Консультация для родителей "Употребляем предлоги правильно"
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей "Употребляем предлоги правильно"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Употребляем предлоги правильно»
Цель: привлечение родителей к совместному процессу обучения детей навыкам правильного употребления предложно-падежных конструкций
Задачи:
- Формировать у родителей представления о особенностях предложно-падежных конструкций у детей
- Предложить родителям игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций у детей
Ход мероприятия
Добрый вечер, уважаемые родители!
Важным показателем грамотной речи является умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребёнок попросту может не слышать их. Важно помочь ребенку. Правильное употребление предложно-падежных конструкций – это одно из условий красивой устной речи. Если ребенок правильно говорит, то и писать вероятнее всего будет правильно.
Важные правила:
1.Выделяйте голосом предлог в речи. Объясните, что это маленькое слово.
2.Произносите четко окончания существительных в сочетании с предлогами
3.Помогите понять значение каждого предлога (на – значит на поверхности чего-то, в - означает внутри чего-то, за -спрятано позади и др.)
4.Сопровождайте объяснение наглядностью (покажите, как кладете яблоко в тарелку, или книгу на стол)
5.У каждого предлога есть своя схема. Можно ей воспользоваться для наглядности, так маленькое слово легче запомнить.
В игре ребенку легче осваивать и запоминать любую информацию. Поэтому сегодня мы рассмотрим варианты игр и упражнений.
Дома бывает множество ситуаций для освоения детьми предложно-падежных конструкций. Например:
- Попросите ребенка помочь накрыть на стол. Пусть он проговаривает все действия: «Я кладу на стол ложки и вилки, Я ставлю на стол хлебницу».
- Убирая игрушки, также можно поиграть: говорите по очереди, кто что кладет («Я кладу медведя на полку, ставлю машину в гараж, короб с игрушками пол стол…»). Можно посчитать у кого больше баллов (верных предложений).
- «Незнайкины ошибки»
Взрослый просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под.
Дети отправились... лес. — Соседи торопятся... театр. — Лена любит детский сад («провокационное» задание). — Катя спешит... школу. —... столе стоит сервиз. —... ветках набухли почки. — Петух уселся... забор. — Коровы пасутся... лугу. — Земляника выросла... берёзой. — Марина идёт... зонтом.
- Игра «Куда села бабочка?»
Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА. Держим в руке игрушечную бабочку или её изображение и перемещаем её на различные предметы, спрашивая у ребёнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.
- Игра с мячом. Предлагаю поиграть в эту игру.
Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С. Бросаем и спрашиваем:
«С чем делают блинчики?» (С творогом).
«С кем ты дружишь?» (С Сашей).
«С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.
- Игра «Прятки».
Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребёнок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы, в которых есть предлог. Например: «Ты положила мяч в шкаф?», «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.
Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего обихода.
- Упражнение со схемами. Вырежете или распечатайте предметные картинки и схемы предлогов. Составляйте предложения с опорой на картинки. Посмотрите на доске три картинки: ваза – схема предлога НА – стол. Составьте предложение, пожалуйста. Верно, ваза на столе. По очереди с ребенком размещайте картинки и составляйте предложения. Иногда могут получится очень неожиданные варианты. Обсудите их вместе с ребенком, может такое быть или нет.
Еще один вариант проведения игр – это игры по дороге в детский сад.
Во это время можно поиграть в словесные игры. Например,
- «Угадай какое слово я пропустила (пропустил)». Взрослый говорит предложения без предлога, а ребенок добавляет маленькое слово.
- Можно заранее договориться, что по дороге в детский сад вы будете искать все, про что можно сказать на чем-то (птица на дереве, машина на дороге, листья на дереве). Если ребенку сложно, взрослый может помочь наводящим вопросом: «Посмотри, где сидит кошка? Верно, на скамейке.»)
- Еще вариант игры на усвоение навыка употребления предлога с. Задайте ребенку вопрос «С чем можно пить чай?» Предлагайте варианты ответов по очереди. (чай можно пить с печеньем, с конфетами и т.д.) Для повышения интереса можно считать баллы, или установить правило, правило – выигрывает тот, кто предложит последний вариант.
При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно, выделяя при помощи интонации и силы голоса.
Ещё нужно следить за тем, чтобы ребёнок тоже произносил предлоги отдельно от идущего за ним слова.
Употребление предлогов – сложная речевая конструкция. Даже в школе у многих детей возникают сложности при написании текстов, они не понимают, что предлог – это отдельное маленькое слово, пишут его слитно с существительным. Появляются стойкие ошибки на письме. Чтобы предотвратить эту ситуацию, давайте вместе поможем нашим детям освоить предложно-падежные конструкции.
Могу посоветовать вам книгу Татьяны Александровны Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений». В ней вы найдете много упражнений, которые помогут вашим детям правильно употреблять предлоги. Предлагаю вам взять буклеты с играми и упражнениями, которые мы сегодня рассмотрели.
Готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"
Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...
Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"
Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

Учим употреблять предлоги правильно
Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с нарушением речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов....

Консультация для родителей "Предлоги - важные словечки"
В коррекционной работе логопеда по устранению речевых нарушений очень важна помощь родителей. В данной консультации предлагаются игры для детей на развитие лексико-грамматических категорий, увел...
Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»
Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. ...
Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»
Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание. ...

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"
Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...
