Активизация словаря прилагательных средствами дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным словарным запасом, овладевает различными способами словообразования и словоизменения. Однако некоторые грамматические категории требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей. Часто дети испытывают трудности в образовании относительных прилагательных. Это может быть связано с недостаточным знанием материалов, из которых изготавливают предметы, редким использование отдельных прилагательных в речи окружающих, отсутствием внимания к речевым ошибкам со стороны взрослых и т.д. Чтобы новое слово прочно вошло в речь ребенка, его нужно не только много раз услышать и проговорить, но и научиться использовать в разнообразных ситуациях. Ниже приводятся игры и упражнения, которые помогут ребенку научиться правильно образовывать относительные прилагательные. Кроме того, эти игры позволяют прочно ввести в речь новые слова, развивают память, внимание, восприятие, мышление и воображение.
Активизация словаря прилагательных средствами дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
ОНР – общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи рассматривается в научной литературе в двух аспектах: как комплексный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы при детской афазии, дизартрии, ринолалии, алалии, а также как самостоятельная форма расстройства речи.
Т.В. Туманова отмечает и оценивает состояние речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточностью проявления в неполном использовании разных частей речи, в большом количестве замен одних слов другими и смешениях слов, использование неологизмов, а также отсутствии многих слов в словаре ребенка и т. д., в связи с чем, преимущественно в речи дошкольников употребляются существительные и глаголы, а прилагательные, наречия и местоимения употребляются значительно реже».
Т.Б. Филичева, выделяя дополнительный, четвертый, уровень общего недоразвития речи, отмечает: «У этих детей значительные трудности в формировании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоциональное и волевое состояние живых объектов. Как отмечает Т.Б. Филичева, у детей с четвертым уровнем развития речи, наиболее стойкими являются ошибки в формировании и использовании относительных прилагательных (пуховый – пухный, клубничный – клубникoвый)».
Анализ исследований О.М. Вершининой показал, что в формировании относительных прилагательных для старших дошкольников с общим недоразвитием речи характерны следующие ошибки:
– образование неологизмов:
а) замена суффиксов. Дети получали неологизмы, используя различные нормативные суффиксы. Для окказионализмов они часто использовали суффиксы «и» и «ов», которые имеют высокую активность в этой модели. Таким образом, старшие дошкольники обеих групп осуществляли замену продуктивных суффиксов внутри общего значения;
б) наложение суффиксов. Например, «клубничный джем» – «клубнивный», «гмясной суп» – «мясниновый». Возникновение этой ошибки объясняется тем, что ребенок здесь как бы усиливает качественную оценку предмета, объекта или явления, или, наоборот, подчеркивает лишь его частичное выражение
в) нет суффикса. Например, «сосновая шишка» – «сосная», «вишневое варенье» – «вишное», «ножницы из металла» – «металые»;
– нарушение акцентуации. Неправильное ударение в словах наблюдалось примерно в одинаковом количестве ответов у старших дошкольников контрольной и экспериментальной групп. Они сохранили ударение, характерное для мотивирующего слова, например, «кленовый», «пуховая»;
г) лексические замены. Наблюдались замены слов («пуховая подушка» – «пушистая»), («металлические ножницы» – «меховые»);
д) использование приставки. Например, «грушевое варенье» – «игрушеновое варенье»;
е) словоизменение. Эта особенность совершенно не свойственна детям, у которых нормально развита речь, зато присуща детям с общим недоразвитием речи. Например, «черничный джем» – «черничная джем».
ж) неправильный выбор основы мотивирующего слова. При правильном выборе морфемы корня дети с общим недоразвитием речи формировали прилагательные, используя продуктивные суффиксы для этой словообразовательной модели. Например, «шишка ели» – «шишковая»;
з) единичные случаи неправильного подбора мотивирующего слова с ненормативным словообразованием.
Таким образом, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы функции словообразования, для них характерным является то, что процесс словообразования затягивается во времени и имеет качественные особенности, прежде всего, проявляющиеся в использовании ограниченного количества суффиксов, лексических заменах, неправильном выборе основы мотивирующего слова и др. Это обусловлено особенностями когнитивно-речевого развития детей с ОНР.
Недостаточно глубокие разработки в области диагностики активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, отсутствие унифицированной диагностики словаря прилагательных, привели нас к попытке создать на основе общепринятых методик, собственную методику. Методика диагностики уровня сформированности словаря прилагательных диагностирует активный словарь прилагательных по конкретным умениям. Таким образом, актуальность проблемы «активизации словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР» является и очень узкой темой исследования, и недостаточно изученной. В основу системы работы по формированию лексики детей, имеющих общее недоразвитие речи, учёными положены следующие принципы: — деятельностного подхода, определяющего содержание и построение обучения с учётом ведущей деятельности; — системности, позволяющей развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии; — развития чувства языка, который состоит в том, что при многократном воспроизведении речи и использовании в собственных высказываниях сходных форм у ребёнка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и языковые закономерности; — коррекции и компенсации, требующие гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру речевых нарушений у детей; — общедидактические (наглядность и доступность материала, постепенный переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуальный подход). Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В. Гербовой [13], А.П. Иваненко [24], А.Г. Арушановой [2], М.М. Алексеева и В.И. Яшина [1], О.Е. Громовой [14]
Дидактическая игра, как средство активизации словаря прилагательных.
Дидактические игры — эффективное средство и закрепления лексических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Активизация словаря прилагательных занимает очень большое место в общей системе словарной работы в детском саду.
Задачи словарной работы:
- Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;
- Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;
- Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Методы словарной работы.
Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов:
Первая группа включает методы:
1. непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
2. опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Два последних метода мы и использовали в нашей работе по развитию активного словаря прилагательных.
Месяц | Лексическая тема | Дидактические игры |
СЕНТЯБРЬ | «ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ» -образование относит. прилагательных с суффиксами –ОВ-,-ЕВ-.
| - «Назови листья» - «Какой лес?»
|
«ОВОЩИ» -образование относит. прилагательных с суффиксом -Н-. «ФРУКТЫ» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-. | - «Маленькие поварята» -«Приготовим сок для Сани». -«Приготовим сок для Сони». - «Весёлый повар»
| |
Октябрь НОЯБРЬ | «ЯГОДЫ.ГРИБЫ» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-. «ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-,-ЯН-,-СК-. | - «Какой сок?» -«Помоги Незнайке». -«Какой? Какая? Какое?», -«Что лишнее?». |
ДЕКАБРЬ
| «ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» -образование относит. прилагательных с суффиксом -Н-; «МЕБЕЛЬ» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-. «ПОСУДА» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-.
«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-ЕВ-, -Н-,-ЯН-. «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» -образование относит. прилагательных с суффиксом -Н---ЯН-. |
-«Кто больше?» -«Какой? Какая? Какое? Какие?», -«Магазин».
- «Какой? Какое? Какие?», -«Что лишнее?».
-«Какой? Какая? Какое? Какие?», -«Что лишнее?». - «В каком магазине?
-«Какой? Какая? Какое? Какие?», -«Украшаем ёлку». |
ЯНВАРЬ | «ТРАНСПОРТ» -образование относит. прилагательных с суффиксом –ОВ-,-СК-.
|
- «Какой?».
|
ФЕВРАЛЬ | «ОРУДИЯ ТРУДА. ИНСТРУМЕНТЫ. МАТЕРИАЛЫ» -образование относит. прилагательных с суффиксом -Н---ЯН-. - обучение пересказу с использованием относит. прилаг. | - «Какой? Какая? Какое?», -«Что из чего сделано?». |
МАРТ | «РАННЯЯ ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК». -закрепление относительных прилагательных. . | - «Какая?», -«Мамин день» |
АПРЕЛЬ |
«МОСКВА- СТОЛИЦА РОССИИ» -образование и закрепление относительных прилагательных в предложении. «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» -образование и закрепление относительных прилагательных в предложении. | -«Какой? Какая? Какие?»
-«Какой? Какая? Какие?» |
МАЙ | «ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ» -образование и закрепление относительных прилагательных в связной речи. «ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» -образование и закрепление относительных прилагательных в связной речи.
|
- «Кто больше?», -«С какой ветки листья?»
- «Что из чего?», |
Список литературы
1. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. – 2016. – №1. – С. 34–40.
2. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: ЭКСМО, 2009. – 333 с.
3. Самойловой В.М. Использование дидактических игр по формированию навыков словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.М. Самойловой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/ispolzovanie-didaktichesk... (дата обращения: 13.08.2021).
4. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997. - 400с.
5. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду». - М., 1972. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. — 1995. — №9. — с 36–38.
6. Бородич A.M., В.И. Яншина. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 2001. — 255 с. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду». - М., 1991.
7. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитьанию дошкольников. — М., 1978.
8. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. - 2004. - №1. - с 34 - 40.
9.Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 2004. \\ - Институт общегуманитарных исследований. - М., 2002. - - 287с.
10. Волкова Г.А., Павлова Л.Н., Н.В. Нищева. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб., - ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996. -415 с. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. — М.,\\ Вопросы психологии развития. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. - № 6, - 1966.
12.Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. — М.: Просвещение, 1987.-207 с.
13. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. – 176 с.
14.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 504с.
15. Глухов В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — С. 35-44
16. Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. — 2006. - № 4. — С. 57-60.
17.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. — М.: Просвящение, 1981. — С. 59-63
18. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. — М.: Просвещение, 1990. — С.49-52.
19.Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Изд. «Союз », 2001. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999. — С. 22-26.
20.Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи.// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2003, - С. 68
21.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М: Просвещение, 1980. — 32с. Короткова А.В. Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического стоя речи у детей с ОНР III уровня //Логопед 2004. №1. - с 27-34..
Атрощенко Елена Ивановна Перспективное планирование работы логопеда по формированию относительных и притяжательных прилагательных в подготовительной компенсирующей группе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"
Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание
Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития звуковысотного слухаМузыкальное лотоИгровой материал. Карточки по числу играющ...
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Программное содержание:-Закреплять умение детей распределять роли и, исходя из них, воспроизводить и развивать цепочку игровых действий...

Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »
Конспект сюжетно-ролевая игра с элементами дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Морское путешествие на необитаемый остров »...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «От зерна до каравая, путь пройдем с тобой играя!»
Цель: систематизация, расширение и обобщение представления детей о процессе рождения хлеба до его поступления на стол....