Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.
статья по логопедии по теме

В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.2.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1386

Северного окружного управления образования г. Москвы

Преемственность в работе логопеда и воспитателя

 Использование режимных моментов в коррекции

речи заикающихся детей

(из опыта работы воспитателя Бурцевой Л.И.)

г. Москва


В логопедические группы для детей с заиканием принимаются дети, имеющие помимо основного дефекта заикание недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи. Одним из условий успешного преодоления речевого дефекта у детей является тесное взаимодействие в коррекционном процессе логопеда и воспитателя.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению заикания у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

  • закрепление навыков речи без заикания;
  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики; освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
  • закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
  • закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
  • закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической форм связной речи;
  • обучение взаимодействию и общению со взрослыми и сверстниками;
  • коррекция общего и речевого поведения;
  • развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Определение содержания каждого этапа обусловлено представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. При устранении заикания дети последовательно овладевают навыками самостоятельной речи без заикания. При этом осуществляется формирование правильного произношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматического строя речи. Учитывая последовательность этапов по коррекции речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, который содержит доступные детям по сложности формы речи и усвоенные ими звуки и, по возможности, исключает ещё не изученные.

От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с заиканием. Поскольку выполнение действий или опора на наглядность при продуцировании высказываний облегчают речь детей и способствуют предотвращению появлению запинок.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых и  индивидуально-типологических особенностей у детей. Это объясняется наличием различия в структуре и тяжести речевого дефекта и неодновременностью его преодоления на логопедических занятиях. Кроме того у детей с заиканием наблюдается различная степень выраженности особенностей внеречевых процессов и деятельности. Поэтому, осуществляя принцип индивидуального подхода, воспитатель должен знать и учитывать особенности речевой и внеречевой деятельности детей в коррекционной работе.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе для детей с заиканием является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

В начале учебного года проводится обследование поступивших детей. Логопед в ходе обследования выясняет уровень доступной ребенку речи, состояние его лексико-грамматической и звуковой сторон речи. А воспитатель отмечает степень сформированности общей и мелкой моторики, умений и навыков изодеятельности, фиксирует особенности внеречевых процессов (повышенную возбудимость, импульсивность, неустойчивость внимания, трудности переключения внимания, снижение работоспособности, быструю истощаемость).

В это же время воспитатели в группе создают условия, при которых дети пользуются речью в ограниченном объеме. По окончании обследования воспитатели и логопеды делятся друг с другом результатами обследования. Это помогает более полно представить личность заикающегося ребенка и выбрать оптимальные пути коррекционного воздействия.

Коррекционное воздействие осуществляется на занятиях. Воспитатель обязательно присутствует на занятиях логопеда, делает записи. Отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Воспитатель, создавая условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывает и поддерживает речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
  •  побуждает внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
  • создает ситуации общения;
  • формирует у детей навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
  • организовывает игры на развитие звуковой культуры речи;
  • привлекает внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
  • проводит работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
  • привлекает внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим с учётом лексических тем; пополняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Логопед на фронтальных занятиях знакомит детей с материалом по изучаемой теме, упражняет их в правильной речи и отрабатывает с ними материал по произношению, звуковому анализу, знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий руководствуется методическими указаниями логопеда.

Процессы закрепления навыка правильной речи без заикания, правильного произношения и овладения лексико-грамматической стороной речи является объектом пристального внимания воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.

Вся работа по коррекции речи детей с заиканием осуществляется в 4 этапа. На каждом из этапов осуществляется преемственность в работе логопеда и воспитателя.

В ходе коррекционной работы воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы.

При работе над каждой темой логопед знакомит детей с названиями предметов, действий, признаков. В ходе подробного рассматривания предметов, учит их выделять их основные части, признаки, действия с ними; упражняет в практическом словоизменении, словообразовании; описании предметов, сравнении двух однородных предметов. Начинает работу над пониманием грамматического значения слова, категориального значения частей речи (значение предметности, процесса, признака), над образованием новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Воспитатель участвует в работе по активизации словаря, отрабатывает лексический материал и определённые словосочетания, ведёт работу по обогащению словарного запаса детей по лексическим темам. Продолжает работу по указанию логопеда над совершенствованием грамматического строя речи.

На последующих этапах ведется работа над связной речью (пересказ, составление рассказов, драматизация, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме), закрепляется навык речи без заикания. С этой целью воспитатель разучивает с детьми стихи и систематически обучает детей рассказыванию по картине, по серии картинок, пересказу коротких рассказов, составлению рассказов из личного опыта.

Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не тот, ни другой не подменяют друг друга.

Ниже представлено описание работы воспитателя в группе для детей с заиканием на каждом этапе коррекционного обучения.


Коррекция речи, общего и речевого поведения осуществляется воспитателем на протяжении всего рабочего дня и должна быть неразрывно связана со всеми режимными моментами. Общие задачи состоят в воспитании у заикающихся детей культурно-гигиенических навыков, укреплении физического состояния, воспитании правильных взаимоотношений и привычек собственного поведения.

В работе с заикающимися детьми режимные моменты необходимо использовать для коррекции их общего и речевого поведения и речи.

Кроме занятий и игр, в режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации правильного речевого общения без заикания: одевание детей после сна и на прогулку, раздевание перед сном и после прогулки, умывание перед каждым приемом пищи, наблюдения за явлениями в природе, окружающей жизни и живом уголке, дежурства, экскурсии внутри детского сада. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми и формировать правильную речь без заикания.

Важное значение при этом имеет организация детей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга, чтобы дети могли участвовать в разговоре. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в. речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.

Большое значение придается речи взрослых. Речь воспитателя должна быть спокойной, без раздражения, вопросы четко сформулированные, без лишних слов, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка, Т.е. давать время на обдумывание ответа, выбор слов, говорить в нормальном темпе.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.

I период обучения характеризуется ограничением речи у детей. Воспитатель следит за соблюдением режима молчания. Дети обучаются общению жестами, мимикой, прослушиванию образцовой замедленной речи педагога; воспитывается внимание к речи. Большую роль в этом играют упражнения на развитие моторики, голоса, дыхания, упражнения на расслабление. Данные упражнения сопровождаются и речью, и движениями. Дети быстро овладевают спонтанной речью. Заученная речь является одним из методов в коррекции речи заикающихся детей. Данные упражнения развивают не только речь, но и координацию движений.

Например:

Руки вперед, в кулачок,

Разжимай — и на бочок.

Руки вверх, в кулачок.

Разжимай — и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай — и на бочок.

Мы хлопаем руками

Хлоп - хлоп - хлоп.

Мы топаем ногами

Топ – топ - топ.

Мы руки поднимаем

И плавно опускаем.

Еще раз поднимаем

И быстро опускаем.

Дети слушают воспитателя и выполняют движения. Позднее дети заучивают текст упражнения и проговаривают вместе с воспитателем, одновременно выполняя движения.

В I период обучения дети знакомятся с темой" ОСЕНЬ". На всех занятиях идет речь об овощах, фруктах, деревьях, листве, грибах, о животных и т. д. Поэтому в режимные моменты воспитатель включает игры, упражнения, связанные с этой темой. Дети закрепляют названия известных предметов, знания признаков осени, уточняют строение предметов, форму, цвет, расширяют словарь (в начале в пассиве, а позднее активный словарь).

Еще одно упражнение на координацию движения и речи:

 Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Закачались веточки, 

А на ветках деточки.

Дуют сильные ветра,

Осыпается листва.

Листики кружатся,

На землю ложатся.

Дети заучивают текст или повторяют за воспитателем. На каждую строчку четверостишия выполняется движение (дует ветер нам в лицо ... - дети показывают движением рук на себя; закачалось деревцо ... - ребята покачиваются из стороны в сторону и т.д.)

На таких упражнениях хорошо прослеживается сопряжено-отраженная речь (речь детей хором совместно с воспитателем), которая допускается в начале I периода обучения детей.

В I периоде обучения, выполняя требование логопеда (сопряженно-отраженная речь), характерны такие хороводные и подвижные игры, как: " Есть у нас огород", "Сорви плод и положи в корзинку", "По лесной дорожке бегут чьи- то ножки", " У медведя во бору" и др.

Воспитатель часто прибегает к игровым приемам, сообразуя их выбор с коррекционной задачей и с речевым режимом данного периода, чтобы продолжить линию коррекционного воздействия в свободное от занятий время.

Широко используются дидактические игры. Они преследуют не только образовательные цели, но и несут в себе воспитательное значение. Дидактические игры развивают такие качества как сосредоточенность, внимание, умение быстро сообразить, вспомнить, точно ответить и т. д. На первых порах, когда самостоятельная речь детей ограничена, воспитатель использует такие игры, как: " Подбери по цвету", " Угадай, что это", " Угадай, что изменилось", " Принеси  игрушку, которую я попросила" и др.

Игра " У кого такой же лист" или" Встань около дерева".

Воспитатель на прогулке просит детей собрать разные листья.

  • Миша, ты собери листья клена.
  • Лиза, ты возьми листья березы и т. д.
  • А у меня будут листья сразу всех деревьев. Я буду показывать лист, а вы быстро сообразите, у кого есть такие листья, как мой. И по ним определите, к какому дереву нужно встать.

Дети играют, а воспитатель следит за соблюдением режима ограничения речи и за правильным выполнением задания. При этом педагог дает образец речи — медленной, протягивая гласные.

  • Листья березы у Лизы.

— Около какого дерева стоит Вика? И т.д.

Одна из задач, которая решается в детском саду, состоит в воспитании у заикающихся детей культурно-гигиенических навыков. С первых дней пребывания в детском саду воспитатели приучают детей мыть руки перед каждым приемом пищи, после посещения туалета; умываться после ночного и дневного сна; приводить себя в порядок. Детей обучают пользоваться столовыми приборами ложкой, вилкой, бумажной салфеткой и т. д.

Умывание как один из режимных моментов. В первые месяцы обучения в качестве безречевых упражнений воспитатель использует русские народные песенки.

Водичка, водичка,

Умой моё личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

К концу I периода некоторым детям становятся доступны ответы одним словом без заикания. И тогда процесс умывания может сопровождаться беседой в вопросyо-ответной форме. Воспитатель ставит конкретные вопросы и учит детей точно отвечать на них.

Например:

  • Вика, что ты делаешь?
  • Умываюсь.
  • Дима, что ты моешь?
  • Лицо (руки).
  • Чем мы моем руки, Миша?
  • Водой (мылом).
  • А какая у нас вода, Даня?
  • Теплая (холодная).
  • Марк, какое у тебя мыло?
  • Душистое (туалетное, белое).
  • Дети, чем будем вытираться?
  • Полотенцем.
  • Давайте скажем все по одному слову, какое у нас полотенце?
  •  Белое (мягкое, чистое, глаженое) и т. д.

Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Дети, которые еще не приобрели навыки пользования самостоятельной речью, внимательно слушают речь товарища и проговаривают слова вместе с воспитателем.

Большую роль в детском саду играют подвижные игры детей.

Они совершенствуют основные движения детей, повышают жизнедеятельность, воспитывают дружеские чувства, смелость, ловкость, координированность.

Наряду с этим, особое значение приобретает воспитание выдержки у заикающихся детей, самоконтроля, четкости реакций, умения точно выполнять правила игры, дети учатся поступать справедливо.

Игра" у медведя во бору".

В определенном месте сидит медведь. Дети идут по площадке, наклоняясь. Собирают грибы, проговаривая заученный текст:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня рычит.

В это время просыпается медведь, бежит за детьми, стараясь поймать их. Кого поймал, тот выходит из игры. Роль медведя исполняют разные дети.

Данная игра требует от детей быстроты реакции. В игру играем в течение недели. К концу недели можно усложнить элементы игры, изменить текст:

У медведя во бору

Все грибы я соберу.

Мы под елочку заглянем,

Мы посмотрим на поляне.

Наклоняться нам не лень

И под кустик, и под пень.

Так проводятся игры на начальном этапе обучения, когда самостоятельная речь детей допускается лишь в ограниченных пределах.

На последующих этапах обучения, когда дети уже могут пользоваться речью, ребенок называет предметы, их признаки, действия с ними.

На II этапе заикающиеся дети учатся пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью. Они отвечают на вопросы воспитателя коротко (одним словом) или подробно

(простая фраза), точно по смыслу, формулируют самостоятельно более или менее подробные ответы, подбирают простейшие варианты ответов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов на один вопрос, т. е. вариативному использованию словаря.

Чтобы максимально загрузить детей речью во внеурочное время, нам приходится обговаривать все режимные моменты, используя различные виды работы со словом : знакомство с новыми словами (понятиями), уточнение ранее усвоенных, разнообразные упражнения в словообразовании.

Словарь обогащается не только за счет слов, обозначающих предметы, название частей этих предметов, но и за счет слов признаков (цвет, форма, величина, материал), т.е. прилагательные; расширяется также и глагольный словарь и словарь признаков действий (говорю громко, провожу осторожно).

Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях логопеда по развитию речи.

Дежурство по столовой.

  • Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Миша. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.
  • Лиза, какую посуд ты расставляешь?
  • Тарелки.
  • Куда ты ставишь тарелки?
  • На стол.
  • Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?
  • Глубокие.
  • Какой формы твои тарелки?
  • Крупные.
  • Какого цвета тарелки?
  • Белые с рисунком.
  • Из какого материала сделаны тарелки?
  • Из фарфора.
  • Сколько тарелок на одном столе?
  • Две тарелки.
  • Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?
  • Ставлю осторожно.
  • Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?
  • Они бьются.
  • Миша, а что кладешь на стол ты?
  • Ложки и вилки.
  • С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?
  • Справа.
  • В какой руке дети будут держать ложку?
  • В правой руке.
  • Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?
  • Тяжелая, металлическая, блестящая и др.
  • Что мы будем делать ложкой?
  • Кушать (суп) и т. д.

Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:

  • Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?
  • Прямо (ровно).
  • Тихо (спокойно).
  • Как мы должны кушать?
  • Бесшумно.
  • Молча.
  • С закрытым ртом и т.д.

Большая роль в коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми отводится сюжетно- ролевым играм. Именно в данных играх при исполнении ребенком той или иной роли формируются положительные привычки поведения, творческая инициатива, способность самостоятельно создавать замысел игры, согласовывать друг с другом свои действия.

Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в игре ребенок может отказаться от непосредственного импульса, координируя свое поведение, каждый свой поступок с игровыми правилами.

Умелое обогащение игры и правильное руководство ею со стороны воспитателя помогает ребенку вести себя в соответствии со взятой на себя ролью. Благодаря пояснениям воспитателя одни заикающиеся учатся умерять избыточную порывистость и стремление подавлять инициативу остальных детей, другие — робкие, несмелые быть активнее, держаться свободнее. Во время сюжетно-ролевой игры дети упражняются в простейшей самостоятельной ситуативной речи.

Сюжетно-ролевая игра " Пароход ".

  • Дети, сегодня мы будем играть в игру "Пароход". В этой игре есть разные роли капитан, штурман, моряки, пассажиры и др. Сегодня капитаном будет Арсений. Когда мы будем подходить к пристани и отчаливать от нее, Сеня будет давать сигнал — длинный гудок: "У-у-у!" Во время плавания мы будем вести беседу.
  • . В какую игру мы играем, Вика?
  • Пароход.
  • Кто есть на нашем корабле? Ты кто, Георгий?
  • Я штурман.
  • А ты, Арсений? Я капитан.
  • Вика, какую роль исполнять будешь ты? Роль врача. И т. д.
  • Какие атрибуты тебе нужны, Арсений?
  • Мне нужен бинокль.
  • А тебе, Миша
  • Мне — штурвал.
  • Вика, что возьмешь ты?
  • Медицинскую сумку.
  • Что ты будешь делать, капитан, во время плавания?
  • Давать сигнал.
  • Что делают моряки на корабле?
  • Работают.
  • Чем занимается штурман Савелий?
  • Управляет (пароходом).         И т. д.
  • Итак, пароход причалил к пристани, капитан дает гудок.
  • У-у-у!
  • Дети, давайте выйдем на лужайку и соберем цветы.

(Дети отвечают на вопросы и выполняют действия).

  • Какой цветок нашла ты, Лиза?
  • Ромашку.
  • Маша, что сорвала ты?
  • Колокольчик.
  • Какой цветок нюхаешь ты, Дима?
  • Василек.
  • А он пахнет?
  • Нет, не пахнет.
  • Скажите, дети, что мы будем делать из цветов?
  • Составлять букет.
  • Плести венки.
  • Кому мы можем подарить букет цветов?
  • Маме (воспитателю и др.). И т. д.
  • Дети, слышите? Наш пароход гудит.
  • У-у-у!
  • Куда мы должны вернуться?
  • На пароход. И т.д.

На последующих этапах обучения эти игры проводятся иначе. На роль ведущего можно назначить ребенка, имеющего более высокий уровень свободной речи. Когда дети начинают свободно пользоваться контекстной речью, сюжетно - ролевые игры становятся еще более самостоятельными. Расширение знаний детей по той или иной теме способствует усложнению содержания игры. Все игровые моменты протекают с использованием самостоятельной речи детей.

III этап развития и коррекции речи, так же как и первые два, характеризуется замедленным темпом речи детей и взрослых. Большое внимание уделяется работе над интонацией и выразительностью речи. Речь детей сопровождается движением рук, туловища, головы жестами.

Дети должны научиться отвечать без заикания на вопросы воспитателя словосочетаниями и короткими фразами, распространенной фразой с опорой на наглядность. Ребята упражняются в вариативном построении фразы, т. е. подбирают на один вопрос несколько ответов, характеризующих предмет с разных сторон. Пользоваться уменьшительно - ласкательными суффиксами для образования новых слов.

Все вышеуказанные задачи воспитатель решает не только на занятиях, но и в режимных моментах. На данном этапе обучения и воспитания продолжается также планирование игр и упражнений на координацию движений, общее мышечное расслабление, а также на развитие моторики, дыхания и голоса. Например: Упражнение "Игрушки".

Встали дружно на зарядку, все игрушки по порядку:

 Ванька-встанька, быстрый конь, кукла Галя, мы с тобой.

Ванька-встанька!

Ванька-встанька!

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушный, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Конь на нас глядит сердито,

С нетерпеньем бьет копытом.

Ты уздечку только тронь,

И поскачет резвый конь.

Скок - скок - скок

Слышен топот резвых ног.

Кукла Галя ножкой топает.

Вот так топает: топ - топ - топ!

И в ладоши звонко хлопает.

Вот так хлопает: хлоп - хлоп - хлоп!

Кукле весело, кукле весело,

Машет кукла нам рукой.

Кукла кружится, вот как кружится,

Поклонилась нам с тобой.

В первой половине дня воспитатель проводит с детьми игры-драматизации: "Зверюшки-похвалюшки", "По лесной дорожке бегут чьи-то ножки " и др. Текст упражнений и игр дети или заучивают, или повторяют за воспитателем.

У заикающихся детей возникают затруднения при необходимости соблюдать определенную последовательность действий. Для формирования этой способности воспитатель пользуется каждым подходящим случаем, давая те или иные поручения. Закреплять этот навык можно во время одевания детей на прогулку, раздевания перед сном и после прогулки. Для упражнения детей в более сложной и самостоятельной речи процесс одевания обговаривается. Дети уточняют и закрепляют представления об одежде, упражняются в констатирующей речи и ответах на вопросы, используя наглядность, например:

  • Дети, кто знает, какое сейчас время года?
  • Весна.
  • А как вы догадались?
  • Тает снег.
  • Появились проталины.
  • Расцвел подснежник.
  • А какая сегодня погода?
  • Холодная (ветреная).
  • Скажите, как нужно одеться на прогулку?
  • Одеться нужно тепло.
  • Что же мы наденем с начала?
  • Мы наденем рейтузы.
  • А потом что?
  • А потом кофточку.
  • Итак, мы надели рейтузы и кофточку. Что наденем теперь?
  • Теперь наденем обувь.
  • Скажите, у кого какая обувь? Скажите по разному.
  • У меня сапожки.
  • Мои ботинки теплые.
  • Мои сапожки белые.
  • У меня красивые кроссовки.
  • Готовы мы пойти на прогулку?
  • Нет, не готовы.
  • Что еще нужно надеть?
  • Шапку.
  • И все?
  • Нет, еще пальто.
  • Скажите по-разному, у кого какая верхняя одежда? Ведь не у всех пальто. Что у тебя, Георгий?
  • У меня куртка.
  • Какая у тебя куртка?
  • Куртка утепленная.
  • Что надеваешь ты, Данила?
  • Я надеваю плащ.
  • Что ты можешь сказать о плаще?
  • Она греет. И т. д.
  • Что нам осталось надеть?
  • Завязать шарф.
  • И в последнюю очередь что наденем?
  • Мы наденем варежки.
  • Скажите, у кого какие варежки?
  • Мои варежки теплые.
  • Мои — пушистые.
  • Варежки полосатые. И т. д.
  • Итак, мы готовы и можем идти на прогулку.

Во внеурочное время воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации и игрушки с целью составления связного рассказа с помощью вопросов.

В заключение необходимо отметить, что при ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению заикания у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами.

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.


Список использованной литературы:

1. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

5. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

6. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

9. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.

10. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

11. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

12. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.

14. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

16. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

18. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

19. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

20. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

21. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

22. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М., 2000.

23. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА"

Данная работа посвящена изучению и своевременной коррекции фонетико-фонематического недоразвитии речи у детей дошкольного возраста. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя

В данном материале представлена краткая таблица по работе учителя-логопеда и воспитателей, которая, с одной стороны, разделяет, а , с другой строны, дополняет коррекционную работу по преодолению речев...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя по обогащению словарного запаса детей с ОНР ( из опыта работы )

Бедность словарного запаса у детей с ОНР порождает ряд проблем: слабую продуктивную коммуникацию, невозможность лексико - грамматически правильно оформить высказывания, затруднения в связном, фонетич...

Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848. Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».

Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при  совместной, квалифицированной, комплексной и систематической  работе логопеда, во...

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей...