Из опыта работы: «Роль семьи в речевом развитии детей». Автор-составитель: учитель-логопед Башарова Светлана Явдатовна
материал по логопедии (старшая группа)
Из опыта работы: «Роль семьи в речевом развитии детей»
Практическая часть: Игровое пособие по социально-коммуникативному и речевому развитию для детей 5-7 лет «Колодец знаний»
Автор-составитель: учитель-логопед, воспитатель первой категории Башарова Светлана Явдатовна, МБДОУ «Детский сад №6 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан»
Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Я - учитель-логопед Детского сада №6 Башарова Светлана Явдатовна.
Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь. – Вы со мной согласны? –Да!
Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем». И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Но все это может иметь последствия для физического здоровья, психического развития и, прежде всего отставание в речи.
Очень много запросов от родителей почему ребенок говорит плохо, не выговаривает определенные звуки. Таких родителей я сразу приглашаю на индивидуальную консультацию совместно с ребенком. Я демонстрирую, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, на что обратить внимание и как правильно закреплять все это в домашних условиях. Меня радует, что есть заинтересованные родители, которых беспокоит речь их детей. Приходят повторно. После совместной и организованной работы, автоматизация звуков идет быстрее, что дает мне возможность начать работу с другим ребенком. Но все таки большинство детей после занятий с логопедом, выходя за дверь кабинета, быстро забывают про правильное произношение и продолжают говорить как им удобно. Здесь важно, чтобы и воспитатель группы и родитель обращали внимание и поправляли речь.
Еще одной проблемой остается формирование фонематического слуха. Например, с детьми во время игры я говорю слова, они должны показать нужную картинку. Дрова-трава, коса – коза. И очень часто ребенок ошибается. Это говорит о нарушении фонематического слуха. Чем раньше определим эту проблему, тем быстрее начнется работа. На это должны обратить внимание и родители. В 1 классе это скажется и на письме, на технике чтения и на выполнении упражнений. Советую родителям обязательно повесить на видном и доступном для ребенка месте алфавит. Чтобы запоминал как правильно пишутся буквы, что гласные выделены красным цветом, согласные – синим, зеленым, можно придумать слова со звуком. И нужно запомнить, что букву мы видим, а звук мы слышим.
Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом. Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни. В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ.
Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем богаче будет его речь.
И в заключении, скажите, можно одной ладошкой сделать звонкий хлопок? (нет) Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Педагоги, специалисты детского сада — это только одна ладошка. И какими бы сильными, творческими и мудрыми они не были, без второй ладошки (это- вы, дорогие родители) Мы бессильны. ТОЛЬКО СООБЩА, ВСЕ ВМЕСТЕ, МЫ ПРЕОДОЛЕЕМ ВСЕ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ.
Я участвовала в Региональном этапа VII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2024» в Республике Татарстан. Конкурс проводится в два тура: заочный тур и очный тур. Первый тур: заочный тур включает два конкурсных испытания: профессиональное портфолио, видео ролик группового/подгруппового занятия/ фрагмента урока. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО состоит разделах 1. Общие сведения 2. Образование 3. Работа 4. Практика образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в организации, в которой работает участник Конкурса 5. Публикации участника Конкурса 6. Результаты проектной деятельности 7. Общественная деятельност 8. Дополнительные материал (Ваше профессиональное кредо, эссе «Почему важна Ваша работа?», профессиональные и личностные ценности, наиболее вам близкие). 9. Контакты.
Я представила фрагмента интегрированной образовательной деятельности в старшей логопедической группе: Космическое путешествие «Тренировочный полет».
Я прошла в 5 (пятерку) участников в номинации «Логопед года», набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по результатам заочного тура Конкурса и принимали участие во втором туре Конкурса. Очный тур Конкурса проводится 16 мая г. Казани. Я представила на Конкурсном испытание «Мастер-класс» Логопедическое пособие по речевому развитию для детей 5-7 лет «Колодец знаний». Испытание проводился индивидуально каждый участник Конкурса по выбранной им теме, с привлечением в качестве участников других конкурсантов. Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация образовательных коррекционно-развивающих технологий (методы, эффективные приемы). Регламент: выступление участника Конкурса ‒ до 20 минут, вопросы членов жюри и ответы участника Конкурса ‒ до 5 минут.
Результат грамота победителя миниципального этапа профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2024» в Республике Татарстан и сертификат участника Регионального этапа VII Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2024» в Республике Татарстан и грамота победителя
Я предлагаю Вам пособие «Колодец знаний», которое поможет Вашему ребёнку подружиться со словом, научит рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.
Это пособие может быть интересным и полезным всем членам семьи. В него можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, в автомобиле. Карточки можно легко можно взять с собой, положив в сумку или детский рюкзак.
Пособие представляет с собой ряд карточек, на которых изображены карточки разной тематики, QR-коды.
В пособие входят 350 карточек:
Например: набора «Семья», представлены изображения Мама, папа, дочь, сын… названия написаны на трех языках, произнести, запомнить, узнать какая мама? мама добрая, хорошая, счастливая, можно составлять рассказ с наводящими вопросами. Как зовут твою маму? Какой цвет она любит… Моя мама любит зелёный цвет… повторяем всё цвета. Набор «Цвет». Кем работает твоя мама? Моя мама учитель. Набор «Профессии». В какой школе работает твоя мама. В школе номер четыре. Набор «Цифры». Какой фрукт любит твоя мама? Моя мама любит яблоко. Яблоко круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. Набор «Фрукты». Какой овощ любит мама? Мама любит помидор. Помидор круглый, красный, гладкий. Сочный, мягкий, кисло-сладкий. Он растет в огороде на грядке. Из него можно приготовить салат, сок, томатную пасту, положить в борщ. Набор «Овощи». Что вы с мамой делаете вместе? Мы с мамой вместе пьем чай. Набор «Продукты» В чем вы завариваете чай? Чай мы завариваем в заварочном чайнике. Набор «Посуда». На чем сидите? Мы сидим на стуле. Набор «Мебель». С каким бы диким животным ты сравнила бы маму? Моя мама. как белка, красивая, аккуратная. Набор «Дикие животные». Какую одежду предпочитает твоя мама? Моя мама предпочитает строгие платья. Набор «Одежда». Вот начинаем с Семьи и объединяем много различных наборов.
-18 набора по 10 карточек на русском, татарском и английском языках: «Погода», «Цифры», «Семья», «Цвета», «Одежда», «Посуда», «Профессии», «Дикие животные», «Продукты», «Птицы», «Мебель», «Праздники» «Страны-Флаги-Столицы».
- 50 карточек в наборе "Бала" входят с изображениями сюжетов популярных мультфильмов по мотивам татарских сказок.
ИНСТРУКЦИЯ: Наведите камеру смартфона или планшета на QR-код, расположенный на обороте каждой карточки и перейдите на страницу с соответствующей сказкой на сайте мультимедийной электронной библиотеки "Бала" (www.balarf.ru)
Имея несколько наборов, можно играть в логические игры:
- классификация (сортировать карточки по тематике, подбирать обобщающее название);
- четвертый лишний (из четырех карточек: три на одну тему и одна на другую, ребенок должен выбрать лишнюю и объяснить свой выбор).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторское пособие «Колодец знаний»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в речевом развитии детей средней группы
Конспект родительского собрания...
Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет
Основные факторы успешного речевого развития детей. Материал к родительскому собранию....

"Роль семьи в речевом развитии детей"
Нетрадиционная форма работы с родителями - родительский клуб....

Роль семьи в речевом развитии детей третьего года жизни
Рекомендации и упражнения для родителей по развитию речи детей...


