Роль режимных моментов в коррекции речевых нарушений детей с ОНР
статья по логопедии

Роль режимных моментов в коррекции речевых нарушений детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль режимных моментов в коррекции

речевых нарушений детей с ОНР

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с общим недоразвитием речи вне занятий проводится воспитателями в различных режимных моментах: во время одевания на прогулку или раздевания после прогулки, перед сном, при умывании или мытье рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д.

Дети с ОНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.

Все режимные моменты сопровождаются речью.

Приём детей.

Приём детей сопровождается формированием монологической речи. Как образец - это беседа педагога с родителями, а далее - беседа с ребёнком. У старших дошкольников можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детский сад, кого встретил»? Доброжелательная интонация, хорошее настроение взрослого передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас!». Если ребенка встретили ласковыми словами, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду, а значит будет желание говорить.

Утренняя гимнастика. 

Дошкольникам необходимо воспринимать словесную инструкцию педагога по выполнению упражнений, координировать движения в соответствии с ней.

Затем наступает время «утреннего круга» или «утреннего приветствия». Например, используем коммуникативно - ритмическую игру:

Здравствуйте, глазки, вы проснулись,

Здравствуйте, ушки, вы проснулись,

Здравствуйте, ручки, вы проснулись,

Здравствуйте, ножки, вы проснулись!

Глазки смотрят, ушки слышат,

Ручки хлопают. Ножки топают,

Я проснулся!

Все берутся за руки, создавая общий круг:

Утро настало, солнышко встало,

Все мы проснулись, вместе собрались!

Здравствуй, Анечка; здравствуй, Злата; здравствуй, Настя (и т. д.)

Умывание. 

Необходимо проговаривание действий, которые выполняют воспитатель и дети. Например, когда дети умываются, педагог должен задавать детям вопросы, предполагающие употребление детьми в ответах грамматических конструкций, включающих глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? - Я мою руки (лицо, шею, уши); - Что ты сделал? - Я помыл руки. - Чем ты мыл руки? – Я мыл руки водой, мылом. – Чем ты вытирался? – Я вытирался полотенцем.

Задаются вопросы описательного характера: - Какое мыло? (душистое, белое, розовое, туалетное); - Вытираются полотенцем каким? (полотенцем белым, чистым, с полосками…). Сопровождается умывание потешками, присказками в зависимости от возраста детей.

Подготовка к приёму пищи. 

При подготовке к завтраку, обеду или ужину педагог должен стимулировать детей к оречевлению действий дежурных, следить за правильным использованием лексики, связанной с понятием посуда и ее видов. При сервировке стола - использовать пространственную лексику, обучать этикету. Обучение приемам правильной сервировки (последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды) также способствуют развитию мелкой моторики рук.

Приём пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).

Дети используют лексику, связанную с темами: «Посуда. Столовые приборы. Продукты питания». В данный режимный момент отрабатываются родственные слова, относительные прилагательные, согласование существительный с прилагательными, числительными, использование предлогов, сложно подчинённых предложений и т.п. Педагог может обсудить с детьми меню, закрепив при этом умение образовывать относительные прилагательные: «Сегодня на завтрак каша из риса. Это какая каша? – Рисовая. Сегодня на полдник кисель из вишни. Это какой кисель? – Вишнёвый» и т.д.

Образовательная деятельность – все занятия направлены на всестороннюю коррекцию речи дошкольников. 

Подготовка к прогулке. 

Закрепляется у дошкольников правильное употребление лексики, грамматики в рамках лексических тем: «Одежда», «Обувь», глаголов «надевать – одевать» и т.д. Во время одевания педагог многократно проговаривает названия предметов (шуба, шапка, куртка ...), произнося диалог - образец, в процессе которого педагог спрашивает и сам отвечает. Названия предметов произносятся медленно и четко. Например: «Что мы достали? Куртку. - Что это? Куртка. - Что сейчас мы надели? Куртку». Такие прямые инструкции как «Скажи», «Повтори» не используются. Употребляются существительные в ед. и мн. ч., существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, отрабатывается согласование существительных с местоимениями «мой, моя, моё», существительных с прилагательными, употребление относительных прилагательных, употребление распространённых и сложных предложений и т.п. Формируются умения правильно попросить о помощи: диалогическая речь.

Прогулка. 

В процессе прогулок проговариваются погодные условия, особенности времени года, обращается внимание детей на те или иные изменения, проводятся игры по тематике. При организации любых видов наблюдений используется художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Подвижные игры, деятельность в природе (труд, дежурство, поручения, наблюдения, игры, экспериментирование) сопровождается речью и способствуют:

  • обогащению связной речи (описание растений и животных, рассказы о выполненной работе, эксперименте);
  • развитию лексики (признаки растений и др.);
  • развитию словаря (названия растений и животных, подбор синонимов, антонимов и т.п.);
  • употреблению предложно падежных конструкций и т.д.;
  • формированию трудовых навыков, что благоприятно сказывается на развитии психических процессов - внимания, воли, памяти, мышления, становлению физических качеств (силы, выносливости, ловкости), а также укреплению рук и плечевого пояса, развитию мелкой моторики (работа с инструментами).

Подготовка ко сну. 

Закрепляется у дошкольников правильное употребление лексики, грамматики в рамках лексических тем: «Одежда», «Обувь», глаголов «надевать – одевать» и т.д. Сопровождается потешками, колыбельными, чтением сказок и т.п. 

Во всех режимных моментах разговор с детьми организуется по вопросам педагога с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

В заключении, необходимо отметить, что продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Все режимные моменты должны быть ненавязчиво, как бы незаметно для дошкольника с ОНР подчинены коррекции и автоматизации речи.

Подготовил учитель-логопед Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....

Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

Роль родителей в коррекции речевых нарушений детей

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании....

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

"Использование режимных моментов в коррекции речевых нарушений"

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед ...

Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов

В статье говориться о важности оказания ранней помощи детям от многоплодной беременности, необходимости взаимодействия специалистов ДОО и родителей, отражены основные векторы воспитательнрй и коррекци...