Программа индивидуальной логопедической работы учителя – логопеда
методическая разработка по логопедии

Казакова Светлана Викторовна

создание условий для постановки и автоматизации звука [Л] в словах, слогах, начале слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной логопедической работы учителя – логопеда Казаковой С.В. с воспитанницей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

  1. Название программы: «Произношение»
  2. Пояснительная записка:

Актуальность: данная программа составлена на основе АОП ДО для детей с ТНР и рекомендаций ЦПМПК. Учитывая возраст, возможности, темп обучения ребенка программа позволяет адаптировать индивидуальные занятия, создать условия для коррекции звука [Л] и дальнейшего эффективного освоения образовательной программы.

Адресат: Дарина З., #1075;., 5л. 2 мес. (на момент реализации программы)

Логопедическое представление на дошкольника по результатам обследования

Строение и состояние двигательных функций органов артикуляции.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, речевая моторика развита недостаточно: движения губ, языка медленные.

Звукопроизношение: л-в, ль-0, р-0, рь-ль.

Фонематический слух. Недостаточно сформирован: допускает ошибки при повторении звукокомплексов (УИО-ИО), оппозиционных слогов (па-ба=ба-ба).

Состояние слоговой структуры слова. Нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении сложных слов.

Связная речь: серию сюжетных картинок выложила с помощью, рассказ «Снеговик» состоял из одного предложения: «Епит он снегака». При пересказе рассказа «Муравей», после 2 прочтения использовала только простые предложения: «Мумей тащив сено. И они помогаи». Рассказы по картинкам бедны.

Словарный запас. Словарь требует пополнения. Обобщающими понятиями не владеет: перечисляет изображенные предметы; детенышей животных, времена года, части предмета называет неверно (у кошки-котик, крышка у чайника-куг, осень-ночь), относительные прилагательные не использует, знает и называет основные цвета. Антонимы понимает, но не называет. Признаки и действия к предмету стереотипные (собака вает).

Грамматический строй речи. Недостаточно сформирован: допускала ошибки в словоизменении существительных по числам (5 куквы), испытывала затруднения в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (стол-маенький стов).

Общее звучание речи. Голос негромкий. Произношение звуков неразборчивое.

Понимание обращенной речи: речь понимает в полном объеме, двухступенчатые инструкции выполняет, но нуждается в неоднократном повторении задания.

Общая и мелкая моторика. Ведущая рука–правша. Координация без особенностей. Тонкая моторика развита слабо: затрудняется в штриховке, движения неточные.

Заключение. ОНР (III уровень речевого развития). Параротацизм, параламбдацизм.

Объем программы: 10 часов (с по );

Режим занятий

Форма организации обучения – индивидуальная. Занятия проводятся 3 раза в неделю, в первой половине дня по 15 минут, во второй половине дня с ребёнком занимаются воспитатели по рекомендациям учителя-логопеда 2 раза в неделю.

  1. Цель программы: создание условий для постановки и автоматизации звука [Л] в словах, слогах, начале слов.

Задачи:

#1042;ключить ребенка в целенаправленный логопедический процесс, создать мотивацию к занятиям;

#1056;азвивать подвижность органов артикуляционного аппарата и тонкой моторики;

#1057;пособствовать развитию правильного речевого дыхания;

#1047;акреплять навык произнесения поставленного звука изолированно, в слогах, словах;

#1056;азвивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

#1060;ормировать грамматический строй речи;

#1059;точнить и расширить словарный запас по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты.

  1. Содержание программы:

Календарно-тематическое планирование

Обозначения: артикуляционная гимнастика-АГ, пальчиковая гимнастика-ПГ, фонематический слух-ФС

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы, приемы коррекционно- педагогического воздействия (упражнения, игры, практические

работы)

Развивающая предметно- пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный, демонстрационный

материал)

1, 2

Подготовка к постановке звука [л]

Вызвать интерес к занятиям в кабинете логопеда.

Формировать ритмическую сторону речи

Закрепить название частей лица и артикуляционных органов.

Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука:

-формировать правильное дыхание и длительный ротовой выдох.

-развивать мимическую мускулатуру.

-активизировать речевую зону.

Развивать ФС-создавая слуховой образ звука.

Развивать слуховое внимание, моторику

Экскурсия по кабинету со сказочным персонажем.

Упражнение «Назови Лунтику свое имя» (ритмическое произнесение имени)

Упражнение «Повтори»

АГ:

«Улыбка»-«Хоботок»,

«Заборчик», «Лопаточка», «Накажи язык», «Болтушка»,

«Качели», «Парус»

Дыхательная гимнастика: «Покачай игрушку» (положение «лежа»)

«Листопад» (сдуй листочки с ладошки)

Мимическая гимнастика,

самомассаж.

ПГ: «Пальчики здороваются», «Пальчики встречаются»

Словесные игры «Поймай звук Л» в потоке звуков, в начале слов Положительное подкрепление правильного ответа

Упражнение

"Чудо - дерево"

(укрась дерево ни зелеными ни красными листьями, если я правильно произнесу слово относящееся к признакам осени)

Рефлексия

Игровой персонаж Лунтик.

Интерактивная игра «Лунтик показывает, где живут звуки»

Набор деревянных фигурок «Тимоша»

Игрушка Лунтик

Бумажные осенние листья.

Зеркало

На столе бумажные осенние листья.

Картинка дерева и карандаши: желтые, красные, зеленые.

3

Подготовка к постановке звука [л]

Поддерживать интерес к обучению и работе с логопедом.

Подготовить артикуляционный

аппарат:

-АГ

-самомассаж

-дыхание

Формировать ритмическую сторону речи

Развивать слуховое внимание, мышление, словарь.

Упражнение «Позитивные мысли»

(для чего предметы?)

«Лопатка»,

«Улыбочка»,

«Почистим верхние зубки»,

«Покусаем язычок»,

«Парус».

«Лепим вареники»(губы»

«Дождь»(щеки)

«Расческа» (язык)

«Вилочка» (уши)

«Сдуй с зонтика капли дождя».

Упражнение «Прослушай, повтори» (покажи карточку с количеством ударов - опора на наглядность)

Речевая игра «Подскажи словечко»

(лексическая тема: «Осень»)

Рефлексия

Набор предметов для занятия (деревянные фигурки для АГ, тренажеры для дыхания)

Зеркало.

Предметные картинки и фигурки для выполнения АГ,

картинка зонтика с каплями дождя

Карточка с точками

Карточки-подсказки

4

Постановка звука [Л]

изолированно

Развивать подвижности артикуляционного аппарата, правильного дыхания, тонкой моторики.

Формировать ритмическую сторону речи

Познакомить с правильной

артикуляцией звука

[л]

Вызвать звук

Закрепить изолированное произнесение

Развивать слуховое внимание, мышление, словарь.

Игровой прием «Научи Лунтика»

АГ:

«Улыбка»,

«Заборчик»,

«Болтушка»,

«Качели»,

«Маляр»,

«Парус»,

«Покусаем язычок».

«Воздушный тренажер»

Упражнение «Покажи карточку с цифрой» - сколько ударов ты слышишь (с опорой на наглядность)

Упражнение «Делай, как я»

(изучение профиля звука по плану: положение губ;

положение зубов; положение языка; участие голосовых складок; характер выдыхаемой струи)

От артикуляционного упражнения «Накажи язык» (межзубное)

Упражнение -бродилка«Помоги Лунтику добраться до дома»

Речевая игра «Продолжи ряд»( лексическая тема «Овощи»)

Рефлексия

Игрушка Лунтик,

логопедическое зеркало, сухой бассейн с

фигурками для выполнения АГ

Заготовки для изготовления личного тренажера для развития речевого дыхания.

Цифры

Логопедическое зеркало.

Профиль звука, лэпбук

Зеркало-подражание логопеду

Лэпбук «Лунтик играет со звуком Л» (гудим с зажатым языком)

Картинки овощи.

5

Постановка звука [Л] (от межзубного-продолжение)

Подготовить артикуляционный

аппарат:

-самомассаж

-дыхание

Формировать ритмическую сторону речи

Вызвать звук с помощью специального упражнения

Узнавать по беззвучной артикуляции и воспроизводить гласные звуки громко-тихо

Активизировать речевую зону

Развивать слуховое внимание, мышление, словарь.

АГ: «Лопатка»,

«Улыбочка»,

«Почистим верхние зубки»,

«Покусаем язычок»,

«Парус».

«Лепим вареники»(губы»

«Дождь»(щеки)

«Расческа» (язык)

«Вилочка» (уши)

«Вертушка» (нос вдох, рот выдох; контроль- плечи)

Упражнение «Стукни, хлопни, топни» (прослушай звуки повтори серию -без опоры на наглядность)

«Покатай Лунтика на самолете» (от звука Ы-кончик языка прикусить)

Упражнение «Звук у телевизора сломался»

Пальчиковая гимнастика: «Вращалочки»,«Бегуны»

Загадки лексическая тема «Овощи»

Рефлексия

Зеркало.

Предметные картинки и фигурки для выполнения АГ

Зеркало

Зонд-вертушка

Камешки Марблс

Картинка -Лунтик на самолете летит по облакам

Картинка телевизора и обозначения гласных звуков по Ткаченко

Картинки

6

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах

Продолжать развивать

артикуляционную моторику:

-самомассаж

-дыхание

Развивать

ФС

Активизировать речевую зону.

Учить правильно, произносить звук Л в слогах ЛА, ЛЫ с разной интонационной выразительностью

Развивать внимание, память

Формировать ритмическую сторону речи

Игровой прием- выполни просьбу сказочного персонажа. АГ: «Лопатка»,

«Улыбочка»,

«Почистим верхние зубки»,

«Покусаем язычок»,

«Парус».

«Лепим вареники»(губы»

«Дождь»(щеки)

«Расческа» (язык)

«Вилочка» (уши)

Компьютерная технология:Игра «Задуй свечу»

Упражнение « Ловим звук Л» ( в прямых слогах с гласными Ы , А)

Метод «положительное подтверждение правильного ответа»

Логопед произносит правильно и не правильно, ребенок хлопает на правильно произнесённый звук-кладет камешек)

Повторение предыдущих ПГ

Упражнение «Лесенка»

(от межзубного сопровождая обозначениями гласных по Ткаченко)

Словесная игра «Запомни, повтори, отхлопай, запиши» (слова –«Овощи» менять порядок) (запись условными знаками)

Рефлексия

Зеркало,

фигурки для выполнения АГ

Зеркало

Ноутбук

Камешки Марблс

Лэпбук «Лунтик»

Картинки

Карандаш

7

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах

Продолжать развивать

артикуляционную моторику:

-самомассаж

-дыхание

Развивать

ФС

Развивать тонкую моторику

Учить правильно, произносить звук Л в слогах ЛА, ЛЫ с разной интонационной выразительностью

Развивать внимание, память

Формировать ритмическую сторону речи

АГ

«Лепим вареники»(губы»

«Дождь»(щеки)

«Расческа» (язык)

«Вилочка» (уши)

Компьютерная технология. Игра «Горячий чай»

Упражнение « Ловим звук Л» ( в прямых слогах с гласными О, У,Ы)

ПГ «Хозяйка с базара пришла»

Упражнение «Лесенка»

(от межзубного сопровождая обозначениями гласных по Ткаченко)

Словесная игра «Запомни, повтори, отхлопай, запиши» (слова по теме «Фрукты» менять порядок)

Рефлексия

Зеркало,

фигурки для выполнения АГ

Зеркало

Ноутбук

Камешки Марблс

Мнемотаблица

Лэпбук «Лунтик»

Картинки

Карандаш

8

Автоматизация звука [Л] в начале слова на слог ЛА

Продолжать совершенствовать артикуляционную моторику

-уточнить навык произношения звука в слогах

-развивать

просодическую сторону речи

Развивать

ФС (определение наличия звука [л] в слове)

Автоматизировать звук [л] в словах начинающихся на слог ЛА+ употреблять правильную форму существительного в Р.п

Закрепить название фруктов, развивать мышление, тонкую моторику

АГ для Л

Игра «Ступеньки» (Ребенок кладет и проговаривает слог); Произнесение слогов ЛА, ЛЫ

  • с изменением ритмического рисунка,
  • с изменением ударения;

Дидактическая игра «Поймай слово со звуком Л»

Упражнение «Подари слово Лунтику

(лабиринт №1)

Упражнение «Чего не стало у Лунтика»

Дидактическая игра «Собери фрукты»

Рефлексия

Зеркало, лэпбук

Ступеньки из деревянного конструктора.

Лэпбук-карточки из «Альбома дошкольника» Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л»,

карточка, закрывающая картинки

Пазлы

9

Автоматизация звука [Л] в начале слова на слоги ЛО ЛУ ЛЫ

Продолжать совершенствовать артикуляционную моторику

Развивать

ФС (повторение цепочки слогов, слов со звуком [л])

Закреплять произношение звука [Л]

в начале слов на слог ЛА

Автоматизировать звук [л] в словах начинающихся на слоги ЛУ ЛО ЛЫ

Формировать грамматические категории

(словоизменение, слова со звуком Л в начале )

Развивать внимание, память, учить согласовывать существительное с прилагательным

Упражнения АГ

Упражнение

«Закончи слово»,

«Запомни, повтори!»

Упражнения с Лабиринтом №1

«Загадки», «Эхо», «Мой моя мои»

Упражнение «Подари слово Лунтику

(лабиринт №2, Комарова)

Упражнение « Лунтик в гостях у гномов»

(логопед большой предмет, ребенок маленький)

Упражнение «Я угощу Лунтика» (тема «Фрукты»)

Рефлексия

Зеркало,

предметные картинки и фигурки для выполнения АГ

Камешки Марблс

Альбом дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л»,

Лэпбук-карточки из Альбома дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л»,

Лэпбук-карточки из Альбома дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л»,

(слоги ЛА ЛО ЛУ ЛЫ)

Корзинка, муляжи фруктов

10

Автоматизация звука [Л] в начале слова

Продолжать совершенствовать артикуляционную моторику

Развивать

ФС (повторение цепочки слов со звуком [л])

Закреплять правильное произношение звука [Л]

в начале слов

Формировать грамматические категории

(согласование количественных числительных и существительных)

Автоматизировать в словосочетаниях и предложениях

Развивать внимание, память, учить дифференцировать понятия

Упражнения АГ

Упражнение

« Повтори за мной!»

Упражнения с Лабиринтом №1,2

«Назови картинки»

Игра «1-2-5-9»

Упражнения «Закончи предложение», «Измени предложение»

Дидактическая игра «Корзинка-ящик»

(лексические темы

«Овощи» «Фрукты»)

Рефлексия

Зеркало,

предметные картинки и фигурки для выполнения АГ

Камешки Марблс

Альбом дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л»,

Лэпбук

Лэпбук-карточки из Альбома дошкольника Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Л»,

(слоги ЛА ЛО ЛУ ЛЫ)

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми Жихарева-Норкина

Корзинка, ящик,муляжи фруктов и овощей

  1. Планируемые результаты реализации программы:

-у ребенка сформирован интерес к логопедическим занятиям;

-ребенок знает правильный уклад для произношения звука Л;

- у ребенка сформирована артикуляционная моторика до уровня минимальной достаточности для постановки звука;

-ребенок правильно произносит поставленный звук (изолированно, в слоге, в начале слов), замечает ошибки в звукопроизношении;

-ребенок овладевает простыми формами фонематического анализа и навыками словообразования;

-у ребенка расширен словарь по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».

#1059;словия реализации программы:

Информационно-методическое обеспечение:

-учебно-методические пособия

Материально-техническое обеспечение:

-мебель

-игрушки

Вспомогательное оборудование:

-ноутбук

Особенности реализации программы:

Программа обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении десяти индивидуальных занятий. Программный материал подобран в определённой последовательности, учитывает возрастные особенности, дидактические принципы обучения, учебная нагрузка дозирована с учётом темпа и работоспособности ребёнка. Каждое занятие проводится в игровой форме, с созданием проблемной ситуации, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему усвоению материала. Чередование учебных видов деятельности с играми и упражнениями обеспечивает эмоциональный комфорт. Предметно-пространственная среда ориентирована на зону «ближайшего развития».

#1054;ценка результативности прохождения программы: осуществляется через беседы, совместные речевые игры, наблюдения за ребенком во время групповых индивидуальных занятий, орг. моментов и используется для корректировки дальнейшей деятельности.

#1051;итература:

#1058;. А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». – М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002.

#1050;оноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1998. – 136 с.

#1050;омарова Л.А. Автоматизация звука «л» в игровых упражнениях.

4. Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуально-коррекционной работы учителя - логопеда с ребёнком на учебный год.

Краткое планирование коррекционной работы с ребёнком С ОНР в логопедической группе....

Индивидуальный план работы учителя-логопеда

Индивидуальный  план работыучителя-логопедана тему: Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми...

Индивидуальный план работы учителя-логопеда на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Представлен индивидуальный план работы учителя-логопеда по повышению профессионального уровня...

Индивидуальный план работы учителя-логопеда на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

Представлен  индивидуальный план  работы по повышению профессионального  уровня...

Календарный план логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте в ДОУ на 2020 – 2021учебный год

Календарный план работы учителя - логопеда на логопедическом пункте ДОУ...

Конспекты индивидуальных логопедических занятий учителя логопеда с детьми дошкольного возраста

подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [c]; развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; развитие уверенности в своих силах; анализ звукового сочетания, состоящег...

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....