- Мастер- класс для педагогов «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»,
методическая разработка по логопедии
консультация для педагогов по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
Тема: «Развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста»
учитель- логопед
Коломиец С.В.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант
Цель: формирование родителей знаний, умений и навыков в правильном проведение подвижных игр и упражнений для развития мелкой моторики, закрепление мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи:
Формировать навыки сотрудничества детей и родителей;
Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
Познакомить с упражнениями для развития мелкой моторики у детей, посредством педагогического просвещения.
Ход мастер-класса.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работу по развитию мелкой моторики нужноначинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Ну, а теперь начнем нашу практику с упражнений на развитие мелкой моторики.
1. Колечки- «Я люблю свою лошадку»
#1050;оза-Корова- «Наша Таня»
3. Козырек-Флажок «Идет бычок»
4. Самурай – «Зайку бросила хозяйка»
Упражнение | Описание упражнения | |
;Спички» | Собрать со стола спички подушечками двух пальцев: большой – указательный, большой – средний, большой – безымянный, большой – мизинец. Сначала одной рукой, затем другой, а потом одновременно двумя руками. | |
;Грецкий орех» | Катание между ладонями грецкого ореха в обе стороны. | |
;Клубок» | Сматывание вязальных ниток в клубок, левой и правой рукой. | |
;Ладушки» Простые-парами | Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками. Затем хлопок по рукам партнера. Хлопок своими руками. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. Хлопок своими руками. | |
#1052;ассажёр шар с шипами. | Катание шара между ладонями. Катание шара между тыльными сторонами ладоней. Сжимание шара левой и правой рукой поочередно. | |
;Повтори движение» | Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение, сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. | |
;Вертушка» (с карандашом) | Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем. Правой и левой рукой. | |
#1047;адание "Обведи рисунок"
Обведите контурный рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
#1047;адание "Дорисуй картинку"
Дорисуйте правую половинку рисунка.
3. Задание "Графический диктант"
Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.
4. «Волшебные обводилки»
Задание «Прямые дорожки»
Проведите линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
Задание "Штриховка"
Заштрихуйте контурную картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание "Соедини по точкам"
Соедините пунктиры (точки) контурной картинки одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Дорисуйте правую половину рисунка.
Вывод:
Вы все очень хорошо справились с заданием.
Помните! Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Таким образом, регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.
Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв На мастер – класс «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
ОтзывНа мастер – класс «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»...

Отзыв На мастер – класс «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Отзыв На мастер – класс «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»Мастер - класс, проведенный Шивыткиной О. А. , оставляет благоприятное впечатление ...

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...

Мастер-класс для педагогов"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста".
для музыкальных руководителей...

Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
Программа профессионального саморазвития педагогаСроки реализация программы: 2022-2023 учебный год. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и ...

Консультация для педагогов «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
В тексте консультации даны рекомендации по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
