Консультация для родителей "Употребляем предлоги правильно"
консультация по логопедии (старшая группа)

Бурова Татьяна Валерьевна

Консультация для родителей "Употребляем предлоги правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Употребляем предлоги правильно»

Цель: привлечение родителей к совместному процессу обучения детей навыкам правильного употребления предложно-падежных конструкций

Задачи:

  1. Формировать у родителей представления о особенностях предложно-падежных конструкций у детей
  2. Предложить родителям игры и упражнения для формирования предложно-падежных конструкций у детей

Ход мероприятия

Добрый вечер, уважаемые родители!

Важным показателем грамотной речи является умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции. В речи ребёнка предлоги появляются позже других частей речи. На первых порах дети употребляют предлоги неправильно или вообще их пропускают. В речевом потоке предлоги сливаются с другими словами, и ребёнок попросту может не слышать их. Важно помочь ребенку. Правильное употребление предложно-падежных конструкций – это одно из условий красивой устной речи. Если ребенок правильно говорит, то и писать вероятнее всего будет правильно.

Важные правила:

1.Выделяйте голосом предлог в речи. Объясните, что это маленькое слово.

2.Произносите четко окончания существительных в сочетании с предлогами

3.Помогите понять значение каждого предлога (на – значит на поверхности чего-то, в - означает внутри чего-то, за -спрятано позади и др.)

4.Сопровождайте объяснение наглядностью (покажите, как кладете яблоко в тарелку, или книгу на стол)

5.У каждого предлога есть своя схема. Можно ей воспользоваться для наглядности, так маленькое слово легче запомнить.

В игре ребенку легче осваивать и запоминать любую информацию. Поэтому сегодня мы рассмотрим варианты игр и упражнений.

Дома бывает множество ситуаций для освоения детьми предложно-падежных конструкций. Например:

  • Попросите ребенка помочь накрыть на стол. Пусть он проговаривает все действия: «Я кладу на стол ложки и вилки, Я ставлю на стол хлебницу».
  • Убирая игрушки, также можно поиграть: говорите по очереди, кто что кладет («Я кладу медведя на полку, ставлю машину в гараж, короб с игрушками пол стол…»). Можно посчитать у кого больше баллов (верных предложений).
  • «Незнайкины ошибки»

Взрослый просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под.

Дети отправились... лес. — Соседи торопятся... театр. — Лена любит детский сад («провокационное» задание). — Катя спешит... школу. —... столе стоит сервиз. —... ветках набухли почки. — Петух уселся... забор. — Коровы пасутся... лугу. — Земляника выросла... берёзой. — Марина идёт... зонтом.

  • Игра «Куда села бабочка?»

Игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - НА. Держим в руке игрушечную бабочку или её изображение и перемещаем её на различные предметы, спрашивая у ребёнка: «Куда села бабочка?». Например, на стул, на подоконник, на стену, на штору, на тумбочку и т. д.

  • Игра с мячом. Предлагаю поиграть в эту игру.

Эта игра направлена на закрепление навыка правильного употребления предлога - С. Бросаем  и спрашиваем:

          «С чем делают блинчики?» (С творогом).

          «С кем ты дружишь?» (С Сашей).

           «С кем ты ходил на прогулку?» (С братом). И т.д.

  • Игра «Прятки».

Прячем игрушки в разных местах, чтобы ребёнок не видел этого. Предлагаем ему угадать, куда мы положили игрушку, задавая вопросы, в которых есть предлог. Например: «Ты положила мяч в шкаф?», «Ты спрятала мяч за штору?», «Ты закатила мяч под кровать?» и т.д.

Такие игры полезно повторять, используя разные игрушки и предметы домашнего обихода.

  • Упражнение со схемами. Вырежете или распечатайте предметные картинки и схемы предлогов. Составляйте предложения с опорой на картинки. Посмотрите на доске три картинки: ваза – схема предлога НА – стол. Составьте предложение, пожалуйста. Верно, ваза на столе. По очереди с ребенком размещайте картинки и составляйте предложения. Иногда могут получится очень неожиданные варианты. Обсудите их вместе с ребенком, может такое быть или нет.

Еще один вариант проведения игр – это игры по дороге в детский сад.

Во это время можно поиграть в словесные игры. Например,

  • «Угадай какое слово я пропустила (пропустил)». Взрослый говорит предложения без предлога, а ребенок добавляет маленькое слово.
  • Можно заранее договориться, что по дороге в детский сад вы будете искать все, про что можно сказать на чем-то (птица на дереве, машина на дороге, листья на дереве). Если ребенку сложно, взрослый может помочь наводящим вопросом: «Посмотри, где сидит кошка? Верно, на скамейке.»)
  • Еще вариант игры на усвоение навыка употребления предлога с. Задайте ребенку вопрос «С чем можно пить чай?» Предлагайте варианты ответов по очереди. (чай можно пить с печеньем, с конфетами и т.д.) Для повышения интереса можно считать баллы, или установить правило, правило – выигрывает тот, кто предложит последний вариант.

При выполнении заданий с предлогами произносить их нужно раздельно и внятно, выделяя при помощи интонации и силы голоса.

Ещё нужно следить за тем, чтобы ребёнок тоже произносил предлоги отдельно от идущего за ним слова.

Употребление предлогов – сложная речевая конструкция. Даже в школе у многих детей возникают сложности при написании текстов, они не понимают, что предлог – это отдельное маленькое слово, пишут его слитно с существительным. Появляются стойкие ошибки на письме. Чтобы предотвратить эту ситуацию, давайте вместе поможем нашим детям освоить предложно-падежные конструкции.  

Могу посоветовать вам книгу Татьяны Александровны Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений». В ней вы найдете много упражнений, которые помогут вашим детям правильно употреблять предлоги.  Предлагаю вам взять буклеты с играми и упражнениями, которые мы сегодня рассмотрели.

Готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

Учим употреблять предлоги правильно

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с нарушением речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов....

Консультация для родителей "Предлоги - важные словечки"

В коррекционной работе логопеда по устранению речевых нарушений очень важна помощь родителей.  В данной консультации предлагаются игры для детей на развитие лексико-грамматических категорий, увел...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

 Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги.                          ...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание.    ...

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...