Главные вкладки

    Будем говорить правильно! О значении артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.
    статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Соколова Юлия Александровна

    Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dlya_chego_nuzhna_artikulyatsionayagimnastika.dlya_sayta.doc244.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Для чего нужна артикуляционаягимнастика

    Своевременное овладение правильной и чистой речью имеет важное  значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить  неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

    Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

    Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада.

    Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем.

            Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов  звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

    При неправильном произношении звуков на подготовительном этапе звукокоррекции обязательна  артикуляционная гимнастика.

    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

    Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения определять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков

    Причины,  по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

    1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

    2.Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    3.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, четко и красиво.

    Рекомендации к проведению упражнений. 

    Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как  ребёнку необходим зрительный контроль. После того как ребёнок освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие  вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

    Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно , иначе занятия не имеют смысла.

     - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

     - Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

    В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

    Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и ребёнок не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится специальный массаж.

    Требования, которые необходимо предъявлять к проведению артикуляционных упражнений

    1 Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

    2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

    Общий комплекс артикуляционной гимнастики

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка.jpg

    Пример статических упражнений.

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка2.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка3.jpg

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка4.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка5.jpg

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка6.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка7.jpg

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\картинка8.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\к8.jpg

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img12.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img13.jpg

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img14.jpg                C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img15.jpg

    C:\Users\SERGIOFALCONE\Desktop\img17.jpg

             Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название коартикуляции).

     Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно, чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид работы.

     Уделять внимание формированию кинестетических ощущений, кинестетического анализа и представлений.

     По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

    Спасибо за внимание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»

    «Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

    Кружок по развитию речи «Будем говорить правильно» во 2 младшей группе

    Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...

    Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения

    В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

    "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"

    Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...

    Кружок по развитию речи "Будем говорить правильно" во второй младшей группе

    Задачи программыОбучающие:1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»

    Использование программы в образовательной деятельности  предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....