Проект «Коррекция речи детей дошкольного возраста с ТНР средствами здоровьесберегающих технологий».
проект по коррекционной педагогике
Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Использование в логопедической работе с детьми здоровьесберегающих технологий способствует предупреждению речевых нарушений.
Цель проекта: коррекция речи детей посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Изучить современные подходы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
2. Планировать работу по использованию здоровьесберегающих технологий.
3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.
4. Внедрить систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ТНР средствами здоровьесберегающих технологий».
Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности
Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Обоснование выбранной темы:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Использование в логопедической работе с детьми здоровьесберегающих технологий способствует предупреждению речевых нарушений.
Цель проекта: коррекция речи детей посредством здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Изучить современные подходы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
- Планировать работу по использованию здоровьесберегающих технологий.
- Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.
4. Внедрить систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Участники проекта: дети, посещающие группу комбинированной направленности, учитель –логопед, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта
1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, подбор методического и дидактического материала;
2-й этап — основной: использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ТНР, создание сборника универсальных игр;
3-й этап — заключительный: диагностирование детей, систематизация полученных данных, анализ итогов реализации проекта и их оформление в методические продукты.
Прогнозируемые результаты:
- Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
- Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
- Положительная оценка деятельности ДОУ родителями.
- Активизация педагогического потенциала родителей.
5. Заинтересованность детей в творчестве.
Описание проекта:
Первоочередная задача учителя – логопеда и воспитателя детского сада - это постановка и автоматизация звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.
В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?
Можно с уверенностью сказать, что, используя здоровьесберегающие технологии, учитель – логопед может улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр и упражнений
Цель использования здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку. Приемы, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
- Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
2. Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
3. Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
4. Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
Для проведения коррекционно - развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.
Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения грамотной и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с детьми, должен помнить: то, что дети смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.
Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, глазодвигательную гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.
Активно использую «Су-Джок терапию». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.
Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
При проведении занятий по развитию связной речи использую инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.
Активно использую лэпбуки по автоматизации звуков речи, развитию Лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи, которые создаем совместно с детьми.
План реализации проекта:
Мероприятия с педагогами:
- Семинары-практикумы
- Открытые занятия
- Мастер-классы
- Памятки педагогам
Мероприятия с родителями:
- Анкетирование родителей
- Семинары-практикумы
- Мастер-классы
- Родительские собрания
- Памятки, буклеты
Работа с детьми
- Мониторинг развития речи детей
- Занятия с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий
- Игры по развитию артикуляционного аппарата и по развитию речевого дыхания
- Игры по развитию звукопроизношения и восприятия звуков
- Конкурсы чтения стихотворений
Результаты реализации проекта
На основании мониторинга видно, что при целенаправленной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий, уровень развития детей с нарушениями речи стал более высоким. Улучшилось соматическое состояние детей. У детей улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, усилилось речевое дыхание, заметно улучшилась общая и мелкая моторика.
Привлечение родителей и других специалистов для активного участия в мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста
Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....

Проект ""Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий" (17.01.19)
Годовой проект...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологийУчитель-логопед Мятлева О.А.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — о...

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"
Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Проект "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"
Проект "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...
