук.                   (три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.                   (три хлопка в ладоши)

-  Можно к вам?          (три удара кулаками друг о друга)

-  Рад всегда!               (три хлопка в ладоши)

(повторить 3-4 раза)

Упражнения на развитие мимики.

“Медвежата”

Цель: улучшать подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

Ход: Предложите ребенку превратиться  в медвежат и изображать их действия.

Медвежата идут по лесу, переваливаются.

Увидели пчелиные ульи - улыбнулись, облизнулись.

Очень захотелось меда!

Подошли поближе, но тут налетели пчелы.

Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места.

Вздохнули облегченно: убежали от пчел.

Улыбнулись друг другу.

(повторить 2-3 раза)

«Чья вода вкуснее?»

Цель: развивать выразительность движений: мимики и пантомимики. 

Ход: Предложите ребенку представить, что он пьет воду с различными вкусами и мимически изобразить свое отношение к данному напитку.

Я буду пить лимонную воду.  (Морщат нос)

Я буду пить простую воду.     (Спокойное состояние)

Я буду пить липовую воду.     (Удивленное состояние)

Я буду пить медовую воду.     (Имитируют удовольствие).

Я буду пить соленую воду.      (Имитируют сплевывание)

(повторить 2-3 раза)

Артикуляционные упражнения


«Хоботок»

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Ход:  Сядьте вместе с ребенком перед зеркалом, вытяните сомкнутые губы вперёд «трубочкой» как для поцелуя, держите в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение, дайте ребенку время для отдыха и расслабления. Предложите сглотнуть слюну.

Я слегка прикрою рот,

Губы -  «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

(повторить 3-4 раза) 

«Любопытный язычок»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Ход: Сядьте с ребенком перед зеркалом, улыбнитесь, слегка приоткройте рот и производите движения языком вперёд-назад. Язык кладите на нижнюю губу, затем убирайте  его в рот. Рот должен оставаться открытым.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

(Упражнение выполняется 4-5 раз).

Упражнения на развитие фонематического восприятия

“Услышишь - хлопни”

 Цель: учить ребенка различать определенные звуки, развивать слуховое внимание.

Ход: Предложите ребенку прослушать ряд звуков (слогов, слов). Услышав определенный звук, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

Методические рекомендации: Произносите звуки медленно, выделяя их голосом.

Затем, можно усложнить задание, предложив ребенку закрыть глаза на время игры.

(Упражнение выполняется 4-5 раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексы упражнений гимнастики после сна для детей средней группы

Комплексы упражнений гимнастики после сна  для детей средней группы...

Артикуляционная гимнастика в стихах для детей младшей группы

Этот комплекс упражнений направлен на восстановление двигательных функций языка, ведь именно язык является наиболее подвижным органом речи и непосредственно отвечает за правильное произнесение множест...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).

Логопедическая ритмика играет непосредственную роль в системе комплексных методов коррекционной работы с малышами дошкольного возраста. Главная цель, которую преследует логоритмика...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей старшей группы (5-6 лет).

В теле-кейсе комплексов утренней гимнастики представлены  физические упражнения для детей 5-6 лет с предметами и без них. Они способствуют укреплению здоровья детей,  созданию радостног...

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей 2 младшей группы (3-4 года).

Подборка упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции; фонематического восприятия, мимики, а так же на активизацию внимания и памяти....

Теле-кейс упражнений по артикуляционной гимнастике (лого-ритмика) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции,  речевого внимания, мелкой моторики и координации речи и движения....