логоритмика
материал по логопедии (старшая группа)

Елена Ивановна Рагозина

Логоритмика как здоровьесберегающая технология развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика как здоровьесберегающая технология развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

С каждым годом растет большое количество детей с нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевещанием, увеличением частоты общих заболеваний детей и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, помогающие овладеть программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Логоритмика - это технология, направленная на развитие речи через взаимодействие движений и музыки. Она включает в себя выполнение упражнений, где детский голос, жесты и физическая активность объединяются в гармоничное целое.

Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно-коррекционный процесс.

Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

Оздоровительные:

-укрепление  опорно - двигательного аппарата;

- развитие дыхания, моторных и сенсорных функций;

- воспитание чувства равновесия, правильной осанки.

Образовательные:

-формирование двигательных навыков и умений,

-знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

Воспитательные:

-воспитание и развитие чувства ритма при слушании музыкального произведения,

-воспитание и развитие собственного ритма движений,

-воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Коррекционные:

-совершенствование лексико-грамматических категорий;

-развитие дыхания, голоса;

-развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха,

-фонематического и слухового восприятия;

 -развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

  1. Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и

двигательных ощущений.

В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени освоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей:

а) наглядно-зрительные:

• показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов;

• подражание образцам окружающей жизни;

• использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильм, фотография, телепередача, картины и т. п.)

б) тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных пособий.

в) наглядно-слуховые - звуковая регуляция движений.

Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме 2х-четверостиший, звуки бубна, колокольчика и т. п.

  1. Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают

осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т. д. ;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. ;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ.

3.Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровые и соревновательные методы.

Игровой - близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Соревновательный - используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.

Логоритмика как здоровьесберегающая технология, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции.

Создателем логоритмики является швейцарский педагог, музыкант, профессор Женевской консерватории. Логоритмика получила распространение в Европе в начале XX века.

Физические упражнения под музыку были известны еще  и со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма. 

Уже в начале XX в. появляются системы ритмического воспитания, направленные на развитие пластичности движений с помощью ритмичной музыки. Яркий пример - известная всему миру система музыкально-ритмического воспитания, разработанная швейцарским педагогом и композитором Ж.Е. Далькрозом. По его мнению, под воздействием внешней ритмической стимуляции целенаправленно воспитывается «внутренний ритм» (под этим можно понимать чувство ритма), способствующий формированию физической и духовной красоты человека. Именно Ж.Е. Далькроз формулирует некоторые положения, которые в дальнейшем были развиты в представления о том, что ритм является самостоятельной сущностью биологических систем и оказывает значительное влияние на все жизнеобеспечивающие системы организма, в т.ч. и на высшие психические функции.

Работы педагогов начала XX века В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю. А. Флоренской и других позволили создать логопедическую ритмику, которая представляет собой одну из важных логопедических технологий.

С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного, а также дает возможность проследить за динамикой болезни. Затем, Владимир Алексеевич Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

Сегодня, логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Диагностическая работа с воспитанниками показывает, что у 55% детей нарушено чувство ритма, темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движении у детей с задержкой речевого развития. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность в своих силах, что ведёт к негативным последствиям.

Логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а все вместе способствует плавности речевого высказывания.

Познакомившись с методическими рекомендациями Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», можно сказать, что они являются оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач, что поможет детям достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании, сформировать слухо-зрительно-двигательную координацию с речевыми нарушениями при помощи музыкально-ритмических занятий и логоритмики, основанной на тесной взаимосвязи слова, музыки и движений.

Актуальность логоритмики обусловлена растущими потребностями в эффективных методах коррекции речевых нарушений, а также необходимостью создания инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию всех детей.

Научно-теоретическое обоснование логоритмики включает следующие аспекты:

-Влияние двигательных навыков на формирование произношения. При выполнении ритмических движений дети обретают непринуждённость, что благотворно сказывается на двигательных свойствах речевых органов.

-Роль музыки в логоритмических занятиях. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций, улучшает обмен веществ, стимулирует кровообращение и дыхание, а также повышает тонус коры головного мозга.

-Влияние логоритмики на психоэмоциональное состояние ребёнка. Занятия способствуют снижению тревожности, повышению мотивации к обучению и улучшению межличностных отношений.

-Влияние логоритмики на фонематическое восприятие и артикуляцию. Фонематическое восприятие включает в себя способность различать звуки речи и их сочетания, что является основой для правильного произношения и понимания языка.

В основе логоритмики лежит ряд педагогических принципов, среди которых: опережающий подход, систематичность, полифункциональный подход, этиопатогенетический принцип.

Логоритмика может быть полезна детям различных возрастов и с разными особенностями. звукопроизношения, начиная с дошкольного.

Логоритмику эффективно применять и в школе, интегрируя её в образовательный процесс. Это система упражнений, заданий и игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения. Логоритмика может стать неотъемлемой частью речевых занятий или интегрироваться в уроки музыки и физкультуры. 

При нарушении речи детей технология  помогает улучшить артикуляцию и произношение звуков. С помощью двигательных упражнений и музыки укрепляется мускулатура речевого аппарата и улучшается контроль над артикуляцией, происходит формирование ритма и интонации в речи, что важно с нарушениями речевого ритма.

Детям без явных нарушений речи, логоритмика также полезна. Она способствует развитию ясной, чёткой и выразительной речи, а также улучшает слуховое восприятие и словарный запас.

Кроме того, логоритмика может применяться для коррекции речевых нарушений у взрослых, Например, у тех, кто перенёс инсульт, нейрохирургические операции и черепно-мозговые травмы.

Также логоритмика может быть рекомендована детям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), с задержкой психического развития, с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистическим, эпилептическим и т. д.).

Цель логоритмики в условиях инклюзивного образования заключается во всестороннем развитии ребёнка: совершенствовании его речи, овладение коммуникативными навыками, совершенствовании двигательных функций и умение ориентироваться в окружающем мире.

Педагогические ценности инклюзии:

-Всестороннее развитие ребёнка. 

Логоритмические занятия направлены на совершенствование речи, овладение коммуникативными навыками, двигательных функций и умения ориентироваться в окружающем мире.

-Групповая деятельность. 

Логоритмические занятия проводятся в группе, что помогает ребёнку социализироваться, находить общий язык со сверстниками, активно взаимодействовать со взрослыми и друг с другом.

-Создание положительного эмоционального настроя. 

Занятия логоритмикой создают мотивацию к выполнению логопедических упражнений, формируют чувство ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

-Индивидуальный подход. 

При занятиях логоритмикой учитывают особенности восприятия каждого ребёнка.

-Использование игровой формы. 

На занятиях педагог придумывает увлекательный сюжетный ход с элементами новизны, игровая форма сочетается с использованием красочного, наглядного материала, всё это стимулирует потребность в общении, развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, рождает эмоционально-эстетический отклик.

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении полностью зависит от плодотворного сотрудничества педагогов разных профилей.

Логоритмические упражнения подходят всем детям, начиная с раннего возраста. Особенно полезны они для малышей 2 - 4 лет, так как в этом возрасте речь формируется наиболее активно.

С самыми маленькими детьми могут заниматься родители, например, играть с ними в простую игру «Ладушки». В дошкольном возрасте занятия усложняются, и их рекомендуется проводить со специалистом.

Логоритмика, как современная эффективная технология развития детей, даёт возможность объединять работу специалистов детского сада. Так, логопед, психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре могут решать, как свои, так и общие задачи в воспитании и развитии детей, проблемы речевого развития детей, их психологической раскованности; усовершенствования их физического и эмоционального развития.

Этапы реализации логоритмической работы:

-Информационно-аналитический (подготовительный).

(изучение программ по развитию речи и психомоторики дошкольников, определение уровня психомоторного и речевого развития воспитанников, преобразование предметно-развивающей среды группы, оснащение пособиями и оборудованием).

-Практический.

(практическое апробирование приёмов логоритмики в воспитательно-образовательном процессе, повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста, обеспечение преемственности в деятельности воспитателей и родителей воспитанников).

-Результативный.

(анализ результатов деятельности, повторное обследование моторики и речи, диагностика, коррекция деятельности по результатам исследования, показ открытого заключительного занятия, оформление материалов деятельности с целью дальнейшей трансляции).

Время, необходимое на реализацию технологии, может составлять, например:

Подготовительная часть логоритмического занятия длится 5–7 минут. Используются вводные упражнения, выполняемые в горизонтальном положении и медленном темпе, это упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, которые с помощью музыки способствуют регулировке мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10–15 минут. Включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также различные виды упражнений.

Содержание действий детей на логоритмических занятиях включает:

-Вводные упражнения.

Активизируют внимание детей, воспитывают координацию движений, ориентировку в пространстве, память.

-Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Выполняются на знакомом музыкальном материале.

-Слушание музыки. 

Центральный раздел каждого занятия, в нём звучит основная тема занятия, которая потом проходит через ритмику, пение и логоритмику.

-Ритмические упражнения помогают сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.

-Развитие чувства темпа развивает темп речи.

-Упражнения, развивающие речевые процессы (включают развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, артикуляции и мимики, работу над правильным звукопроизношением, формирование фонематического слуха)

Степень вовлечения родителей в процесс логоритмики заключается в повышении их компетентности в вопросах развития психомоторики и речи детей дошкольного возраста, а также в обеспечении преемственности в деятельности воспитателей и родителей воспитанников. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.  

Условия, необходимые для реализации логоритмики:

-Индивидуальный подход. 

Важно учитывать возрастные, речевые и психофизиологические возможности каждого ребёнка.

-Использование активных форм и методов обучения. На занятиях логоритмикой применяют игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

-Создание атмосферы радости и эмоциональной удовлетворённости. Это способствует успешности в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию воспитанников.

-Использование наглядного материала. 

Для занятий нужны маски, детские игрушки, иллюстрации, игрушки-инструменты (бубны, погремушки, деревянные ложки, металлофоны, колокольчики) и другие предметы.

-Проведение занятий в музыкальном зале. Здесь должно быть зеркало, музыкальный центр, набор аудиозаписей для прослушивания ритмических упражнений.

-Тесная взаимосвязь педагогов. В подготовке и проведении логоритмической деятельности нужна работа музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, методиста.

-Соблюдение основных педагогических принципов. Это последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.

Основными средствами при проведении логоритмики являются:

-Пальчиковая гимнастика. 

Стихи и песни, которые сопровождаются движением рук. Нацелены на развитие мелкой моторики, выразительной и плавной речи, речевой памяти и слуха.

-Музыкально-ритмические и музыкальные игры. 

Помогают развивать речь, внимание, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.

-Вокально-артикуляционные упражнения и логопедическая гимнастика. Укрепляют мышцы артикуляционных органов, развивают их подвижность.

-Занятия по развитию певческих данных. 

Фонопедические упражнения, чистоговорки. Учат различать похожие звуки, используются для коррекции звукопроизношения, укрепления гортани, формирования правильного речевого дыхания.

-Занятия по развитию словотворчества. 

Расширяют активный словарный запас ребёнка.

-Коммуникативные танцы и игры.

Развивают ассоциативно-образное мышление и эмоциональную сферу, формируют у ребёнка позитивное самоощущение, учат невербальному общению.

-Занятия, направленные на развитие общей моторики. 

Совершенствуют мышечно-двигательную активность и улучшают координацию движений.

-Упражнения, направленные на активизацию внимания и памяти. 

Такие упражнения учат переключать внимание, развивают зрительную, двигательную и слуховую память.

Логоритмика направлена на:

-Расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определённую тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.

-Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

-Развитость модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

-Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.

-Способность правильно выполнять артикуляцию звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

-Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

-Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

-Развитие логического мышления у детей, формирование логических связей, положительно влияющих на когнитивные способности ребёнка.

-Повышение самооценки и мотивации детей, успехи в играх и упражнениях создают положительный опыт.

Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем.

Для оценки логоритмики и мониторинга практики используют разные исследовательские инструменты и методы:

-Анализ и обобщение литературных данных

 С их помощью начинается любое исследование по логоритмике. Исследователь знакомится с библиографией, отбирает нужные источники, систематизирует их по проблемам, внутри каждой проблемы делит материал по определённым разделам.

-Социологические методы

К ним относятся интервью и анкеты, анализ взаимодействия, рейтинг, самооценка, парное сравнение.

-Экспериментальные методы

В логоритмике используют естественный и лабораторный эксперимент. Эксперименты могут проводиться с целью выявления определённых фактов или их зависимостей (абсолютный эксперимент) или с целью сравнения каких-то показателей (сравнительный эксперимент).

-Тестирование

Анализируя выполнение отдельных заданий, логопед и логоритмист определяют возможные причины неусвоения.

-Наблюдение

Результативность применения логоритмики оценивают на основе наблюдений за изменениями в поведении и деятельности детей в процессе занятий и в повседневной жизни, а также на основе обратной связи от воспитателей и родителей.

-Мониторинг

Его проводят в начале учебного года, чтобы исследовать состояние слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе занятий по логоритмике.

Эмпирические данные эффективности логоритмики:

1.Количественные показатели:

Для обучающихся:

-Снижение количества фонетических ошибок в речи на 40-60% за учебный год

-Улучшение показателей фонематического восприятия на 35%

-Повышение темпа речи до нормативных показателей у 75% детей

-Увеличение объема активного словаря на 20-30% слов

-Улучшение координации движений на 65% по результатам тестов

Для родителей:

Рост удовлетворенности качеством коррекционной работы до 90%

Снижение тревожности по поводу речевого развития ребенка на 45%

Увеличение вовлеченности в коррекционный процесс на 70%

Для педагогов:

-Сокращение времени на индивидуальную работу с детьми на 25%;

-Повышение эффективности групповых занятий на 40%;

-Улучшение междисциплинарного взаимодействия на 60%.

Для специалистов сопровождения:

-Сокращение сроков постановки звуков на 30%;

-Повышение результативности групповых занятий на 50%;

-Уменьшение количества повторных коррекционных курсов на 45%.

2.Качественные показатели:

Для обучающихся:

-Улучшение эмоционально-волевой сферы;

-Развитие мелкой и крупной моторики;

-Формирование правильного речевого дыхания;

-Развитие чувства ритма и темпа;

-Повышение коммуникативной активности.

Для родителей:

-Освоение методов домашней практики;

-Формирование партнерских отношений со специалистами;

-Повышение компетентности в вопросах речевого развития.

Для педагогов:

-Расширение методического инструментария;

-Улучшение навыков междисциплинарного взаимодействия;

-Повышение профессиональной компетентности.

Для специалистов сопровождения:

-Оптимизация рабочих процессов;

-Повышение эффективности коррекционной работы;

-Улучшение качества взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Методы сбора данных:

-Тестирование до и после курса занятий;

-Анкетирование участников образовательного процесса;

-Наблюдение за динамикой развития;

-Анализ медицинской и педагогической документации;

-Фото- и видеофиксация результатов.

13. Список используемой литературы.

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004.

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2004.

3. Воронова Е.А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

6. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб.: Детство-пресс, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....