Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

В консультации описывается значение артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

       Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи.

 Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.

Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.

Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.

Упражнения для речевого дыхания:

  • Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  •   Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
  •  Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Техника выполнения упражнений для детей

Ребенок:

  • Набирает воздух через нос;
  • Плечики не поднимает;
  • Выдох делает длительным и плавным.

Взрослый:

  • Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.

Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:

Артикуляционные упражнения

  Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);

  Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;

Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;

  Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;  Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;

Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой)

Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);

Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.

Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи....

Будем говорить правильно! О значении артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа арт...

"Значение артикуляционных гимнастик для развития речи"

В статье раскрывается цель артикуляционных гимнастик и даются общие рекомендации по их выполнению....

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...

значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"...

Значение артикуляционной гимнастики для развития речи

Приводятся рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики...