Этиология и симптоматика заикания у детей дошкольного возраста (по данным литературы)
статья по логопедии
Аннотация. В данной рассмотрены основные причины заикания у детей дошкольного возраста, его формы, симптоматика и особенности нарушения речи, а также влияние этого расстройства на развитие ребенка. Целью данной работы является систематизация знаний о заикании как речевом расстройстве.
Ключевые слова. Заикание, дошкольный возраст, речевые нарушения, этиология, симптоматика, невротическое заикание, неврозоподобное заикание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Этиология и симптоматика заикания у детей дошкольного возраста (по данным литературы)
Попова Анастасия Сергеевна
Студентка кафедры специальной педагогики и психологии,
Смоленский государственный университет,
РФ, г. Калининград,
Научный руководитель Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии,
Смоленский государственный университет,
РФ, г. Смоленск,
Features of speech therapy work on the development of coherent narrative speech in preschool children with stuttering
Popova Anastasia Sergeevna
Student of the Department of Special Pedagogy and Psychology,
Smolensk State University,
Russian Federation, Kaliningrad,
Scientific supervisor Krylova Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology,
Smolensk State University,
Russian Federation, Smolensk,
Ключевые слова. Заикание, дошкольный возраст, речевые нарушения, этиология, симптоматика, невротическое заикание, неврозоподобное заикание.
Annotation. This article examines the main causes of stuttering in preschool children, its forms, symptoms and features of speech disorders, as well as the impact of this disorder on child development. The purpose of this work is to systematize knowledge about stuttering as a speech disorder.
Keywords. Stuttering, preschool age, speech disorders, etiology, symptoms, neurotic stuttering, neurosis-like stuttering.
Речь является одним из важнейших способов общения и основой для формирования социальных связей, познавательной активности и эмоционального развития ребёнка. Формирование речи у детей дошкольного возраста - это один из ключевых аспектов их общего развития, который включает в себя не только овладение фонетическими и грамматическими структурами языка, но и развитие коммуникативных навыков. В этом возрасте происходит активное освоение речевых средств, что позволяет детям выражать свои мысли, чувства и потребности, а также взаимодействовать с окружающими.
Однако у некоторых детей возникают различные речевые нарушения, среди которых заикание занимает особое место. Заикание - одно из наиболее длительно протекающих нарушений речи, которое характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности речи. Н.А. Власова считает, что заикание, начавшееся в раннем детстве - эволюционное или возрастное, оно отличается от заикания стойкого, возникающее при различных органических заболеваниях головного мозга тем, что может исчезнуть самостоятельно, не оставив следа.
По данным исследований, заикание встречается у 5-10% детей в дошкольном возрасте, причём у большинства из них оно проходит самостоятельно. Однако у 1% детей заикание становится хроническим и требует специального вмешательства.
Наука выделяет две основные формы заикания: невротическую и неврозоподобную. [5, с. 3]
При невротической форме заикание возникает в возрасте 2-6 лет и его возникновению предшествуют либо сильный испуг, либо длительная травматизация ребёнка. Раннее психофизическое развитие таких детей не имеет отклонений от нормы. Однако, в речевом онтогенезе у них прослеживаются определённые особенности. Нередко наблюдается раннее развитие речи. [2, с. 246].
Неврозоподобная форма заикания чаще всего начинается у детей в возрасте 3-4 лет. В своём психофизиологическом развитии дети с неврозоподобной формой заикания находятся на нижней границе нормы. У представителей данной группы отмечаются повышенная истощаемость и утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. [2, с. 246].
Возникающие при заикании трудности не проходят бесследно для формирования личности ребенка. У части детей и подростков с случае резко выраженного дефекта возникает страх речи - логофобия, провоцируемый опасением появления новых запинок. [1, c. 53].
Что может стать причиной возникновения заикания? Причины возникновения заикания различны, но их принято подразделять на две большие группы: на предрасполагающие, или отдалённые, и производящие, или ближайшие, и производящие причины, которые уже непосредственно вызывают заикание. Предрасполагающие причины, как показывает само название, еще не приводят к появлению заикания, а только предрасполагают к нему. Это причины «отдалённые», действующие на организм ребёнка задолго до появления заикания, поэтому его наступление родители обычно никак с ними не связывают. [3, с. 7].
Предрасполагающую роль в происхождении заикания могут сыграть следующие неблагоприятные для развития речи ребенка факторы:
- отягощенная наследственность - наличие у родителей ребёнка или его близких родственников заикания, различных нервно-психических и других хронических заболеваний, которые уже изначально обусловливают некоторую ослабленность его нервной системы;
- осложненное протекание беременности и родов у матери, не приводящее, однако, к органическому поражению головного мозга ребёнка. Тем не менее это тоже может неблагоприятно сказаться на состоянии его нервной системы в смысле её неустойчивости к разного рода неблагоприятным воздействиям;
- отставание ребёнка в речевом развитии - такое отставание может значительно осложнить непростой период овладения им фразовой речью и тем самым значительно увеличить вероятность возникновения заикания. Это особенно касается нервно и соматически ослабленных детей;
- перегрузка речевым материалом - слишком раннее разучивание сложных по содержанию стихотворений с последующей демонстрацией «достижений» перед другими людьми;
- нервозная, неспокойная обстановка в семье, неправильные воспитательные приемы, что заставляет ребёнка находиться в постоянном нервном напряжении. [3, с. 8].
Производящие причины - это причины, играющие роль непосредственного толчка, приводящего к появлению заикания, поэтому только они, как правило, и учитываются родителями. Эти причины крайне разнообразны, однако большинство из них «укладывается» в описанные И. П. Павловым три основных механизма происхождения неврозов. При нормальном функционировании нервной системы возбудительные и тормозные процессы бывают хорошо уравновешены и поэтому могут беспрепятственно сменять друг друга. Постоянная смена возбуждения и торможения происходит и во время речи. Нарушение же нормального взаимодействия между этими процессами приводит к возникновению невроза (в нашем случае — невротического заикания). Такого рода «срыв» в работе нервной системы, по И. П. Павлову, может быть обусловлен следующими причинами:
- действие сверхсильного раздражителя, приводящим к перенапряжению возбудительного процесса;
- перенапряжением тормозного процесса;
- одновременным действием двух противоположных раздражителей, что приводит к так называемой сшибке возбудительного и тормозного процессов. Во всех этих случаях нарушается необходимое для нормальной работы нервной системы равновесие между возбудительным и тормозным процессами, что и приводит к возникновению невроза. [3, с. 8].
Формирование речи у детей дошкольного возраста с заиканием имеет свои особенности, которые влияют на их коммуникативные навыки. Эти особенности можно рассмотреть в нескольких аспектах: фонетическом, лексическом, и грамматическом.
1. Фонетические особенности:
- повторы звуков и слогов: дети могут повторять начальные звуки слов или целые слоги, что затрудняет плавность речи. Например, вместо слова "мама" ребенок может произнести "м-м-мама";
- блокировки: в некоторых случаях дети могут испытывать трудности с началом произнесения слова, что приводит к паузам или блокировкам. Ребёнок может пытаться сказать слово, но не может его произнести из-за напряжения;
- удлинение звуков: дети могут удлинять отдельные звуки при произнесении слов, что также нарушает ритм речи, например, слово "солнце" может звучать как "сссолнце".
2. Лексические особенности выражаются в следующем:
- ограниченный словарный запас: некоторые дети с заиканием могут избегать использования сложных или новых слов из-за страха перед возможными затруднениями в их произнесении;
- избегание определенных слов: дети могут инстинктивно избегать слова, которые они считают трудными для произношения, что также ограничивает их возможность выражать свои мысли и чувства;
- нарушение связной речи: заикание может затруднять формирование связной речи, так как ребенок может терять нить повествования из-за блокировок или повторов.
3. К грамматическим нарушениям относятся:
- трудности в построении сложных предложении: дети с заиканием могут использовать только простые предложения из-за страха перед возможными трудностями при их произнесении;
- ошибки в построении предложений: дети могут допускать ошибки в грамматике из-за стресса или волнения во время общения, а именно это может сказаться в неправильном использовании падежей или форм глаголов. [4, с. 57].
Раннее выявление и диагностика заикания имеют решающее значение для успешной коррекции речевого нарушения. В дошкольном возрасте дети находятся на этапе активного речевого развития, и любые отклонения в этом процессе могут привести к серьезным последствиям в будущем. Поэтому важно проводить своевременное обследование и мониторинг речевого развития детей, особенно тех, кто находится в группе риска.
В ходе анализа научных источников было установлено, что заикание у детей может быть связано с различными факторами. Эмоциональные факторы играют значительную роль в формировании речи: стрессовые ситуации, высокая тревожность и недостаток поддержки со стороны родителей могут усугублять проявления заикания. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к коррекции речи, который включает не только логопедические методы, но и психологическую поддержку.
Список используемой литературы
1. Пермякова Н.В. Заикание у детей: причины и профилактика// Интерактивная наука. 2023
2. Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Психологические науки. 2018
3. Парамонова Л.Г. О заикании // Л.Г. Парамонова.– СПб.: Детство-пресс, 2021. – 96с..
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998 –– 304 с.
5. Московский институт коррекционной педагогики// ДефектологияПроф, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика заикания у детей дошкольного возраста"
юлия аппель (kamu777) 12 апреля, 2012 - 08:38Категория: РодителямТеги: профилактиказаиканиекоррекционная педагогикаработа с родителямиАппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Нов...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Предлагаю разработанную систему форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.Эти признаки появляются на первых стадиях заикани...

Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста
Комплексный подход к коррекции заикания у детей дошкольного возраста...
Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста
Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска...

Предупреждение заикания у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей и педагогов по предупреждению заикания у детей дошкольного возраста....

Проблема заикания у детей дошкольного возраста по данным научно-исследовательской литературы.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи....