Консультация для родителей Тема: «Как правильно формировать речевое развитие ребенка»
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

В современной логопедии выделяют две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания, так называемые социальные факторы( болезнь матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития и  вредные привычки родителей)  и педагогические ошибки,- это  неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо наоборот в гиперопеке.

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

 И в том и в другом случае у ребенка не  формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._roditelyam_2025.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

 Консультация  для  родителей

Тема:  «Как правильно формировать  речевое  развитие  ребенка»

                                                     

                                                             

                                                                Подготовила:                                                                        

                                                                 Учитель - логопед      Фролкина А.В.

                                             

г. Выкса       2025

 «Как правильно формировать  речевое  развитие  ребенка»

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденными знаниями законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой  им речи. При этом большую роль играет языко - речемыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

          Овладевая речью, малыш какое-то время говорит неправильно- это закономерное, так называемое физиологическое косноязычие.Но всему есть свое время и своя мера. Когда смешно выговаривает слова маленький ребенок, нас это не волнует, а даже умиляет. Когда же плохо говорит школьник- это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, боятся разговаривать, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжелого неуживчивого характера.

         Если в силу каких либо причин имитационная или языкоречемыслительная деятельность не формируется вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи в той или иной степени тяжести. Недоразвитие речи в дальнейшем сказывается на процессе чтения и письма. В письменных работах появляется масса орфографических и специфических ошибок, относящихся к нарушениям письменной речи – дисграфии. Родителей и воспитателей волнует вопросы: Каковы причины речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь ребенка? Как не упустить время, когда следует бить тревогу?

       В современной логопедии выделяют две группы факторов, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания, так называемые социальные факторы( болезнь матери в период беременности, последствия трудных родов, осложнения после тяжелых заболеваний ребенка, задержка умственного и физического развития и  вредные привычки родителей)  и педагогические ошибки,- это  неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо наоборот в гиперопеке.

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка.

 И в том и в другом случае у ребенка не  формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, во втором – незачем, все и так будет сделано. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера. Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

      В традиционной логопедии речевое развитие условно разделено на несколько этапов и может служить своеобразной памяткой:

От 1,5 до 3 мес – «гуление» - когда малыш издает звуки: а- а- а, гу- гу-гу идр.

От 3 до 6 мес. – так называемая «свирель», малыш тянет звуки ,как на свирельке  играет е-лл,агуа-а-а;

От 6 до 9 мес.-« лепет», не слова, а именно лепет: ба-ба-ба,па-па-па.

От 1г.6мес. до 1г.9 мес. – первые предложения:  «Ляля бух!, « Мама дай!» С 1года 9 мес. До 2х лет – период стремительного развития речи, когда малыш усваивает 350 слов и более . В это время начинается бурное вторжение в жизнь, первых «почемучек», поэтому нужно не отмахиваться казалось бы от нелепых вопросов детей, а отвечать на них.

От 2 до 3 лет ребенок  практически усваивает грамматический строй  родного языка. Он склоняет существительные, согласовывает с ними прилагательные, учится правильно употреблять глаголы, местоимения, наречия и другие части речи.

От 4 до 5 лет дети овладевают умением связно рассказывать: они повторяют услышанную сказку, пересказывают содержание любимого мультика, эмоционально и восторженно передают свои впечатления о праздничном утреннике в детском саду. В это время речь ребенка становится инструментом познания. Это второй период «почемучек».

      Итак, к 4-5 годам ребенок знает много слов, правильно употребляет их в речи. Если к 4 годам он не произносит 2-3 трудных звука (р, л,с,щ ) это не страшно, к 5-6 годам звуковую сторону речи можно привести в норму. А вот  если речь его не совершенна, большинство звуков он произносит неправильно, да еще запас слов крайне мал, это уже серьезно, и следует немедленно обратиться к специалисту.

      Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Эта же причина отразится на процессе письма. Ребенку трудно будет научиться красиво писать, рисовать, успевать за темпом работы в классе.

На практике нередки случаи, когда у ребенка с нормальным развитием очень плохо развита речь. После сравнительно недолгого общения с ним выясняется, что главная причина речевых нарушений значительное недоразвитие моторики. Источник этих неприятностей один: невнимание взрослых к особенностям развития ребенка. В чем проявляется моторная неловкость такого ребенка? Если попросить его собрать как бы нечаянно рассыпанные на столе спички, ребенок с трудом это сделает, он не сможет собрать их двумя пальчиками – зажимает их в кулак, напрягаясь и с трудом расслабляя сжатые пальцы. Если попросить ребенка отвести один пальчик в сторону – за ним потянутся и остальные. Проверив движения губ, языка – они неловкие, неточные, ребенок быстро отказывается их выполнять, потому что быстро устает. Хотя подобные манипуляции пяти-шести летний.

 ребенок должен выполнять свободно.

     Что же можно посоветовать? Нужно очень внимательно следить за ходом речевого развития детей. Родителям с момента рождения нужно разговаривать с ребенком. Все свои действия сопровождать речью ( умывая, одевая ребенко, во время кормления нужно проговаривать простые стихи, потешки). С малышом нужно говорить не сюсюкая, не искажая слова, не  подражая детской речи. Как показали  психолингвистические исследования, обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития. Речевой слух ребенка выхватывает лишь куски и чаще всего окончания слов. Ребенок сначала неправильно воспринял, а затем неправильно сказал и, наконец, так привык к тому, что как слышит так и произносит и разницы не видит, а это в будущем порождает такую неприятность в школьном обучении, как аграмматизм –« как слышится так и пишется», а пишется неграмотно.

     И еще один очень важный момент- стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи таит в себе опасность возникновения невроза. В этом случае первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но наоборот, опережают все возрастные нормы и сроки речевого развития. Ребенок едва  «перешагнув» годовой рубеж жизни, вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные, совсем не детские слова. Сначала такие возможности кажутся безграничными, с ним постоянно разговаривают, и почти круглосуточно говорит он сам. И кажется все идет прекрасно.. Но  такой ребенок иногда плохо спит, плачет во сне, становится капризным, вялым.

 Это происходит потому, что его слабая неокрепшая нервная система не справляется с потоком информации. Повышенная , возбудимость, капризы ночные страхи говорят о том , что нервная система ребенка утомлена, не справляется с информационной нагрузкой. Значит. малышу необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, особенно речевых. Для того чтобы предотвратить возникновение невроза нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры и не перегружать информацией.

Теперь поговорим о совершенствовании движений. Мы убедились в том, как тесно связаны между собой устная, письменная речь и движения, особенно мелкая моторика и речь. Присмотритесь к детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат столовые приборы, как работают ножницами, как  лепят, рисуют. Насколько координированы их движения. Для детей с несовершенной моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» ( когда щелчком сбивают шашки с доски), раскрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения. Очень важны работы по самообслуживанию. Не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает это вкривь и вкось, но сам, своими руками. Взрослых иногда это раздражает это детское «Я сам!», а зря. Нужно больше учить с ребенком наизусть, очень хорошо, когда он не стесняется читать стихи на праздниках, это воспитывает уверенность в себе.

       Нужно очень внимательно наблюдать за детьми, пытаться понять его интересы, знать характер ребенка. А главное – руководствоваться принципом «Не навреди».

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития ребенка, значит ему нужна помощь.

     Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет.

                                                                         

                                                                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как правильно наказывать ребенка"

Каждый ребенок - будущий взрослый. Он не должен остаться безнаказанным за плохой поступок. Но, существует множество различных наказаний, а какое же всё-таки выбрать........

Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".

Речевые  упражнения  для формирования  правильной  разговорной  речи, упражнения  без  музыкального  сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыка...

Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".

Речевые  упражнения  для формирования  правильной  разговорной  речи, упражнения  без  музыкального  сопровождения; упражнения, формирующие чувство  музыка...

Выступление на педагогическом совете. Саморазвитие. Тема: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».

Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста....

СООБЩЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Консультация на тему: "О правильном дыхании"

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием маленьких детей. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице,   делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот...

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...