Проект «Коррекция речи детей дошкольного возраста с ТНР средствами здоровьесберегающих технологий».
проект по коррекционной педагогике

Светлана Анатольевна Меньшенина

Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

Использование в логопедической работе с детьми здоровьесберегающих технологий способствует предупреждению речевых нарушений.

Цель проекта: коррекция речи детей посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Изучить современные подходы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.

2. Планировать работу по использованию здоровьесберегающих технологий.

3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.

4. Внедрить систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nozdorovesberegayushchie_tehnologii.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Коррекция речи детей дошкольного возраста с ТНР средствами здоровьесберегающих технологий».

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности

Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Обоснование выбранной темы:

Федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

Использование в логопедической работе с детьми здоровьесберегающих технологий способствует предупреждению речевых нарушений.

Цель проекта: коррекция речи детей посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Изучить современные подходы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планировать работу по использованию здоровьесберегающих технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.

4. Внедрить систему работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Участники проекта: дети, посещающие группу комбинированной направленности, учитель –логопед, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, изучение литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу, определение направлений, объекта, предмета и методов исследования, подбор методического и дидактического материала;

2-й этап — основной: использование универсальных логопедических игр при коррекции речи детей с ТНР, создание сборника универсальных игр;

3-й этап — заключительный: диагностирование детей, систематизация полученных данных, анализ итогов реализации проекта и их оформление в методические продукты.

Прогнозируемые результаты:

  1. Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
  2. Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
  3. Положительная оценка деятельности ДОУ родителями.
  4. Активизация педагогического потенциала родителей.

5. Заинтересованность детей в творчестве.

Описание проекта:

Первоочередная задача учителя – логопеда и воспитателя детского сада - это постановка и автоматизация звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.

В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Можно с уверенностью сказать, что, используя здоровьесберегающие технологии, учитель – логопед может улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр и упражнений

Цель использования здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку. Приемы, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  1. Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

2. Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

3. Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

4. Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

Для проведения коррекционно - развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения грамотной и правильной речью. Каждый день учитель-логопед, работая с детьми, должен помнить: то, что дети смогут почерпнуть сегодня, даст им в будущем перспективы для развития и самосовершенствования.

Применяя в работе здоровьесберегающие технологии (дыхательную, артикуляционную, пальчиковую, глазодвигательную гимнастики, физкультминутки), я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников.

Активно использую «Су-Джок терапию». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Я использую приём символической аналогии, который облегчает процесс запоминания – мнемотехнику. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

При проведении занятий по развитию связной речи использую инсценировки и этюды. Этот прием помогает реализоваться детям в театральной деятельности.

Активно использую лэпбуки по автоматизации звуков речи, развитию Лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи, которые создаем совместно с детьми.

План реализации проекта:

Мероприятия с педагогами:

  1. Семинары-практикумы
  2. Открытые занятия
  3.  Мастер-классы
  4.  Памятки педагогам

Мероприятия с родителями:

  1. Анкетирование родителей
  2. Семинары-практикумы
  3. Мастер-классы
  4. Родительские собрания
  5. Памятки, буклеты

Работа с детьми

  1. Мониторинг развития речи детей
  2. Занятия с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий
  3. Игры по развитию артикуляционного аппарата и по развитию речевого дыхания
  4. Игры по развитию звукопроизношения и восприятия звуков
  5.  Конкурсы чтения стихотворений

Результаты реализации проекта

На основании мониторинга видно, что при целенаправленной работе по внедрению здоровьесберегающих технологий, уровень развития детей с нарушениями речи стал более высоким. Улучшилось соматическое состояние детей. У детей улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, усилилось речевое дыхание, заметно улучшилась общая и мелкая моторика.

Привлечение родителей и других специалистов для активного участия в мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста

Статья "Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологийУчитель-логопед Мятлева О.А.Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — о...

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Проект "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Проект "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...