Сентябрь 2025
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Надежда Вячеславовна

Конспект занятия по дифференциации звуков Л и Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff_r_l.docx13.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по дифференциации звуков Л и Р

Цель занятия: формирование умения различать звуки [л] и [р], развитие артикуляционной моторики, автоматизация правильного произношения, совершенствование слухового восприятия.

Ход занятия:

I. Организационный этап

- Приветствие детей.
- Проверка готовности к занятию.

Задача: Создание положительного эмоционального настроя, включение учащихся в процесс урока.

II. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для подготовки органов речи к правильному произнесению звуков [л] и [р]:

1. «Лошадка»:
Дети улыбаются, открывают рот и щелкают языком («цокают»).

2. «Маляр»:
Широкий язык двигается вперед-назад по нёбу, имитируя движение кисти маляра.

3. «Иголочка»:
Язык вытягивается вперёд узким острым краешком, стараясь удержать позицию.

4. «Барабанщик»:
Кончиком языка постукивать за верхними зубами, произнося звук похожий на «д-д-д».

Цель упражнения: Укрепление мышц губ, языка, улучшение подвижности языка.

III. Различение звуков [л] и [р]

Игра «Кто внимательный?»
Логопед называет пары слов, дети определяют, какой звук слышится первым ([л] или [р]):

| 1 | лук — рак
| 2 | лампа — рампа
| 3 | ложка — ромашка
| 4 | лодка — дорога
| 5 | колобок — корова

Задания для развития слуха:
— Назвать слова, начинающиеся на заданный звук.
— Повторить за учителем слоги, выделяя нужный звук голосом.

Пример задания:
Педагог читает ряд слов вслух, дети поднимают руку, услышав слово со звуком [л]: лимон, помидор, луна, ромашка, лошадь, рыба.

 IV. Автоматизация звуков в словах

Использование карточек с картинками и схемами слов для автоматизации звука в изолированном положении и составе слова.

Примеры упражнений:

1. Показ карточки → проговорить название предмета.
2. Игра «Собери цепочку»: собрать картинку по схеме, повторив слова.

Карточки:

- лампочка
- робот
- лодка
- ракета
- яблоко
- рысь

V. Заключительный этап

Подведение итогов занятия:

- Что нового узнали?
- Какие трудности возникли?
- Кто справился лучше всех?


Домашнее задание:
Выполнить артикуляционные упражнения дома перед зеркалом, повторить изученные слова с родителями.

Материалы и оборудование:

- Карточки с изображениями предметов.
- Иллюстрации животных, игрушек, продуктов питания.
- Картинки-схемы слов.
- Таблица артикуляции звуков.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся чётко отличать звуки [л] и [р], улучшат качество своего произношения, увеличат словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности методики Марии Монтессори" сентябрь 2025 год

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком....

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" сентябрь 2025 год

Чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику....

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе (сентябрь 2025)

Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического восп...

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с английским». Сентябрь 2025 года.

Реализация долгосрочного проекта по обучению старших дошкольников английскому языку в сентябре 2025 года...

Консультация "Как помочь ребёнку запомнить графическое изображения цифр" (Сентябрь 2025 год)

Очень часто бывает так, что ребёнок прекрасно считает от 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображённую на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него - это сложное абстрактное по...

Консультация для родителей по ПДД на тему: «Детский сад плюс семья». (Сентябрь 2025 год)

Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста и совместными усилиями детского сада и семьи....