Роль миофункциональных нарушений в развитии речи
материал по логопедии

Хрипач Мария Геннадьевна

      Формирование речевой функции у ребенка во многом обусловлено унаследованными и приобретенными анатомо-физиологическими особенностями. В продуцировании речи в основном участвуют органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое нёбо). В зависимости от влияния артикуляторов на проблему произношения, дислалию, они классифицируются на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии — нарушения речи, обусловленные патологией нёба; глоссолалии — аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии — аномалиями формы или положения зубов.

      Однако нарушения произношения звуков часто обусловлены не только зубочелюстными деформациями. Более чем в 60% случаев они возникают в связи с миофункциональными проблемами, т.е. при нарушении функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. Причины этих проблем разнообразны. По мнению физиологов, они обусловлены возрастными особенностями развития ребенка и с физиологической точки зрения проявляются в повышении или снижении активности мышц языка и губ, асимметрией работы жевательных мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили постоянный суммарный тонус мышц лица, а недостаток активности жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности мышц мимических и языка. Из этого следует, что тренировка или развитие одной из групп мышц, как правило, не дает ощутимого эффекта. Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции (вестибулярные пластинки различных модификаций, детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка для восстановления миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области) могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом.

      Нарушение произношения фонемы звука [р]

      Такое нарушение наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, слабой подвижности кончика и края языка. У детей в этом случае наблюдаются сколиоз и слабость мышц шеи. Детям младше

      5 лет логопед обычно назначает использование вестибулярной пластинки с бусинкой, с которой особенно эффективны упражнения для двигательных мышц языка. При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в 2—2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после 5 лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического трейнера. Отгибая маркерный язычок силиконового тренажера, ребенок учится сбалансированной работе всех мышц языка, что обеспечивает нагрузку на жевательную мускулатуру.

      Артикуляция при воспроизведении звуков [т], [д]

      При произношении звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-нёбного затвора, производящего звук. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. При этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам. Нарушение произношения этих звуков появляется:

      • при открытом прикусе;

      • нарушении подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка);

      • прокладывании языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).

      Для повышения эффективности занятий детям до 5 лет рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка. Ее нужно носить 1 ч в день, а со второй недели дополнять ночным ношением. Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20—30 мин заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого следует применять пластинку с бусинкой или трейнер, в котором роль бусинки выполняет маркерный язычок — его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.

      Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до 5 лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, после 5 лет — использование трейнера ночью и 1 ч в день.

      Артикуляция при воспроизведении звуков [ш], [ж]

      Шипящие ш и ж относятся к группе язычно-передненёбных звуков. Для звука [ш] характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами образуется минимальное расстояние. Между твердым нёбом и языком возникает щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, расширенный кончик языка приподнимается, не соприкасаясь с твердым нёбом. Для звука [ж] характерна такая же артикуляция, но язык поднят более высоко в направлении твердого нёба.

      Искажению звуков [ш] и [ж] способствуют:

      • глубокий прикус;

      • прогнатия;

      • язычный наклон зубов;

      • ограниченная подвижность языка и губ.

      Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной пластинки с бусинкой. Ребенок должен удерживать губами пластинку, а логопед с ощутимым усилием вытягивать ее за кольцо, словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.

      С целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения нижней челюсти (прогнатии) стоматологи рекомендуют детям до 5 лет ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, детям старше — трейнера.

      Артикуляция при воспроизведении звуков [с], [з]

      Эти звуки относятся к группе язычно-зубных. При их произношении верхние и нижние резцы сближаются примерно на 1—1,5 мм и располагаются или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнимается и расширяется. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к нёбным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Произношение звука [з] отличается от артикуляционного уклада звука [с] незначительным поднятием спинки языка к твердому нёбу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота произношения зависят от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами. Если щель сделать несколько шире, звук [с] получится менее отчетливым, со свистящим шумом.

      Нарушение четкости произношения обусловлено:

      — губно-зубным сигматизмом (нарушением правильного произношения свистящих звуков) — нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток;

      — межзубным сигматизмом — язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость;

      — призубным сигматизмом — кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

      Нарушение произношения фонем наблюдается:

      • при открытым прикусе;

      • перекрестном прикусе;

      • затрудненной подвижности языка (короткая уздечка);

      • ротовом дыхании;

      • глотании с упором языка в нижнюю челюсть.

      При логопедической коррекции детям до 5 лет рекомендуется использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а также активная тренировка с применением 2—3 раза в течение дня по 15 мин, пластинки с бусинкой, помогающей развивать двигательные мышцы языка.

      Для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам разработана новая модификация пластинки с бусинкой, располагаемой на альвеолах, за верхними резцами. Ее можно использовать как для активной дневной тренировки, так и для ночного пассивного ношения.

      Детям старше 5 лет с целью коррекции открытого прикуса рекомендуется использовать трейнер, язычок которого способствует запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании слюны.

      Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль миофункциональных нарушений в развитии речи

      Формирование речевой функции у ребенка во многом обусловлено унаследованными и приобретенными анатомо-физиологическими особенностями. В продуцировании речи в основном участвуют органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое нёбо). В зависимости от влияния артикуляторов на проблему произношения, дислалию, они классифицируются на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии — нарушения речи, обусловленные патологией нёба; глоссолалии — аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии — аномалиями формы или положения зубов.

      Однако нарушения произношения звуков часто обусловлены не только зубочелюстными деформациями. Более чем в 60% случаев они возникают в связи с миофункциональными проблемами, т.е. при нарушении функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. Причины этих проблем разнообразны. По мнению физиологов, они обусловлены возрастными особенностями развития ребенка и с физиологической точки зрения проявляются в повышении или снижении активности мышц языка и губ, асимметрией работы жевательных мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили постоянный суммарный тонус мышц лица, а недостаток активности жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности мышц мимических и языка. Из этого следует, что тренировка или развитие одной из групп мышц, как правило, не дает ощутимого эффекта. Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции (вестибулярные пластинки различных модификаций, детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка для восстановления миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области) могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом.

      Нарушение произношения фонемы звука [р]

      Такое нарушение наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, слабой подвижности кончика и края языка. У детей в этом случае наблюдаются сколиоз и слабость мышц шеи. Детям младше

      5 лет логопед обычно назначает использование вестибулярной пластинки с бусинкой, с которой особенно эффективны упражнения для двигательных мышц языка. При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в 2—2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после 5 лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического трейнера. Отгибая маркерный язычок силиконового тренажера, ребенок учится сбалансированной работе всех мышц языка, что обеспечивает нагрузку на жевательную мускулатуру.

      Артикуляция при воспроизведении звуков [т], [д]

      При произношении звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-нёбного затвора, производящего звук. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. При этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам. Нарушение произношения этих звуков появляется:

      • при открытом прикусе;

      • нарушении подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка);

      • прокладывании языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).

      Для повышения эффективности занятий детям до 5 лет рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка. Ее нужно носить 1 ч в день, а со второй недели дополнять ночным ношением. Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20—30 мин заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого следует применять пластинку с бусинкой или трейнер, в котором роль бусинки выполняет маркерный язычок — его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.

      Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до 5 лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, после 5 лет — использование трейнера ночью и 1 ч в день.

      Артикуляция при воспроизведении звуков [ш], [ж]

      Шипящие ш и ж относятся к группе язычно-передненёбных звуков. Для звука [ш] характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами образуется минимальное расстояние. Между твердым нёбом и языком возникает щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, расширенный кончик языка приподнимается, не соприкасаясь с твердым нёбом. Для звука [ж] характерна такая же артикуляция, но язык поднят более высоко в направлении твердого нёба.

      Искажению звуков [ш] и [ж] способствуют:

      • глубокий прикус;

      • прогнатия;

      • язычный наклон зубов;

      • ограниченная подвижность языка и губ.

      Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной пластинки с бусинкой. Ребенок должен удерживать губами пластинку, а логопед с ощутимым усилием вытягивать ее за кольцо, словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.

      С целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения нижней челюсти (прогнатии) стоматологи рекомендуют детям до 5 лет ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, детям старше — трейнера.

      Артикуляция при воспроизведении звуков [с], [з]

      Эти звуки относятся к группе язычно-зубных. При их произношении верхние и нижние резцы сближаются примерно на 1—1,5 мм и располагаются или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнимается и расширяется. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к нёбным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Произношение звука [з] отличается от артикуляционного уклада звука [с] незначительным поднятием спинки языка к твердому нёбу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота произношения зависят от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами. Если щель сделать несколько шире, звук [с] получится менее отчетливым, со свистящим шумом.

      Нарушение четкости произношения обусловлено:

      — губно-зубным сигматизмом (нарушением правильного произношения свистящих звуков) — нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток;

      — межзубным сигматизмом — язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость;

      — призубным сигматизмом — кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

      Нарушение произношения фонем наблюдается:

      • при открытым прикусе;

      • перекрестном прикусе;

      • затрудненной подвижности языка (короткая уздечка);

      • ротовом дыхании;

      • глотании с упором языка в нижнюю челюсть.

      При логопедической коррекции детям до 5 лет рекомендуется использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а также активная тренировка с применением 2—3 раза в течение дня по 15 мин, пластинки с бусинкой, помогающей развивать двигательные мышцы языка.

      Для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам разработана новая модификация пластинки с бусинкой, располагаемой на альвеолах, за верхними резцами. Ее можно использовать как для активной дневной тренировки, так и для ночного пассивного ношения.

      Детям старше 5 лет с целью коррекции открытого прикуса рекомендуется использовать трейнер, язычок которого способствует запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании слюны.

      Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним  из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...

Роль логоритмических занятий в развитии речи у детей с нарушением зрения

В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Исследователями установлено, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным ...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Тема выступления из опыта работы: «Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста».

Мечты родителей  видеть своего ребенка идеальным во всех отношениях, на мой взгляд, наполнены романтизмом, так как мой жизненный опыт наблюдает оборотные стороны сверкающего лучика  мечты. Э...