Программа индивидуальной логопедической работы учителя – логопеда
методическая разработка по логопедии
создание условий для постановки и автоматизации звука [Л] в словах, слогах, начале слов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа индивидуальной логопедической работы учителя – логопеда Казаковой С.В. с воспитанницей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
- Название программы: «Произношение»
- Пояснительная записка:
Актуальность: данная программа составлена на основе АОП ДО для детей с ТНР и рекомендаций ЦПМПК. Учитывая возраст, возможности, темп обучения ребенка программа позволяет адаптировать индивидуальные занятия, создать условия для коррекции звука [Л] и дальнейшего эффективного освоения образовательной программы.
Адресат: Дарина З., #1075;., 5л. 2 мес. (на момент реализации программы)
Логопедическое представление на дошкольника по результатам обследования
Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции.
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, речевая моторика развита недостаточно: движения губ, языка медленные.
Звукопроизношение: л-в, ль-0, р-0, рь-ль.
Фонематический слух. Недостаточно сформирован: допускает ошибки при повторении звукокомплексов (УИО-ИО), оппозиционных слогов (па-ба=ба-ба).
Состояние слоговой структуры слова. Нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении сложных слов.
Связная речь: серию сюжетных картинок выложила с помощью, рассказ «Снеговик» состоял из одного предложения: «Епит он снегака». При пересказе рассказа «Муравей», после 2 прочтения использовала только простые предложения: «Мумей тащив сено. И они помогаи». Рассказы по картинкам бедны.
Словарный запас. Словарь требует пополнения. Обобщающими понятиями не владеет: перечисляет изображенные предметы; детенышей животных, времена года, части предмета называет неверно (у кошки-котик, крышка у чайника-куг, осень-ночь), относительные прилагательные не использует, знает и называет основные цвета. Антонимы понимает, но не называет. Признаки и действия к предмету стереотипные (собака вает).
Грамматический строй речи. Недостаточно сформирован: допускала ошибки в словоизменении существительных по числам (5 куквы), испытывала затруднения в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (стол-маенький стов).
Общее звучание речи. Голос негромкий. Произношение звуков неразборчивое.
Понимание обращенной речи: речь понимает в полном объеме, двухступенчатые инструкции выполняет, но нуждается в неоднократном повторении задания.
Общая и мелкая моторика. Ведущая рука–правша. Координация без особенностей. Тонкая моторика развита слабо: затрудняется в штриховке, движения неточные.
Заключение. ОНР (III уровень речевого развития). Параротацизм, параламбдацизм.
Объем программы: 10 часов (с по );
Режим занятий
Форма организации обучения – индивидуальная. Занятия проводятся 3 раза в неделю, в первой половине дня по 15 минут, во второй половине дня с ребёнком занимаются воспитатели по рекомендациям учителя-логопеда 2 раза в неделю.
- Цель программы: создание условий для постановки и автоматизации звука [Л] в словах, слогах, начале слов.
Задачи:
#1042;ключить ребенка в целенаправленный логопедический процесс, создать мотивацию к занятиям;
#1056;азвивать подвижность органов артикуляционного аппарата и тонкой моторики;
#1057;пособствовать развитию правильного речевого дыхания;
#1047;акреплять навык произнесения поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
#1056;азвивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
#1060;ормировать грамматический строй речи;
#1059;точнить и расширить словарный запас по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты.
Содержание программы:
Календарно-тематическое планирование
Обозначения: артикуляционная гимнастика-АГ, пальчиковая гимнастика-ПГ, фонематический слух-ФС
№ | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание: методы, приемы коррекционно- педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно- пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный материал) |
1, 2 | Подготовка к постановке звука [л] | Вызвать интерес к занятиям в кабинете логопеда. Формировать ритмическую сторону речи Закрепить название частей лица и артикуляционных органов. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука: -формировать правильное дыхание и длительный ротовой выдох. -развивать мимическую мускулатуру. -активизировать речевую зону. Развивать ФС-создавая слуховой образ звука. Развивать слуховое внимание, моторику | Экскурсия по кабинету со сказочным персонажем. Упражнение «Назови Лунтику свое имя» (ритмическое произнесение имени) Упражнение «Повтори» АГ: «Улыбка»-«Хоботок», «Заборчик», «Лопаточка», «Накажи язык», «Болтушка», «Качели», «Парус» Дыхательная гимнастика: «Покачай игрушку» (положение «лежа») «Листопад» (сдуй листочки с ладошки) Мимическая гимнастика, самомассаж. ПГ: «Пальчики здороваются», «Пальчики встречаются» Словесные игры «Поймай звук Л» в потоке звуков, в начале слов Положительное подкрепление правильного ответа Упражнение "Чудо - дерево" (укрась дерево ни зелеными ни красными листьями, если я правильно произнесу слово относящееся к признакам осени) Рефлексия | Игровой персонаж Лунтик. Интерактивная игра «Лунтик показывает, где живут звуки» Набор деревянных фигурок «Тимоша» Игрушка Лунтик Бумажные осенние листья. Зеркало На столе бумажные осенние листья. Картинка дерева и карандаши: желтые, красные, зеленые. |
3 | Подготовка к постановке звука [л] | Поддерживать интерес к обучению и работе с логопедом. Подготовить артикуляционный аппарат: -АГ -самомассаж -дыхание Формировать ритмическую сторону речи Развивать слуховое внимание, мышление, словарь. | Упражнение «Позитивные мысли» (для чего предметы?) «Лопатка», «Улыбочка», «Почистим верхние зубки», «Покусаем язычок», «Парус». «Лепим вареники»(губы» «Дождь»(щеки) «Расческа» (язык) «Вилочка» (уши) «Сдуй с зонтика капли дождя». Упражнение «Прослушай, повтори» (покажи карточку с количеством ударов - опора на наглядность) Речевая игра «Подскажи словечко» (лексическая тема: «Осень») Рефлексия | Набор предметов для занятия (деревянные фигурки для АГ, тренажеры для дыхания) Зеркало. Предметные картинки и фигурки для выполнения АГ, картинка зонтика с каплями дождя Карточка с точками Карточки-подсказки |
4 | Постановка звука [Л] изолированно | Развивать подвижности артикуляционного аппарата, правильного дыхания, тонкой моторики. Формировать ритмическую сторону речи Познакомить с правильной артикуляцией звука [л] Вызвать звук Закрепить изолированное произнесение Развивать слуховое внимание, мышление, словарь. | Игровой прием «Научи Лунтика» АГ: «Улыбка», «Заборчик», «Болтушка», «Качели», «Маляр», «Парус», «Покусаем язычок». «Воздушный тренажер» Упражнение «Покажи карточку с цифрой» - сколько ударов ты слышишь (с опорой на наглядность) Упражнение «Делай, как я» (изучение профиля звука по плану: положение губ; положение зубов; положение языка; участие голосовых складок; характер выдыхаемой струи) От артикуляционного упражнения «Накажи язык» (межзубное) Упражнение -бродилка«Помоги Лунтику добраться до дома» Речевая игра «Продолжи ряд»( лексическая тема «Овощи») Рефлексия | Игрушка Лунтик, логопедическое зеркало, сухой бассейн с фигурками для выполнения АГ Заготовки для изготовления личного тренажера для развития речевого дыхания. Цифры Логопедическое зеркало. Профиль звука, лэпбук Зеркало-подражание логопеду Лэпбук «Лунтик играет со звуком Л» (гудим с зажатым языком) Картинки овощи. |
5 | Постановка звука [Л] (от межзубного-продолжение) | Подготовить артикуляционный аппарат: -самомассаж -дыхание Формировать ритмическую сторону речи Вызвать звук с помощью специального упражнения Узнавать по беззвучной артикуляции и воспроизводить гласные звуки громко-тихо Активизировать речевую зону Развивать слуховое внимание, мышление, словарь. | АГ: «Лопатка», «Улыбочка», «Почистим верхние зубки», «Покусаем язычок», «Парус». «Лепим вареники»(губы» «Дождь»(щеки) «Расческа» (язык) «Вилочка» (уши) «Вертушка» (нос вдох, рот выдох; контроль- плечи) Упражнение «Стукни, хлопни, топни» (прослушай звуки повтори серию -без опоры на наглядность) «Покатай Лунтика на самолете» (от звука Ы-кончик языка прикусить) Упражнение «Звук у телевизора сломался» Пальчиковая гимнастика: «Вращалочки»,«Бегуны» Загадки лексическая тема «Овощи» Рефлексия | Зеркало. Предметные картинки и фигурки для выполнения АГ Зеркало Зонд-вертушка Камешки Марблс Картинка -Лунтик на самолете летит по облакам Картинка телевизора и обозначения гласных звуков по Ткаченко Картинки |
6 | Автоматизация звука [Л] в прямых слогах | Продолжать развивать артикуляционную моторику: -самомассаж -дыхание Развивать ФС Активизировать речевую зону. Учить правильно, произносить звук Л в слогах ЛА, ЛЫ с разной интонационной выразительностью Развивать внимание, память Формировать ритмическую сторону речи | Игровой прием- выполни просьбу сказочного персонажа. АГ: «Лопатка», «Улыбочка», «Почистим верхние зубки», «Покусаем язычок», «Парус». «Лепим вареники»(губы» «Дождь»(щеки) «Расческа» (язык) «Вилочка» (уши) Компьютерная технология:Игра «Задуй свечу»
Упражнение « Ловим звук Л» ( в прямых слогах с гласными Ы , А) Метод «положительное подтверждение правильного ответа» Логопед произносит правильно и не правильно, ребенок хлопает на правильно произнесённый звук-кладет камешек) Повторение предыдущих ПГ Упражнение «Лесенка» (от межзубного сопровождая обозначениями гласных по Ткаченко) Словесная игра «Запомни, повтори, отхлопай, запиши» (слова –«Овощи» менять порядок) (запись условными знаками) Рефлексия | Зеркало, фигурки для выполнения АГ Зеркало Ноутбук Камешки Марблс Лэпбук «Лунтик» Картинки Карандаш |
7 | Автоматизация звука [Л] в прямых слогах | Продолжать развивать артикуляционную моторику: -самомассаж -дыхание Развивать ФС Развивать тонкую моторику Учить правильно, произносить звук Л в слогах ЛА, ЛЫ с разной интонационной выразительностью Развивать внимание, память Формировать ритмическую сторону речи | АГ «Лепим вареники»(губы» «Дождь»(щеки) «Расческа» (язык) «Вилочка» (уши) Компьютерная технология. Игра «Горячий чай» Упражнение « Ловим звук Л» ( в прямых слогах с гласными О, У,Ы) ПГ «Хозяйка с базара пришла» Упражнение «Лесенка» (от межзубного сопровождая обозначениями гласных по Ткаченко) Словесная игра «Запомни, повтори, отхлопай, запиши» (слова по теме «Фрукты» менять порядок) Рефлексия | Зеркало, фигурки для выполнения АГ Зеркало Ноутбук Камешки Марблс Мнемотаблица Лэпбук «Лунтик» Картинки Карандаш |
8 | Автоматизация звука [Л] в начале слова на слог ЛА | Продолжать совершенствовать артикуляционную моторику -уточнить навык произношения звука в слогах -развивать просодическую сторону речи Развивать ФС (определение наличия звука [л] в слове) Автоматизировать звук [л] в словах начинающихся на слог ЛА+ употреблять правильную форму существительного в Р.п Закрепить название фруктов, развивать мышление, тонкую моторику | АГ для Л Игра «Ступеньки» (Ребенок кладет и проговаривает слог); Произнесение слогов ЛА, ЛЫ
Дидактическая игра «Поймай слово со звуком Л» Упражнение «Подари слово Лунтику (лабиринт №1) Упражнение «Чего не стало у Лунтика» Дидактическая игра «Собери фрукты» Рефлексия | Зеркало, лэпбук Ступеньки из деревянного конструктора. Лэпбук-карточки из «Альбома дошкольника» Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л», карточка, закрывающая картинки Пазлы |
9 | Автоматизация звука [Л] в начале слова на слоги ЛО ЛУ ЛЫ | Продолжать совершенствовать артикуляционную моторику Развивать ФС (повторение цепочки слогов, слов со звуком [л]) Закреплять произношение звука [Л] в начале слов на слог ЛА Автоматизировать звук [л] в словах начинающихся на слоги ЛУ ЛО ЛЫ Формировать грамматические категории (словоизменение, слова со звуком Л в начале ) Развивать внимание, память, учить согласовывать существительное с прилагательным | Упражнения АГ Упражнение «Закончи слово», «Запомни, повтори!» Упражнения с Лабиринтом №1 «Загадки», «Эхо», «Мой моя мои» Упражнение «Подари слово Лунтику (лабиринт №2, Комарова) Упражнение « Лунтик в гостях у гномов» (логопед большой предмет, ребенок маленький) Упражнение «Я угощу Лунтика» (тема «Фрукты») Рефлексия | Зеркало, предметные картинки и фигурки для выполнения АГ Камешки Марблс Альбом дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л», Лэпбук-карточки из Альбома дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л», Лэпбук-карточки из Альбома дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л», (слоги ЛА ЛО ЛУ ЛЫ) Корзинка, муляжи фруктов |
10 | Автоматизация звука [Л] в начале слова | Продолжать совершенствовать артикуляционную моторику Развивать ФС (повторение цепочки слов со звуком [л]) Закреплять правильное произношение звука [Л] в начале слов Формировать грамматические категории (согласование количественных числительных и существительных) Автоматизировать в словосочетаниях и предложениях Развивать внимание, память, учить дифференцировать понятия | Упражнения АГ Упражнение « Повтори за мной!» Упражнения с Лабиринтом №1,2 «Назови картинки» Игра «1-2-5-9» Упражнения «Закончи предложение», «Измени предложение» Дидактическая игра «Корзинка-ящик» (лексические темы «Овощи» «Фрукты») Рефлексия | Зеркало, предметные картинки и фигурки для выполнения АГ Камешки Марблс Альбом дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л», Лэпбук Лэпбук-карточки из Альбома дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л», (слоги ЛА ЛО ЛУ ЛЫ) Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми Жихарева-Норкина Корзинка, ящик,муляжи фруктов и овощей |
- Планируемые результаты реализации программы:
-у ребенка сформирован интерес к логопедическим занятиям;
-ребенок знает правильный уклад для произношения звука Л;
- у ребенка сформирована артикуляционная моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звука;
-ребенок правильно произносит поставленный звук (изолированно, в слоге, в начале слов), замечает ошибки в звукопроизношении;
-ребенок овладевает простыми формами фонематического анализа и навыками словообразования;
-у ребенка расширен словарь по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».
#1059;словия реализации программы:
Информационно-методическое обеспечение:
-учебно-методические пособия
Материально-техническое обеспечение:
-мебель
-игрушки
Вспомогательное оборудование:
-ноутбук
Особенности реализации программы:
Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении десяти индивидуальных занятий. Программный материал подобран в определённой последовательности, учитывает возрастные особенности, дидактические принципы обучения, учебная нагрузка дозирована с учётом темпа и работоспособности ребёнка. Каждое занятие проводится в игровой форме, с созданием проблемной ситуации, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему усвоению материала. Чередование учебных видов деятельности с играми и упражнениями обеспечивает эмоциональный комфорт. Предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития».
#1054;ценка результативности прохождения программы: осуществляется через беседы, совместные речевые игры, наблюдения за ребенком во время групповых индивидуальных занятий, орг. моментов и используется для корректировки дальнейшей деятельности.
#1051;итература:
#1058;. А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». – М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002.
#1050;оноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1998. – 136 с.
#1050;омарова Л.А. Автоматизация звука «л» в игровых упражнениях.
4. Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.
Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....

Индивидуальный план работы учителя-логопеда
Индивидуальный план работыучителя-логопедана тему: Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми...

Индивидуальный план работы учителя-логопеда на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Представлен индивидуальный план работы учителя-логопеда по повышению профессионального уровня...
Индивидуальный план работы учителя-логопеда на межаттестационный период по повышению профессионального уровня
Представлен индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня...

Календарный план логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ на 2020 – 2021учебный год
Календарный план работы учителя - логопеда на логопедическом пункте ДОУ...
Конспекты индивидуальных логопедических занятий учителя логопеда с детьми дошкольного возраста
подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; анализ звукового сочетания, состоящег...

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....
