Конспект занятия "Дифференциация Ш-Ж. Жук и змея"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект фронтального открытого логопедического занятия "Дифференциация Ш-Ж. Жук и змея" (фонематическое)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 310.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Жук и Змея. Дифференциация звуков [ш] и [ж]
Цель: Дифференциация звуков [ш] и [ж]
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- Закреплять умение различать буквы от звуков, давать характеристику согласным звукам.
- Знать характеристику звукам Ш и Ж.
- Формировать процессы слогового анализа и синтеза.
- Закреплять четкое чтение слогов, слов, предложений со звуками Ш, Ж.
2) Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.
- развивать лексико-грамматическую сторону речи.
- тренировать артикуляционную и мелкую моторику руки.
- развивать память, мышление.
3) Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать усидчивость,
- воспитание умения слушать и слышать логопеда.
- воспитание внимательности к ответам других детей.
Оборудование: зеркала, предметные картинки (звуки и буквы, гласные и согласные, большой и маленький сапог, флаг, утюг, пирог, круг), слоговые ряды, картинки с изображением артикуляционных упражнений (хоботок-улыбочка, качели, чашечка, лопаточка, часики), таблица со словами, домино, стихотворение на домашнее задание.
Ход деятельности
- Организационный момент:
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Гимнастика для язычка: арт. упр.«Маляр», «Ступеньки», «Лошадка», «Грибок».
2) Повторение пройденного материала.
- Чем отличаются звуки от букв? А гласные от согласных? (гласные звуки произносятся открытым ртом, только голосом, "горлышком", их можно пропеть, не смыкая губ и зубов, а согласные – наоборот, есть преграда (зубы, губы, язык). Мы выделяем гласные красным цветом, а согласные: синим - твердые звуки, зеленым-мягкие звуки).
3) Изучение нового материала.
Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть: «Ш-ш-ш...», а жук очень громко жужжал: «Ж-ж-ж...» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком. Услышав слово «змея», ты будешь шипеть: «Ш-ш-ш...», а при слове «жук» — жужжать: «Ж-ж-ж...»
Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок: «Ж-ж-ж...»)
Жук. Куда идешь, ежик?
Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.
Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок: «Ш-ш-ш...») Она никому не дает собирать фрукты.
Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.
Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок: «Ш-ш-ш...») Испугался и улетел жук. (Ребенок: «Ж-ж-ж...») А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок: «Ш-ш-ш...»), змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок: «Ж-ж-ж...») и поблагодарил ежика.
Задание 1. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам:
Как шипела змея?
Как жужжит жвук?
Чем похожи эти звуки?
( При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки — согласные).
Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.
(Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — звенит. Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий).
Задание 2. Игра «Ловишки»
Слова: школа, лыжи, шкаф, ландыш, пижама, жираф, шоколад, лужа.
Задание 3. Игра «Превращалки»
Замени первый звук в слове на звук Ж и назови полученное слово:
Тапки - шапки
Дар - шар
Мыло-шило
Топот-шопот
Губы-шубы
Маг-шаг
Замени первый звук в слове на звук Ж и назови полученное слово:
лук – жук
баба – жаба
мир – жир
пакет - жакет
бетон - жетон
билет - жилет
пучок – жучок
Задание 4. Работа у доски
Соединить с буквой Ш слова на Ш, с буквой Ж-слова на Ж.
Задание 4. Игра «Шифровальщик»
Отгадай зашифрованные слова по последним звукам слов-картинок (мышка, мишка). Сделай звуковой анализ слов.
Физ минутка « У жирафов»
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 2 р
На лбу, ушах, шее, на локтях
На носах, на животах, коленях и носках.
(Повторить 3 раза с убыстрением темпа).
Пальч гимн «Желуди»
Однажды буквы Ш и Ж купались в реке. Вдруг подул сильный ветер, поднялись
волны и буквы стали тонуть. Они закричали: «Помогите! Помогите!» На берегу
лежали буква Ы и буква И. Толстая, важная буква Ы только подняла голову,
посмотрела и продолжала лежать. А Буква И вскочила, бросилась на помощь.
Протянула одну руку букве Ш, а другую — букве Ж и вытащила их на берег. С тех
пор буквы Ш и Ж дружат с буквой И.
Почему плачет буква Ы?
Задание 5. Игра «Закончи слово»
Цели: развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза.
-ши или -жи: малы.., ланды.., но.., эта.., лу.., камы.., лы...
Задание 6. Игра «Помоги Незнайке»
Задание 6. Игра «Впиши слоги ШИ или ЖИ» Соедини с нужной картинкой (на инд листочках)
Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символ годаЧерно-синяя водяная змея.Аппликация "Змея 2013".Техника торцевания.
Наша фантазия безгранична, техник работ с бумагой большое разнообразие. И торцевание одна из них. Ребята из нашей группы с этой техникой знакомы давно, и уже выполнили очень много работ. Так как...

Конспект кукольного театра «Змей Еремей».
Ведущий: Любят сказки все на свете,Любят взрослые и дети.Сказки тайну открывают,Деток в гости приглашают.Сказки-ложь, да в них намек.Добрым молодцам урок. Дорогие ребята! Сегодня мы отправим...
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Змей Горыныч»
Цель. Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить находить выход из затруднительного положения. Применять умение читать на практике. Закреплять умение считать в пределах 15, лепить фи...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Змей Горыныч о трёх головах» в старшей группе «Солнышко»
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.Задачи: Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Змей Горыныч о трёх головах» в старшей группе «Солнышко»
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.Задачи:Образовательная: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.\...







