Доклад: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»
материал по логопедии (старшая группа)

Чуб Александра Сергеевна

«Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgustovskaya_konferentsiya_2025.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей второй категории  №43  «Аленький цветочек» х. Победа Азовского района  

  (МБДОУ №43 «Аленький цветочек» х. Победа Азовского района)

                                                

Доклад: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

Подготовила:

Чуб Александра Сергеевна,

учитель-логопед

высшей кв. категории

х. Победа

2025 год

«Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

Введение

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточная сформированность фонематического слуха и др.

Проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми раскрывается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довня, Л.А. Зигле, Т.Ю. Морозовой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стреблевой и др.

  • Авторы указывают на то, что одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим речевые нарушения, является обязательное привлечение семьи к данному процессу .

Актуальность

Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, относятся к области значимых  направлений дошкольной коррекционной педагогики.

Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Для этого в нашем ДОУ обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с воспитателями, логопедом, психологом.

Согласно Распоряжению правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р

Поддержка семейного воспитания включает:

  • содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
  • повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
  •  содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
  • популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
  •  возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
  • создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.

В качестве ключевых целевых ориентиров, установленных в современных законодательных документах, определены следующие задачи инновационного взаимодействия ДОО и семьи:

В соответствии с Федеральным законом № 273 от 29.12.2012  «Об образовании в Российской федерации»  ст.18  

«Родители являются первыми педагогами. Они должны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте», а одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей.

В логопедической практике существуют коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

  • Информационный блок в работе с родителями детей, имеющих речевые нарушения, включает объявления, именные рассылки, обсуждения, полезные ссылки, опросы. Этот блок помогает родителям получить актуальную информацию, дополнить свои знания по вопросам воспитания, получить практические советы и рекомендации. 
  • Анкетирование и проведение тестов. Проводится с целью определить наиболее актуальные проблемы.
  • Родительские пятиминутки. Родители получают кратковременную личную консультацию.
  • Телефон доверия: в режиме Ватсап делюсь с родителями теоретическими знаниями   по вопросам развития детей данного возраста, в режиме видео даю индивидуальные задания для тренировки органов артикуляции или отработки необходимого упражнения.
  • Дни открытых дверей. Члены семьи посещают общие или индивидуальные занятия, смотрят, как занимаются их дети. 
  • Домашние задания. Родители изучают логопедические тетради детей, из чего они узнают о ходе обучающего процесса.
  • Домашние игротеки. Члены семьи знакомятся с интересными и полезными играми, которые способствуют речевому развитию. 
  • Праздничные мероприятия. На событие приглашаются родители, перед которыми демонстрируются результаты, навыки и умения детей, которые они приобрели за год. 
  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки. Представляют собой сменяемый 2–3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. 

Ребенок с нарушением речи нуждается в особом подходе. Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается одним из методов коррекционной работы.. Родители могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически терпеливо выполнять рекомендации специалиста-логопеда; применять в домашних условиях ряд доступных упражнений, направленных на выработку внятной речи и закрепление речевых навыков, достигнутых на занятиях с логопедом, следуя  рекомендациям.

В соответствии с ФГОС ДО, одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность и поддержка образовательных инициатив семьи.

  • Эффективной формой реализации данного условия можно считать родительскую конференцию. Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции.

Задачи родительской конференции:

  1. Создание условий для личностно-ориентированного общения с родителями.
  2. Ознакомление с педагогическим опытом воспитания, обучения и развития ребенка в семье.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство дошкольного учреждения.
  4. Установление доверительных, партнерских отношений между педагогами и родителями.

На конференции поднимались такие вопросы как семейные традиции, игры в кругу семьи, упражнения для укрепления физического здоровья. Наши активные родители с удовольствием делились опытом, рассказывали о своих любимых семейных настолках, весело и с интересом принимали участие в играх. Педагог-психолог провела несколько игр на сплочение коллектива и дала свои рекомендации по общению с детьми старшего возраста. Учитель-логопед поделилась развивающими пособиями и играми для развития фонематического слуха.

Окончили встречу совместным чаепитием.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) делается акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

У родителей активно принимающих участие в жизни сада, различных практикумах и мастер-классах, как правило более тесные отношения с педагогическим коллективом, они являются полноправными участниками коррекционного процесса, видят его изнутри, им легче дается принятие особенностей развития речи своего ребенка и проще понять и освоить методы и приемы коррекции и помощи. Как правило,  работа по исправлению звукопроизношения в тесном взаимодействии идет быстрее.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад "Взаимодействие специалистов ДОУ с семьей в условиях целевых ориентиров образовательных областей"

Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет, и,    Падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.Педаго...

Родительское собрание «Преемственность в работе логопеда и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»

Родительское собрание  «Преемственность в работе логопеда и семьи в процессе коррекции речевых нарушений»...

Консультация для родителей: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений"

        Построение и формирование высшей психической деятельности (а речь, как известно, входит в неё составной частью) совершается в процессе социального развития ребенка. ...

«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»

Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка».

Консультация для родителей по теме: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка"....

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекции речевых нарушений у детей

Эффективное сотрудничество и искреннее желание взаимодействия между логопедом и родителями, а также их взаимная поддержка имеют ключевое значение в успешном развитии речевых навыков у детей и преодоле...