Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848. Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины мира».
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Богданова Татьяна Ивановна

Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при  совместной, квалифицированной, комплексной и систематической  работе логопеда, воспитателей и родителей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_preemstvennost.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовете ГБОУ детский сад № 1848.   

Тема: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя при решении коррекционных задач через формирование целостной картины   мира».

При ОНР нарушения распространяются как на звуковую, так и на смысловую сторону (в речи детей имеются фонетико - фонетические и лексико-грамматические несовершенства).

        Воспитатель проводит совместную деятельность по развитию речи в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточнение и активизацию словарного запаса (в процессе всех режимных моментов), а так же совершенствование связной речи. А вот при знакомстве с художественной литературой (чтение, анализ рассказов, сказок и стихов) в подготовительной группе важнее ориентироваться не на  их тематическую направленность, а на возрастную и смысловую доступность, на постепенное возрастание объёма и лексической сложности текстов в течение учебного года.

Логопед заранее предлагает  воспитателям   лексическую  тема  с объёмом словаря и необходимых для закрепления у детей грамматических категорий. При этом четко формулируется  каждое  задание (Измени слово по образцу, угадай лишнее слово и объясни почему оно лишнее…). Логопед подбирает задания в зависимости от данного уровня детей. Каждый год уровень детей разный, а значит логопед вынужден постоянно менять напечатанный материал. Логопед предлагает задания и на развитие психических процессов (Подумай и ответь что бывает, а что не бывает; Подбери нужное слово ( ассоциации)…..)

        В рамках указанных лексических тем воспитателем в подготовительной группе можно использовать: - рассматривание предметов и объектов;

-рассматривание предметных и сюжетных картин;

Добавились: - составление более подробных рассказов описаний по схемам,

 - составление сравнительных рассказов о предметах и объектах,

- составление рассказов по сюжетной картине (по серии картин);

-текущие и итоговые беседы по лексическим темам;

-рассказы из коллективного опыта (из личного опыта);

- инсценировка стихотворений, рассказов, сказок; (использование элементов мультипликации)

- драматизация стихотворений, рассказов, сказок.

        Мы регулярно - раз в неделю  берём небольшой пересказ.

В подготовительной группе задача пополнения лексического запаса уже не является первоочередной, а значит пополнение и уточнение словаря не должны быть главным содержанием совместной деятельности логопеда и детей. Акцент  же делается на грамматическом оформлении слов, на коррекции аграмматизмов (нарушений  в грамматическом оформлении высказывания). Так как несформированность грамматических представлений в дошкольном возрасте неизбежно приведёт к трудностям   в овладении письменной речью. Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед, но контроль за грамматической правильностью речи детей во время совместной деятельности и в быту проводит воспитатель.

Логопед во время непосредственной совместной деятельности не ограничивается одним обобщающим понятием, а дерёт сразу несколько. Таким образом, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребёнка уточняется и пополняется без ограничений, а это расширяет познавательные рамки совместной деятельности.

Каждая грамматическая категория (рода, числа, падежа, предлога и пр.) для нормализации  требует отдельной системной и детальной отработки. Грамматические категории даются  в порядке возрастания сложности. От детей не требуется знание грамматической теории. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз, а так же воспринимали и указывали неточности, сознательно допущенные  педагогом.

При  восприятии  учебного материала детьми с ОНР следует учитывать следующие параметры: объём, скорость, уровень, устойчивость.

У некоторых детей усвоение материала вызывает трудности. Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня в так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми  детьми, фамилии которых (и задания для отработки) логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.  

Подготовка к школе детей с ОНР невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при  совместной, квалифицированной, комплексной и систематической  работе логопеда, воспитателей и родителей.  

20.02.2013.          Докладчик:  учитель - логопед  ГБОУ  детский сад № 1848 Богдановой Т.И.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей "Использование дидактических игр в коррекционной работе при устранении общего недоразвития речи на занятиях по познанию целостной картины мира в старшей группе"

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми нарушениями, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.Формир...

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе» предназначен...

Педсовет: «Развитие у детей познавательных интересов через формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Педсовет:«Развитие у детей познавательных интересов через формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Цель: систематизация знаний педагогов по формированию  целостной картины мира ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Российской армии"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР №4 в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Формированию целостной картины мира в коррекционной группе для детей с ЗПР в рамках образовательной области «Познавательное развитие» тема: «23 февраля-день рождения Росси

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо Формированию целостной картины мирав коррекционной группе для детей с ЗПР №4в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  тем...

КОНСПЕКТ НОД для детей средней группы Образовательная область Познание (Формирование целостной картины мира) тема: "Насекомые.» Составила воспитатель Смирнова О.А. ГБОУ 2075 средняя группа «Акварельки»

Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.Активизировать употребление в речи названий частей тела насек...

Консультация для воспитателей «Экспериментирование как форма познания и формирования целостной картины мира»

Кто расскажет обо всём:Отчего бывает гром,Как работают заводы,И какие там станки,И о том, как садоводы Разбивают цветники,И про север, и про юг,И про всё, что есть вокруг…Н.Найдёнова...