Логопедические игры для дошкольников, развивающие коммуникативные компетенции.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Татьяна Кутузова

Одной из задач коррекционной работы с дошкольниками является социально-коммуникативное развитие детей, которое происходит через игру как ведущую детскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры для дошкольников, развивающие коммуникативные компетенции.

Коммуникативные компетенции дошкольников (коммуникативная компетентность) — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться и посредством общения успешно решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Коммуникативная компетентность рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества.

У детей с нарушениями речи коммуникативная функция имеет свои особенности: бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточноть глагольного словаря, дефекты звукопроизношения, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения.

Следствием этих трудностей являются:

• Снижение потребности в общении.

• Несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая,

• Особенности поведения,

• Незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации, негативизм.

Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во многих видах деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности.

У большинства старших дошкольников с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативно-деловая форма сотрудничества, предпочитаемый вид коммуникации – общение со взрослым на фоне игровой деятельности.

Одной из задач коррекционно-речевой работы с дошкольниками является социально-коммуникативное развитие детей, которое происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Именно игра, согласно ФГОС ДО, выступает как форма социализации ребенка.

«Ласковое имя»

(образование существительных в уменьшительно-ласкательном значении).

Цель: развитие доброго, уважительного отношения к другим людям.

Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т. е. ласковым именем назвать теперь нужно соседа слева).

«Добрые слова»

(подбор прилагательных)

(можно, например, использовать на лексической теме «Мамин день», «Домашние животные»)

Цель: развитие доброго, уважительного отношения к другим людям или к животным.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, подбирая добрые слова-признаки: «Моя мама …» (Какая она? Добрая, ласковая, красивая и т.д.)

«Что в сундучке?»

(активизация словаря)

Цель: развитие внимания, умение анализировать полученную информацию.

Оснащение: сундучок, различные предметы, соответственно лексической теме (например: овощи, фрукты, транспорт, инструмент и т.д.)

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

«Скажи по – другому»

(подбор синонимов)

Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры

Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.

Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.

Примеры предложений:

- Девочка торопиться в школу.

- Мама смотрит в окно.

- Сегодня пасмурная погода.

- Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.

«Скажи наоборот»

(подбор антонимов)

Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры

Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, противоположным значению словом.

Примеры предложений:

- Маше купили большой воздушный шарик.

- Скоро наступит утро.

- Вчера Толя был грустным.

- Дашина школа находится далеко от дома. И так далее.

«Магазин»

(составление описательного рассказа)

Цель: развивать логическое мышление, учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл.

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты, инструменты.

С помощью считалки выбирается водящий - «продавец», остальные дети - «покупатели».

На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д.

«Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю». Затем водящий меняется, игра повторяется.

«Поварята»

(Активизация словаря. Можно использовать на лексических темах: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания»)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Все дети встают в круг - это «кастрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д.

Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда».

«Весёлый паровозик»

(Активизация словарного запаса, умение строить диалог)

Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

· Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы») .

· Пройти через стоящий обруч («Въехали в тоннель»).

· Пробраться через «дремучий лес».

· Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

«Опиши друга»

(умение составлять описательный рассказ по плану)

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям.

С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры для дошкольников

Угадай, что звучит.Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда ...

Статья для педагогов ДОУ на тему: «Логопедические игры для дошкольников»

Статья для педагогов ДОУ на тему: "Логопедические игры для дошкольников"...

Логопедические игры для дошкольников

Игра: "Кто где живёт?"."Произносим звуки правильно"."Мой, моя, моё, мои".Фрагмет пособия Л.А. Комаровой "Автоматизация звука [л] в игровых упражнениях". По...

Роль продуктивной творческой деятельности детей в формировании у дошкольников социально – коммуникативной компетенции

Изобразительное творчество с его широкими психолого-педагогическими возможностями может являться одним из средств, способствующих развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми,...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....

Статья «Ролевая игра -как средство развития коммуникативной компетенции в совместной деятельности детей дошкольного возраста»

В данной работе представлена ролевая игра. Как можно развить коммуникативную компетенцию у детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку....