Картотеки упражнений по формированию речевого дыхания
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Картотека игр по развитию речевого дыхания, фонематического слуха
Картотека дыхательной гимнастики
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений для
развития речевого дыхания
у детей дошкольного возраста
Игра «Лестница»
Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Описание.
Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.
Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.
Игра «Кто дольше?»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.
Описание.
Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.
По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.
Игра «Вьюга воет»
Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.
Описание.
Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.
Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».
Игра «Надувайся, шар!»
Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].
Описание.
Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.
По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.
Игра «Надуй воздушный шарик»
Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.
Оборудование: неплотные воздушные шарики.
Описание.
Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.
Игра «Подуем в трубочку»
Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.
Описание.
Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.
Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.
Игра на тему: «Времена года»
«Маленькие художники».
Задача: научиться задерживать дыхание и делать полный выдох.
Описание.
Детям предлагается выдохнуть несколько раз на окно — 1 минута. Затем учитель просит нарисовать на этом кусочке какой-то рисунок. Задание воспитателя и является точкой пересечения с конкретной темой занятия.
Педагог вместе с детьми обсуждает получившиеся рисунки.
«Бабочки/листья/снежинки»
Задача: тренировать навык придавать определённую направленность струе выдыхаемого воздуха.
Описание.
Бабочек/листья/снежинки крепим на длинные нитки и размещаем либо на потолке, либо на палочке.
Дети дуют на объект так, чтобы они «летали».
Игры на тему: «Профессии»
«Регулировщик»
Задача: разрабатывать дыхательный аппарат.
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
Описание
Становимся прямо, ножки на уровне плеч, одну руку поднимаем вверх, а вторую отводим в сторону — 1 минута.
Делаем вдох через нос — ½ минуты.
Меняем положение рук на замедленном выдохе, произнося «р-р-р-р» — 1 минута.
Повторяем 5–6 раз — 2–3 минуты.
«Футболисты»
Задача: учиться направлять струю выдыхаемого воздуха.
Описание:
Садимся с детьми, выкладываем на лист плотной бумаги или картона по 2 ватных шарика. Дуем на них так, чтобы они упали на пол — 2 минуты.
Повторяем 5–6 раз — 1–2 минуты.
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речевого дыхания,
фонематического слуха
Игры на развитие речевого дыхания
Формирование длительного выдоха
Игра «Султанчик»
Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая внимание, как красиво разлетаются полоски.
Игра «Шарик» - на формирование произвольного ротового выдоха.
Подуть на лёгкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Пёрышко»
Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.
Игра «Ветерок»
Игра «Бабочка, лети» - на продолжительность ротового выдоха.
Дуть на бумажную бабочку, закреплённую по центру ниткой.
Бабочка летала,
Над Машенькой порхала,
Маша не боится,
Бабочка садится.
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребёнку, побуждая его подуть.
Игра «Загони мяч в ворота»
На небольшой «мячик» (из фольги, ваты) ребёнок и взрослый попеременно дуют,
перекатывая по столу.
Игра «Кораблик»
Игра «Задуй свечу»
Игра «Чей паровоз громче гудит»
Используются пузырьки из-под лекарств.
Игра «Угадай по запаху» - на формирование носового вдоха.
Игра «Пузырьки» - формирование предпосылок комбинированного типа дыхания
(вдох носом, выдох ртом).
Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля.
Ребёнок учится контролировать силу выдоха.
Игра «Капелька» - активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.
Игра « Мой сад» -контролировать силу воздушной струи.
В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются.
Игра «Катись, карандаш» - развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Дуть на карандаш, находящийся на столе.
Формирование речевого выдоха
Произнесение определённого количества слов на одном выдохе.
Показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:
3 – 4 года - 3 – 5 слов
4 – 6 лет - 4 – 6 слов
6 – 7 лет - 5 – 7 слов
Развитие фонематического слуха
Прежде чем научить различать и анализировать звуки, он должен уметь
сосредоточиться на звуке – это слуховое внимание, без которого невозможно слышать и понимать речь.
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,
звенит бубен и т.д.)
Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «О чём говорит улица?»
Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
Игра «Дятел»
Отстукивание ритма.
Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,
водящий определяет, кто «лягушка».
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Внимательные ушки»
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,
середина, конец слова).
Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.
Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра «Кто больше?»
Называть картинки с заданным звуком.
Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)
Игра «Картинке – своё место»
Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
Игра «Найди свою букву»
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
Игра «Построй пирамидку»
Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части
каждого - кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов,
вверх количество квадратов уменьшается.
Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и
короткого, для определения количества слогов.
Игра «Волшебный паровозик»
Используется для:
- определения места звука в слове
- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов)
- закрепления образа букв
Игра «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
Тема «Овощи»
Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!». Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.
Тема «Фрукты»
Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу1».
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о!». Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пты-пто, пта-пту-пты».
Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»
Тема «Человек»
Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).
Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а-а».
Эхо. Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у!»(Громко.)
Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у!» (Тихо.)
Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бюю»
Тема «Семья»
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»
Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».
Тема «Строители»
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдох звуки: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».
Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, третий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).
Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».
Тема «Одежда»
Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю». Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!, а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».
Тема «Посуда, пища»
Пьем коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох)
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
Тема «Домашние птицы»
Птичьи голоса. Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»
Тема «Домашние животные»
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.) Теленок: «му-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)
Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу», «Пли-пля-пле».
Тема «Зима»
Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга «С-с-с-с-с-с».
Тема «Дикие животные»
Ежики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».
Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
Тема «Дикие животные жарких стран»
Слон пьет воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет «раз», «два», «три»), затем выдох (под счет от «одного» до «пяти»).
Рычание тигра и тигренка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигренок – тихо, высоким голосом.
Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Тема «Птицы»
Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». перепелятник: «Кик-кик-кик». «Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри».
Произнести названия четырех-шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж…
Тема «Транспорт»
Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.
Насос. Произнесение звука с-с-с-с-с.
Машины едут по мокрой мостовой. Произесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
Тема «Бытовая техника и инструменты»
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» - «Вжи-вжа-вжо».
Тема «Весна»
***
Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
- Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу,
Я ступила на карниз
И боюсь свалиться вниз!
Кап!Кап!Кап!
Н.Полякова
Диалог Зимы и Весны
Говорит Весна:
- Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ:
- Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда:
- С крыши капает вода?
- Да! Да! Да!Да!
- Тают горки во дворах?
- Ах! Ах! Ах! Ах!
- А на речке треснул лед?
- Вот так! Так вот!
А. Лойко
Тема «Цветы»
Дети вдыхают аромат цветка.
На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Очень приятный запах. Очень ароматный цветок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса
Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей
Данная картотека содержит упражнения со звуками для развития речевого дыхания, тематические упражнения и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека упражнений для развития речевого дыхания
laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.
В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....
Картотеки упражнений по формированию речевого дыхания
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСАКартотека дыхательной гимнастикиКартотека игр по развитию речевого дыхания, фонематического слухаКартотека игр и упражнений для развития речев...
