Графомоторные навыки: рекомендации учителя-логопеда дошкольной организации
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лавриенко Виолетта Викторовна

Гармоничное развитие дошкольника – основа формирования будущей личности. Каждый малыш – будущий школьник, у которого впереди большой и сложный путь. Обучение в школе будет проходить гораздо легче, если у ребёнка будут сформированы базовые навыки. Об одном из них мы поговорим далее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotornye_navyki.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничное развитие дошкольника – основа формирования будущей личности. Каждый малыш – будущий школьник, у которого впереди большой и сложный путь. Обучение в школе будет проходить гораздо легче, если у ребёнка будут сформированы базовые навыки. Об одном из них мы поговорим далее.

Известно ли Вам, что такое графомоторные навыки, и почему они так важны?

Графомоторные навыки — это способность ребёнка выполнять точные и координированные движения рукой, особенно те, которые связаны с письмом. Эти навыки включают в себя умение управлять мышцами кисти и пальцев для создания различных форм, линий и символов, таких как буквы, цифры и другие элементы письменности.

У школьника может снизиться успеваемость из-за проблем с письмом, именно поэтому важно уделить данному вопросу своё внимание и своевременно заняться необходимой подготовкой.

Помните, что мелкая моторика не равна графомоторным навыкам, но она является их неотъемлимой частью.

Ниже мы представим основные упражнения на каждый возраст дошкольника, ведь развитие графомоторных навыков у детей начинается задолго до того, как они садятся за парту для обучения письму.Важно помнить, что каждый ребенок уникален, поэтому возрастные рамки могут варьироваться, но есть общие рекомендации.

1. Возраст от рождения до года

На этом этапе важно стимулировать развитие мелкой моторики через игры с различными текстурами (мягкие игрушки, ткани), а также манипуляции с предметами разного размера и формы. Это помогает ребенку лучше контролировать свои движения и развивает координацию рук.

2. От 1 до 3 лет

В этот период дети начинают активно осваивать простые действия руками:

  • Рисование каракулей – это важный этап развития графомоторики. Позвольте малышу рисовать пальчиками, мелками, карандашами, кистями. Можно использовать различные поверхности (песок, манку, бумагу и др.)
  • Лепка из пластилина или теста – отличный способ развить мелкие мышцы пальцев.
  • Игры с мозаикой, шнуровки, бусинки – все эти занятия помогают улучшить точность движений.

3. От 4 до 5 лет

К этому возрасту можно вводить более сложные задания:

  • Обводка контуров – предложите ребенку обвести фигуры по контуру, например, круги, квадраты, треугольники.
  • Раскрашивание – учите ребенка не выходить за границы рисунка, чтобы тренировать контроль над движениями руки.
  • Рисование простых фигур – дайте задание нарисовать линии, круги, крестики и т.д.
  • Лабиринты по возрасту, игры «соедини по точкам», задания «дорисуй» и т. д.
  • Различные несложные штриховки.

4. От 6 до 7 лет

Это время непосредственной подготовки к школе:

  • Письмо элементов букв, написание печатных букв.
  • Штриховка – это упражнение поможет укрепить мышцы кисти и научит ребенка держать ручку правильно.
  • Копирование рисунков – попросите ребенка скопировать простой рисунок, чтобы он учился воспроизводить формы и линии.

Прописи мы вводим только перед школой и только тогда, когда уверены, что ребёнок владеет аналитико-синтетическим подходом по отношению к каждой букве (то есть, может сложить её из частей (палочек, макарон, слепить из пластилина) и может найти заданную букву в слове.

Важные моменты при развитии графомоторики:

  • Регулярность – чем чаще вы будете заниматься с ребенком, тем быстрее он освоит необходимые навыки.
  • Игровая форма – старайтесь делать упражнения интересными и увлекательными, чтобы поддерживать мотивацию ребенка.
  • Правильная посадка и положение ручки – следите за тем, чтобы ребенок сидел прямо, а ручка лежала между большим и указательным пальцами, придерживаемая средним пальцем.

Помните, что процесс развития графомоторных навыков должен быть постепенным и адаптированным под индивидуальные особенности вашего ребенка. Желаем удачи!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

6 беседа логопеда с родителями. Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации учитель-логопед рассказывает об особенностях фомирования графомоторных навыков у детей, чем они важны и как их можно развивать....

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОМА

Для того, чтобы домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, родителям следует придерживаться определенных правил в их проведении....

Паспорт кабинета учителя - логопеда в дошкольной организации

Паспорт логопедического кабинета - основной документ, который отражает материально - техническое состояние и оснащенность логопедического кабинета....

Консультация для воспитателей и специалистов «Рекомендации учителя-логопеда специалистам и воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».

Для успешной  коррекции  речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления по...

Консультация для педагогов «Рекомендации учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период».

Консультация для педагогов «Рекомендации  учителя-логопеда воспитателям логопедической группы по закреплению речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в летний период»....